Содержание
-
Модели предшкольного образования в России
pptcloud.ru
-
Модели предшкольного образования (С-Петербург)
Условно можно выделить следующие «разноресурсные» (разнозатратные) модели предшкольного образования: • «Редукционная» модель – ориентированная в основном на формирование готовности к обучению. Воплощением такой модели является большинство существующих в настоящее время групп подготовки к школе, организуемых при школах.
-
• «Обогащающая» или «развивающая» модель – ориентированная преимущественно на личностное развитие ребенка. В этой модели внимание также может уделяться формированию физической готовности ребенка к школе. Предшколы этой модели могут существовать при Домах творчества юных, в которых есть специалисты, способные обеспечить всестороннее развитие ребенка.
-
• «Гармоничная» модель – ориентирована на полноценное формирование готовности ребенка к школе, т.е. готовность к обучению, все стороны личностной готовности, физическую готовность. Данная модель в полном объеме (в соответствующих программах и объеме часов) реализуется сейчас в условиях дошкольного образования – в детском саду.
-
Модель «предгимназия» - по сравнению с предыдущей моделью, ставит целью сформировать у ребенка не предпосылки к овладению чтением, письмом, счетом, но умения читать, писать, считать на достаточно высоком уровне. По результатам проведенного исследования (изучение особенностей адаптации «домашних» детей к школе) было выявлено, что они по сравнению с детьми, окончившими детский сад, испытывают больше трудностей в социально-психологической адаптации к классу, менее успешны в построении межличностных отношений и общении.
-
Поэтому, развитие коммуникативной компетентности «домашнего» ребенка должно быть в зоне особого внимания при любой модели предшкольного образования. «Домашний» ребенок. Предмет обучения и воспитания предшкольного образования – «домашний» ребенок 5-6 лет, не ходивший в детский сад. О детях данного возраста, посещающих детский сад, педагогам известно, но знаний и опыта взаимодействия с большим количеством «домашних» детей – нет.
-
Отсюда вытекает обоснованная необходимость проведения исследования психологических особенностей «домашних» детей, что будет основой построения взаимодействия с ними. Реализация любой модели предшкольного образования требует: специальной дополнительной работы по обоснованию и разработке (адаптации) программ созданию всего учебно-методического комплекса предшкольного образования подготовку специалистов, владеющих методикой работы с детьми старшего дошкольного возраста
-
Модель предшкольного образования(«Эврика»- Екатеринбург)
Звено «предшкольное образование» создается в качестве специальных групп в следующих учреждениях (организациях): детских дошкольных общего типа (ДДУ); детских дошкольных санаторного типа; комплексах: детский сад – начальная школа, детский сад – полная средняя школа; реабилитационных центрах, где интегрированы оздоровительно-образовательные программы для детей от 2-х до 17 лет; прогимназиях с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.); иных образовательных учреждениях (организациях), обеспеченных государственной аттестацией и аккредитацией, реализующих программы дошкольного и начального школьного образования.
-
Предшкольное образование может осуществляться: в группах полнодневного пребывания с «полным образовательным циклом»; в утренних либо вечерних группах (посещение 3-4 раза в неделю развивающих занятий); в вечерних разновозрастных группах (занятия по интересам, общение); в группах «выравнивания», коррекции и оздоровления; в семейных группах (дети-родители).
-
Группы для детей в возрасте 5-7 (в отдельных случаях - 8) лет могут размещаться в учреждениях, осуществляющих дошкольное или начальное школьное образование при наличии условий, соответствующих потребностям ребенка дошкольного возраста, с учетом особенностей режимной организации: помещения для учебной, досуговой, игровой деятельности, комнаты для отдыха, спальные, раздевалки, пищеблок, медицинский кабинет, прачечная, санитарные узлы и другие необходимые помещения.
-
Организация образовательного процесса. Участниками образовательного процесса являются дети в возрасте 5-7, в отдельных случаях - 8 лет, их родители (законные представители), педагогические и медицинские работники. Преемственность дошкольного и начального школьного образования характеризуется: 1) постепенным переходом от досугово-игровой к учебной деятельности (в дошкольном звене - преимущественно игровая; в предшкольном - преимущественно игровая с элементами учебной; в начальном школьном звене - преимущественно учебная с элементами игровой),
-
2) развитием в начальной школе детско-взрослого взаимодействия на принципах равноправного сотрудничества при демократическом стиле общения, 3) использованием «сквозных» программ дополнительного образования и специальных «переходных» программ. Единство и целостность образовательного пространства обеспечивается: преемственными образовательными программами. единой развивающей досугово-культурной средой; общей моделью ресурсного обеспечения; системой стандартов и гарантий; едиными профессионально-педагогическими принципами и нормами; сквозными методическими принципами;
-
Основными формами образования детей в предшкольных группах являются: Сюжетно-ролевые, театрализованные, развивающие, компьютерные и подвижные игры, продуктивная художественно-эстетическая деятельность, экспериментирование и опытническая деятельность, общение, конструирование и моделирование, учебные занятия. Детско-взрослое сотрудничество, исходящее из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития с учетом личного опыта, баланс разных видов активности детей – умственной и физической, а также разных видов детской деятельности, создание развивающей среды Профессионально квалифицированное сопровождение ребенка составляет основу организации образовательного процесса.
-
НИРО (Нижегородский институт развития образования)
Примерные модели организации подготовки детей к школе: открытие учреждений «Начальная школа – детский сад» в районах Нижегородской области создание мини-групп для детей, не посещающих ДОУ на базе учреждения «Начальная школа – детский сад» дополнительное комплектование старших (5-6 лет) и подготовительных (6-7 лет) групп в детском саду (в том числе, социальных для малообеспеченных и неблагополучных семей) социальные и платные группы кратковременного пребывания детей в условиях ДОУ (группы выходного дня, 1-2 дня в неделю)
-
открытие групп по подготовке к школе интернатного типа (5–ти дневного пребывания) для детей из малообеспеченных семей в ДОУ и учреждении «Школа – детский сад» открытие групп по подготовке к школе детей с ослабленным здоровьем группы подготовки к школе детей по расширенным образовательным программам (иностранный язык, художественно-эстетическое развитие и пр.) открытие в ДОУ соответствующего вида лекотек и центров игровой поддержки ребенка
-
развитие домашнего образования детей через систему гувернерской службы под патронажем районного отдела образования или администрации ДОУ организация семейного образования (силами родителей) по подготовке детей к школе под патронажем районного отдела образования или администрации ДОУ открытие консультативных пунктов на базе ДОУ с привлечением квалифицированных специалистов (психологов, логопедов, дефектологов, медицинского персонала и пр.) открытие социальных детских садов как одного из видов расширение сети частных детских садов, открытие частных групп в условиях ДОУ
-
Программное обеспечение При подготовке детей к школе использовать программы, рекомендованные ФЭС министерства образования и науки РФ Комплексные программы: «Подготовка к школе» - авторы: Н.А. Федосова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» - под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой « Детство» - авторы: В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина, З.А. Михайлова, Л.М. Гуревич «Истоки» - авторы: Т.И. Алиева, Т.В. Антонова« Развитие» - авторы: под редакцией О.М. Дьяченко Комплексная «Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст» - авторы: Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова «Предшкольная пора» под ред. Н.Ф. Виноградовой
-
Чему и как учат наших детей?
В последнее время главной заботой родителей, когда их ребенок достигает трех лет, становятся не игрушки, не сказки и потешки и даже не укрепление здоровья, а… его поступление в школу. Это странно, но понятно. Для того чтобы ребенка приняли в хорошую школу (а значит, для того чтобы он получил приличное образование, а потом удачно устроился в нашей трудной жизни), ему уже в шесть лет нужно выдержать ответственный экзамен на “готовность”. Следовательно, нужно как можно раньше начать обучение.
-
Учат читать, считать до 100 и обратно, учат иностранному языку, логике, риторике, грамматике, математике и даже философии. За такой детский сад родители готовы платить немалые деньги – ведь для своего ребенка, его будущего ничего не жалко. И воспитатели в соответствии с законами рыночной экономики охотно идут навстречу потребителю (то есть родителю) и учат. В результате система дошкольного воспитания все более превращается в начальную ступень школьного обучения.
-
Такая тенденция является не только неоправданной ни с педагогической, ни с психологической точки зрения, но и весьма опасной: она может вызвать непредсказуемые последствия. Дело в том, что в силу своих психологических особенностей дети дошкольного возраста (до 7 лет) не способны к осознанной и целенаправленной учебной деятельности (Д.Б.Эльконин, Е.Е.Кравцова, Е.О.Смирнова и др.) Знания и умения, приобретаемые в процессе учебных занятий и не включенные в жизненные интересы детей, не имеют для дошкольников личного смысла, а потому плохо усваиваются и, естественно, не дают развивающего эффекта.
-
Заучив какие-либо термины и формулировки, дети не понимают их и не могут использовать на практике. Несмотря на огромные усилия педагогов и дошкольников, готовность последних к школе остается весьма сомнительной (Л.А.Парамонова, Е.О.Смирнова, Н.Ф.Виноградова и др.) Дети не могут учиться только потому, что этогохотят взрослые. И не могут не потому, что они ленивые и непослушные, а потому, что они – дети.
-
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развиваются воображение, творчество, общая инициативность Все эти важнейшие качества формируются не в процессе учебных занятий, а в главной деятельности дошкольника – в игре. Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что сейчас дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству, и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры. В качестве главной причины этого обычно называют недостаток времени на игру.
-
Действительно, в большинстве детских садов режим дня столь перегружен различными занятиями, что на свободную игру остается не более часа. Однако и в этот час дети, по наблюдениям педагогов, не умеют содержательно и спокойно играть. Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей к другому – от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества – в семье, во дворе, в квартире – встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они не только не умеют этого делать, но и не считают важным.
-
В результате игра уходит из жизни дошкольника, а вместе с ней уходит и само детство. Как известно, именно благодаря игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общительность, воображение, сознание ребенка. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребенок добровольно подчиняется определенным правилам (открытым или заданным в игровой роли), причем именно выполнение их доставляет ему максимальное удовольствие. Это делает поведение ребенка осмысленным и осознанным. Отношение современных дошкольников к игре (а значит, и сама игровая деятельность) существенно изменилось.
-
Из игры уходит “правилосообразность”: дети в большинстве случаев не знают правил игры или не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить свое поведение и свои желания с идеей – с образом идеального взрослого или образом правильного поведения. А ведь именно это самостоятельное регулирование своих действий превращает ребенка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Конечно, это не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения – бытовыми, учебными, коммуникативными, дорожного движения и прочими. Однако эти правила исходят извне, со стороны взрослых, а ребенок лишь вынужден принимать их и приспосабливаться к ним.
-
Главное преимущество игровых правил заключается в том, что они добровольно и ответственно принимаются (или порождаются) самими детьми, поэтому в них, в правилах, представление о том, что и как надо делать, слиты с желаниями и эмоциями. Уход таких правил из игры может свидетельствовать о том, что у современных детей игра перестает быть “школой произвольного поведения”, но никакая другая деятельность для ребенка 3–6 лет выполнить эту функцию не может. А ведь произвольность – это не только действия по правилам, это осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего этого.
-
Казалось бы, детям вместо игр можно предлагать простые учебные задания на сравнение, обобщение, классификацию и т.д., представленные в занимательной форме. Но это не то же самое, что игра! Однако эти формы не могут заменить игру потому, что значительная часть детей (59-60%) только через игру приходит к пониманию подобных заданий , поскольку в игре образуются «зоны ближайшего развития» (Т.И. Бабаева) Исследования ученых убедительно показали, что если у детей плохо развита игра, то как правило, затормаживается и искажается развитие мышления Недооценка игры для психического развития ребенка и его подготовки к школьному обучению порождает ряд проблем, которые, в большинстве случае не могут быть в дальнейшем решены
-
Преимущества раннего обучения очевидны только в первые 2–3 месяца школьной жизни – таких “готовых” детей уже не надо учить читать и считать. Но как только нужно проявить самостоятельность, любознательность, способность решать и думать – эти ребята пасуют и ждут указаний взрослого. Такая готовность не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению: пресытившись принудительными учебными занятиями в детском саду, дети часто не хотят идти в школу или теряют интерес к учебе уже в младших классах.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.