Содержание
-
ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯЛисова Т.А. Директор МОУ СОШ №13
1
-
Внутришкольный контроль – это:-оказание методической помощи педагогам с целью совершенствования и развития мастерства; - взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на повышение эффективности образовательного процесса; - вид деятельности руководителей совместно с педагогическим коллективом и общественностью по установлению соответствия качества образования общегосударственным требованиям надиагностической основе. ВШК направлен на оценивание состояния всех систем, компонентов, ступеней УВП, выявление причин достижений и недостатков в работе, т.е. выявление проблем, изменение условий (коррекция) деятельности того или иного объекта.
2
-
Основания для организации внутришкольного контроля:- Закон РФ "Об образовании"- Типовое положение об общеобразовательном учреждении- Письмо Министерства образования РФ от 10.09.1999 г. № 22-06-874 "Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности"-Устав ОУ-Правила внутреннего распорядка для работников школы-Положение о ВШК (локальный акт ОУ)
3
-
Задачи ВШК:- осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования;- выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и нормативно-правовых актов, принятию мер по их пресечению;-анализ причин, лежащих в основе нарушения, принятие мер по их предупреждению;- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;- изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по рассмотрению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;- анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе;-оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.
4
-
5 Анализ Организация Контроль Регулиро-вание Планирование
-
6
-
Основные функциональные задачи – это:
7 Сбор и обработка информации о состоянии учебно-воспитательного процесса; Обеспечение обратной связи о реализации всех управленческих решений.
-
основные цели контроля:
8 Компетентная проверка выполнения решений руководящих органов в области образования; Сбор и обработка информации о состоянии учебно-воспитательного процесса; Обеспечение обратной связи в реализации всех управленческих решений; Умелое, корректное и оперативное исправление недостатков в деятельности исполнителей; Совершенствование управленческой деятельности руководителей образовательного учреждения в целом на основе развития их аналитических умений и навыков. Выявление и обобщение передового педагогического опыта.
-
9
-
Существующая практика внутришкольного контроля имеет следующие недостатки:-отсутствие системы контроля: нет распределения объектов контроля среди руководителей школы;-формализм в организации контроля: нет четко поставленной цели, отсутствуют или не используются объективные критерии оценки; контроль организуется для отчета и набора количества посещенных уроков или занятий;-односторонность внутришкольного контроля: контроль какой-либо одной стороны, одного направления педагогического процесса (например, контролируются только уроки русского языка и математики и др.);-участие в контроле только должностных лиц, без привлечения опытных учителей, методистов или, наоборот, недостаточное участие представителей администрации.Чтобы избежать этих и других недостатков, важно соблюдать основные принципы внутришкольного контроля:
10
-
Основные принципы внутришкольного контроля:- планомерность (проект плана внутришкольного контроля нарабатывается в течение всего текущего года, темы контроля намечаются на основании предшествующих инспектирований и решений (выводов) по ним. Планомерность внутришкольного контроля обеспечивает создание комфортных психологических условий для развития всех объектов ОУ); - обоснованность (четкое представление, понимание о том, что контролировать, когда и во имя чего); - полнота (охват всех компонентов, направлений системы жизнедеятельности школы, а также результативность их взаимодействия в достижении поставленных целей и задач); - компетентность проверяющего (достаточный уровень компетентности тех людей, кто готовится к предстоящему инспектированию); - открытость (это один из самых важных принципов ВШК. Каждый непосредственный участник УВП должен знать, в каком «состоянии» он находится, с целью дальнейшего планирования своего будущего развития); - непрерывность ( особенно важен этот принцип при отслеживании результатов труда учителя, что делает процесс формирования его профессиональной компетентности непрерывным);- систематичность– регулярное проведение контроля; создание в школе системы контроля, позволяющей управлять всем ходом педагогического процесса;-объективность – проверка деятельности учителя или педагогического коллектива в соответствии с требованиями государственных стандартов и образовательных программ на основе выработанных и согласованных критериев; - результативность (принятое решение (вывод) должно быть выполнимым, конкретным, направленным на положительные изменения, рост).
11
-
НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
12 контроль выполнения Закона РФ «Об образовании» (посещаемость занятий, питание, обучение на дому, комплектование классов, продолжение образования и трудоустройство 9-11 кл, работа Совета профилактики и др.) выполнение организационно-педагогических вопросов; качество и ход выполнения образовательных программ и государственных стандартов; ведение документации; методическая работа; уровень воспитанности обучающихся; состояние преподавания учебных дисциплин,реализующих образовательные,воспитательные и развивающие функции обучения; состояние и качество организации внеурочной воспитательной работы; уровень физического развития и здоровье обучающихся; работа с педагогическими кадрами; научно-педагогическая деятельность педагогических кадров; охрана труда и техника безопасности; исполнение нормативных документов и принятых решений
-
Виды ВШК
13 По Портнову: - предварительный - текущий - итоговый
-
Виды ВШК по Шамовой:
14 Тематический Фронтальный Персональный Классно-обобщающий Предметно-обобщающий Тематически-обобщающий Комплексно-обобщающий
-
Метод контроля– это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели. Наиболее эффективными методами контроля для изучения состояния образовательной деятельности являются:Наблюдение (внимательно следя за чем-либо, изучать, исследовать);Анализ (разбор с выявлением причин, определение тенденции развития);Беседа (деловой разговор на какую-либо тему с участием слушателей в обмене мнениями);Изучение документации (тщательное обследование с целью ознакомления, выяснения чего-либо);Анкетирование (способ исследования путем опроса);Хронометраж (измерение затрат рабочего времени на выполнение повторяющихся операций);Устная или письменная проверка знаний (испытание для выявления уровня обученности).
15
-
а) по признаку исполнителя контроля
16
-
б) по обхвату объектов контроля
17
-
в) по используемым методам
18
-
19
-
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
20 анализ учебно-воспитательного процесса; обоснование контроля(почему тот или иной участок школы); составление плана контроля; определение цели контроля (ставим узкую цель0,необходимо конкретизировать целевую установку; приказ о проведении контроля; разработка программы, включающей в себя цели контроля, объект контроля, задачи, методы контроля, исполнителей, где слушается, какие мероприятия необходимо провести; разработка схем контроля по разным направлениям; проведение совещания с проверяющими и проверяемыми; осуществление контроля (посещение занятий, проведение контрольных срезов, проверка документации и др.); получение и обработка информации; делаются выводы, раскрываются причины успехов и недостатков, определяются рекомендации:методические, по исполнению служебных обязанностей и др. (самое сложное); предварительная беседа с проверяемыми по результатам контроля; подготовка итогового документа по результатам контроля; принятие управленческого решения (перестановка кадров, обобщение опыта и т.д.); подготовка приказа по результатам контроля; определение сроков повторного контроля или снятие вопроса с контроля; обсуждение результатов внутришкольного контроля на педагогическом совете, на заседании методического объединения, методическом совете и др.; проверка исполнения указаний
-
Правила ВШК:1. ВШК осуществляет директор школы или по его поручению заместители директора , руководители МО, другие специалисты.2. В качестве экспертов к участию во ВШК могут привлекаться компетентные организации и отдельные специалисты из других учреждений.3. Директор ОУ издает приказ о сроках и теме предстоящей проверки, программе контроля, устанавливает срок предоставления итоговых материалов.4. План-задание определяет вопросы конкретной проверки; оно должно обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов ВШК для подготовки итогового документа по отдельным разделам деятельности школы или должностного лица. 5. Продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 5 уроков, занятий или других мероприятий.6. Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету ВШК.7. При обнаружении в ходе ВШК нарушений законодательства РФ в области образования, о них сообщается директору школы.8. Анкетирование обучающихся проводится по согласованию с психологической и методической службой учреждения и только в необходимых случаях.9. При проведении планового контроля не требуется предупреждение учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля.10. В экстренных случаях директор и его заместители могут посещать уроки учителя без предварительного предупреждения.11. При проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков.12. В экстренных случаях (письменная жалоба или нарушение прав ребенка, законодательства), педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков.
21
-
Только партнёрство и только помощь в преодолении негативных явлений – вот позиция проверяющих
22
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
23
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.