Содержание
-
Реализация образовательных областей «Физическое развитие и здоровье детей» дошкольного возраста в соответствии с новыми ФГТ
pptcloud.ru
-
Актуальность проблемы разработки современных ФГТ и основной общеобразовательной программы дошкольного образования обусловлена рядом причин:
изменениями в федеральном законе «Об образовании»
-
Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством
3 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность
-
6.2. К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309–ФЗ внес в статью 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» новый пункт 6.2:
-
П. 4 ст. 7 ФЗ «Об образовании»
Под «структурой основных образовательных программ»понимается соотношение и объем их частей, а также соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
-
Причины
несоответствие временных стандартов требованиям последующих звеньев системы образования, поскольку они определяют нормативы, предъявляемые только к содержанию и методам воспитания, а не к структуре, объему программы и условиям ее реализации
-
расхождение между современными требованиями к аккредитации дошкольных образовательных учреждений и приказом МОРФ от 22.08.1996 № 448
-
отсутствие равных стартовых возможностей в подготовке детей к школе в условиях вариативного образования
-
издержки реализации принципа вариативности, приводящие к нарушению гармоничного баланса направлений личностного развития
-
Анализ действующих (комплексных) программ, проведенный сотрудниками института стратегических исследований в образовании и ФИРО показал, что
1) «цементирующей» основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности являются 4 направления, соответствующие основным линиям развития ребенка: - познавательно-речевое; - физическое; - социально-личностное; - художественно-эстетическое.
-
Анализ
2) «наполненность» каждого из вышеперечисленных направлений в анализируемых программах неоднородна в количественном и качественном отношении; 3) в настоящее время отсутствует единая точка зрения на то, каким должно быть содержание дошкольного образования, чтобы обеспечить достижение выпускником детского сада уровня физической и психологической готовности к школе для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования;
-
4) объем образовательной нагрузки по основным направлениям развития детей в действующих программах распределен достаточно неравноценно: 1 место - познавательно-речевое развитие (от 40 до 47% занятий); 2 место – художественно-эстетическое развитие (от 20 до 40%); 3 место – физическое развитие (19-20%). 4 место – социально-личностное развитие (от 0 до 13%).
-
5) в рамках вышеназванных основных направлений (социально-личностного, физического, познавательно-речевого, художественно-эстетического) объем образовательной нагрузки по различным видам деятельности детей (игровой, речевой, продуктивной и т.д.) представлен также неравноценно, с нарушением принципов возрастного подхода к образованию детей дошкольного возраста и требований СанПиН.
-
Основные направления развития детей и образовательные области Физическое развитие Познавательно-речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-личностное развитие Физическая культура Здоровье Художественное творчество Коммуникация Музыка Чтение художественной литературы Познание Кругозор Социализация Труд Безопасность
-
Структура Программы
Пояснительная записка Организация жизни и воспитания детей «Возрастные особенности детей», «Физическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательно-речевое развитие», «Психолого-педагогические результаты освоения программы». Программа должна соответствовать действующим санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН) и другим нормативным документам в части соблюдения требований к образовательной нагрузке детей дошкольного возраста.
-
Примерный общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования
-
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
Мониторинг проводится два раза в год (в октябре-ноябре, марте-апреле). Задача мониторинга: определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в ДОУ на развитие ребенка
-
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы Мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка
-
Мониторинг образовательного процессаоценка уровня развития:большинство компонентов недостаточно развиты – 1баллотдельные компоненты не развиты – 2 балласоответствует возрасту- 3 баллавысокий- 4 балла
-
Мониторинг детского развитияОценка уровня развития:большинство компонентов недостаточно развиты – 1 баллотдельные компоненты не развиты – 2 балласоответствует возрасту- 3 баллавысокий-4 балла
-
«Физическая культура»
– область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач: развитие основных движений детей; сохранение и укрепление здоровья воспитанников; воспитание физических и личностных качеств
-
в Российской Федерации значительно ухудшилось состояние здоровья детей. Исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН свидетельствуют об устойчивых негативных тенденциях в состоянии здоровья современных дошкольников. 69,5%-75,5% дошкольников имеют морфофункциональные отклонения, а 20% - хронические заболевания.
-
В структуре функциональных отклонений и заболеваний ведущие ранговые места занимают нарушения и заболевания костно-мышечной сердечно-сосудистой систем, психо-эмоциональные нарушения, невротические аллергические реакции.
-
современные старшие дошкольники отличаются от сверстников прошлых лет не только большей «нагруженностью» диагнозами, но и более низкие функциональные возможности. Снизился и уровень развития основных двигательных качеств (скорости, силы, выносливости)
-
Стратегия работы по физическому воспитанию и укреплению здоровья детей
Формирование физической культуры дошкольников должно быть определяющим в ходе подготовки детей к школе, поскольку оно создает фундамент для развития личностных, интеллектуальных, эмоционально-волевых и физических качеств, столь необходимых для обучения в школе, а также способствующих повышению неспецифической резистентности и оздоровлению детского организма.
-
-
Принципы построения программы
Принцип развития дошкольного и начального образования Принцип гуманитаризации Принцип целостности Принцип культуросообразности Принцип вариативности
-
Раздел «ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Задачи: Формировать у детей основы культуры здоровья. Воспитывать у детей культуру поведения, питания, общения. Формировать умения самостоятельно выполнять гигиенические и закаливающие процедуры: мыть и вытирать руки, чистить зубы, полоскать рот после приема пищи, уметь пользоваться носовым платком, прикрывать рот во время чихания и кашля, отворачиваясь в сторону, пользоваться салфеткой в процессе еды. Учить детей следить за своим внешним видом: причесываться своей расческой, следить за своей обувью и одеждой, уметь убирать за собой игрушки, пособия и постельные принадлежности; следить за своим туалетом. У детей формировать навыки правильного поведения за столом во время еды: пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом); есть аккуратно, медленно пережевывая пищу. Взрослым необходимо следить за осанкой детей. Рассказывать детям о строении их тела. Обеспечить понимание роли природных факторов для сохранения и укрепления здоровья, дать знания о естественных силах природы (солнце, воздух и вода). Побуждать осознанно относиться к собственному здоровью: соблюдать режим дня, выполнять культурно - гигиенические нормы и правила, использовать физические упражнения и игры оздоровительной направленности, принимать воздушные ванны, водные процедуры. Формировать устойчивую потребность в ежедневных занятиях физической культурой на основе развития у детей интереса к разным формам двигательной активности (утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, подвижные игры и спортивные упражнения, физические упражнения с использованием пособий, учебные занятия и самостоятельная двигательная деятельность, активный отдых, прогулки ). Привлекать семью к формированию у детей культуры здоровья и здорового образа жизни.
-
2.Обеспечивать условия охраны здоровья детей.
Проводить занятия в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями (соблюдать оптимальные объем умственной и физической нагрузки, продолжительность занятия в соответствии с СанПином. Предупреждать неблагоприятное влияние чрезмерных умственных и физических нагрузок, психоэмоционального напряжения, переутомления детей. Формировать положительные эмоции как важное профилактическое и оздоровительное средство в процессе разных видов детской деятельности. Обеспечить разнообразную двигательную деятельность. Создавать условия для проведения занятий, игровых упражнений с целью эмоционального раскрепощения детей. Не допускать негативные эмоции, формирующиеся в результате психологического дискомфорта детей (авторитарный стиль воспитания, несоответствие условий воспитания и образования возможностям и интересам детей).
-
3.Содействовать полноценному физическому развитию детей
Обеспечить детей рациональным режимом дня, включая разные формы двигательной активности детей, подобранные в соответствии с современными гигиеническими требованиями и с учетом сезонных, возрастных и индивидуальных особенностей детей (двигательный режим позволяет увеличить двигательную активность детей 5-7 лет за целый день их пребывания в ДОУ до 13,5 - 15 тыс.движений). Развивать и совершенствовать адаптивные и функциональные возможности детского организма средствами физической культуры. Соблюдать гигиенические требования к организации рабочего места во время занятий (соответствие функциональных параметров мебели антропометрическим показателям детей, уровня освещенности), а также гигиенические требования к физкультурному оборудованию, одежде и обуви, подобранной с учетом климатических, сезонных и погодных условий. Осуществлять контроль за физическим развитием детей (гармоничность физического развития, состояние осанки и стоп) и их состоянием здоровья (по субъективным жалобам ребенка). Прогнозировать течение адаптации ребенка к школе, используя комплекс медико и психолого-педагогических рекомендаций.
-
4. Привлекать родителей к формированию культуры здоровья и здорового образа жизни у детей.
Создавать единое информационное пространство для родителей и педагогов по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей. Осуществлять взаимодействие семьи и образовательного учреждения по изучению индивидуальных особенностей детей, их поведения, состояния здоровья, эмоционального тонуса, умственной и физической работоспособности. Обеспечить поддержку родителям в вопросах гигиенического и физического воспитания ребенка, которые включают: создание здоровьесберегающей среды, благоприятную гигиеническую обстановку, рациональный режим дня, питание, сон, оптимальный объем двигательной активности детей, использование основных средств физической культуры. Разъяснять родителям, почему дети не должны смотреть фильмы и телепередачи со сценами насилия, ужасов и жестокости. Познакомить родителей и педагогов с основными критериями здоровья: анамнез, физическое развитие и гармоничность ребенка, особенности нервно- психического развития, устойчивость организма к инфекционным и простудным заболеваниям, функциональные возможности организма, наличие базовых двигательных умений и навыков в играх и физических упражнениях, развитие физических качеств и двигательных способностей. Добиваться преемственности и взаимосвязи в работе поликлиники и образовательного учреждения на основе: проведения комплексной оценки состояния здоровья ребенка, проведенной с учетом результатов обследования специалистов, подготовки подробного эпикриза, определения готовности ребенка к поступлению в образовательное учреждение, прогнозирования течения адаптационного периода и медико и психолого- -педагогического назначения на период адаптации для родителей и персонала. Внедрять технологии взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию культуры здоровья ребенка через вариативные формы организации коллективного, индивидуального и наглядно – информационного сотрудничества
-
Раздел «Приобщим детей к физической культуре»
Задачи. 1. Расширять у детей представления и знания о многообразии физических и спортивных упражнений, физкультурного оборудования, о назначении и способах использования движений, о их практической значимости. Играть с детьми в подвижные игры, игры с элементами спорта. Использовать в работе с детьми: основные виды движений, общеразвивающие упражнения для разных групп мышц, строевые и танцевальные упражнения, спортивные упражнения; основные формы физического воспитания (утренняя гимнастика, учебные занятия по физической культуре, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, гимнастика после дневного сна, динамические паузы между занятиями, физкультминутки, недели здоровья, прогулки). Развивать интерес у детей к физической культуре и событиям спортивной жизни страны (художественная литература, беседы, видеофильмы, личный пример педагога и родителей).
-
2. Обогащать двигательный опыт детей и целенаправленно развивать у них физические и волевые качества.
Совершенствовать технику основных видов движений (в ходьбе, беге, прыжках, метании, бросании и ловле предметов, в лазании). Учить детей уверенно владеть основными движениями и базовыми умениями и навыками в спортивных играх и упражнениях. Формировать умения и навыки активного участия детей в разных видах двигательной деятельности, осознанно и самостоятельно использовать двигательный запас в различных условиях (при преодолении полосы препятствий, на спортивной площадке, в лесу, парке, в физкультурном и тренажерном залах). Обогащать двигательный опыт детей за счет приобщения их к разным видам занятий физической культурой. Развивать у детей чувство равновесия и координационные способности, пространственно- временную ориентировку. Расширять двигательный опыт детей в условиях социального партнерства с социокультурными учреждениями спортивной направленности (экскурсии, наблюдения, беседы, встречи, секции, кружки). Развивать устойчивую потребность в использовании подвижных игр, физических упражнений, игр с элементами спорта, спортивных упражнений в самостоятельной деятельности. Воспитывать у детей решительность, смелость, выдержку, самостоятельность, настойчивость для достижения определенной цели в процессе выполнения двигательных заданий. Развивать умения детей подчинять свои желания и интересы общим требованиям и правилам при выполнении различных игр и упражнений. Поощрять стремления детей к улучшению показателей физической подготовленности. Формировать потребность у детей к физическому самосовершенствованию.
-
3. Повышать уровень произвольности действий и развивать способность у детей к самоконтролю и самооценке движений
При выполнении движений создавать ситуации, способствующие развитию у детей умений ставить задачу и находить наиболее рациональные способы ее решения, соотносить последовательность, направление, характер действий с образцом. Формировать у детей понимание необходимости точного выполнения словесной инструкции в процессе двигательных заданий. Вызывать у детей стремление к освоению способов решения двигательных задач и к достижению высоких результатов в выполнении заданий по словесной инструкции, использованию схем, игр с правилами, двигательных заданий на полосе препятствий. Учить детей: осмысливать значение собственных усилий для решения учебной задачи и достижения результата; правильно оценивать свои силы и возможности, мобилизуя их, адекватно поставленным целям; соотносить результат движений с приложенными для этого усилиями
-
4. Развивать двигательное творчество детей на основе удовлетворения потребности в двигательной активности
Создавать условия для развития двигательного творчества детей, предоставляя им возможность выбора видов игр и упражнений, игровых сюжетов, физкультурных пособий. Формировать у детей положительную мотивацию к самовыражению в движении и образном перевоплощении на основе удовлетворения их потребности в двигательной активности (в музыкально- ритмических движениях, сюжетно – игровых композициях, играх- упражнениях имитационного характера). В процессе двигательной деятельности развивать детское творчество, используя, как репродуктивные методы и приемы обучения движениям, так и поисковые (схемы, дифференцированные задания детям с использованием карточек, алгоритмы). Учить детей придумывать разные варианты подвижных игр и игровых упражнений и развивать умения их реализовывать в самостоятельной деятельности.
-
Требования к условиям реализацииПримерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста
1. Работа по Программе осуществляется в соответствии с описанием рекомендованных педагогических технологий, организацией различных направлений образовательной деятельности со старшими дошкольниками, стилем и способами общения с ними, представленными в комплекте методического обеспечения: − «Здоровье и физическое развитие детей»; − «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»; − «Формирование элементарных математических представлений и развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста»; − «Ознакомление с окружающим миром»; − «Изобразительная деятельность и художественный труд».
-
2. Предметно-пространственная среда
– неотъемлемая часть целостной образовательной среды (и шире – общей культурной среды). Поэтому для полноценной реализации Программы должна быть обеспечена материально-техническая база: помещения и прогулочные площадки, материалы и оборудование для образовательного процесса, то есть предметно-пространственная среда.
-
Уровень физической подготовленности ребенкаможно определить, ориентируясь на развитие базовых двигательных навыков и физических качеств.
скоростных качеств - бег на 30м. с высокого старта: 8.5 – 6.2 сек; скоростно- силовых качеств - прыжок в длину с места: 90 – 145см., - бросок набивного мяча (весом 1кг.) вдаль из- за головы двумя руками из положения стоя: 150-300см.; ловкости и координационных способностей - метание вдаль мешочка с песком (вес 200гр.) удобной рукой на расстояния 5-7 м.; - статическое равновесие, стоя на линии пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги: 12.0 – 30 сек.; гибкости - наклон вперед из положения сидя: 5 – 10 см. за линию пяток; выносливости - бег на дистанцию (кто, сколько может) 500 - 1000 м., продолжительность 3-5мин
-
В качестве дополнительных тестов можно рекомендовать
: 1) скоростные качества: - бег 10 м. с хода: 3.00- 2.00сек; 2) скоростно-силовые качества: - прыжок вверх с места: 30-50см., - прыжок в длину с разбега: 120 – 200см., - бросок теннисного мяча (удобной рукой): 4-15м., 3) ловкость и координационные способности: - челночный бег 3 по 10 м.: 12,5 – 9,5 сек., - подбрасывание и ловля мяча: 10 – 20 раз, - отбивание мяча от пола: 10-25 раз, - прыжки через скакалку: 5-10 раз, - метание предмета в цель (вертикальную и горизонтальную) из разных и.п. с расстояния 4-5 м. 4) выносливость: - бег на 90 м.: 30,2 – 20,8 сек., - ходьба на лыжах переменным и скользящим шагом на расстояние 1,5 – 2 км. 5)силовая выносливость: - подъем туловища, из положения лежа на спине: 9 – 24 раз.
-
Физическое развитие
-
ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ
-
ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ
-
ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ
-
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни
-
Содержание образовательной области "Физическая культура"
направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
-
Содержание образовательной области "Здоровье"
направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
-
Содержание образовательной области "Безопасность
направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
-
Общие выводы
Алгоритм деятельности по разработке программы: предварительный системный анализ реализуемых в ДОУ программ соотнесение используемых программ с требованиями к структуре и условиям их реализации (ФГТ) проблемный анализ эффективности педагогического процесса, соотнесение инвариантной и вариативных частей, определение баланса личностного развития повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коллективная разработка программы
-
Региональный компонент, вариативная часть Программы отражает:
1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности (статус ДОУ, участие в проектах , ОЭР и др. 2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Кроме этого во второй части образовательной программы надо описать следующие разделы: Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста. Особенности организации образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста. Особенности организации образовательного процесса в структурных подразделениях (лекотека, СК, ГКП, ФОЦ и др.). Особенности организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания. В каждом из перечисленных разделов представляется: - режим работы, - перечень программ, технологий и пособий, - формы образовательной деятельности детей, - результаты освоения Программы.
-
Как быть с занятиями? Остается ли расписание занятий?
Занятия в ФГТ прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Игры – подвижные, хороводные, спортивные, игры-имитации, двигательно-дидактические Занятия по физкультуре – это сюжетные, тематические, комплексные, контрольно-диагностические занятия; игровые беседы с элементами движений, ритмические занятия Спортивные мероприятия- туризм, досуги, спортивные праздники, соревнования, дни здоровья, тематические досуги, театрализованные представления. Смотры и конкурсы, экскурсии Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей. Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования. В образовательной программе должна быть прописана реализация каждой образовательной области через различные формы. Что касается расписания занятий, методистам рекомендовано составлять его пока, как и прежде, на основе комплексной программы, но можно обозначить как «Реализация образовательных областей» и отметить какие области каждое занятие реализует. Например, физкультурное занятие может решать задачи области: «Познание», «Коммуникация»; Ознакомление с окружающим: «Познание», «Социализация», Безопасность» и т.д. В течение дня должны реализовываться все образовательные области.
-
Как планировать итоговые и промежуточные результаты освоения Программы?
Примерные итоговые результаты (портрет выпускника) описаны в ФГТ. При их составлении можно ориентироваться на результаты освоения детьми комплексной программы, по которой работает ДОУ, показатели развития детей также предложены в «Примерной общеобразовательной программе воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» авторского коллектива НИИ «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Во время переходного периода вариативность программ сохраняется, поэтому до принятия примерной основной общеобразовательной программы, мониторинг промежуточных результатов можно осуществлять с использованием диагностики тех результатов, которые заложены в реализуемой дошкольным учреждением образовательной программе («Истоки», «Детство», «Радуга» и др.)
-
Общие выводы
Особенности внедрения ООПДО: В заключение хочется пожелать всем успеха и отметить, что в новой образовательной программе на самом деле не так много нового: образовательные области. А интеграция, тематическое планирование, образовательная деятельность в процессе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей – все это многим хорошо знакомо.
-
Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа работоспособный деятельный и активный креативный любознательный инициативный здоровый открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе, уверенность в своих силах коммуника- тивность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследова- тельский интерес саморегуляция ответственность чувство собственного достоинства уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ≡ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.