Содержание
-
Система оценивания планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
СечкинаЮ. А., учитель начальных классов МКОУ «Киреевский ц о № 1»
-
Принципы оценочной деятельности учителя: Оценивание является постоянным процессом. Оценивание может быть только критериальным. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат. Система оценивания должна включать учащихся в контрольно-оценочную деятельность и формировать у них привычку к самооценке и взаимооценке. В оценочной деятельности реализуется принцип распределения ответственности между участниками образовательного процесса.
-
Технологияоценивания– это технология действия в ситуациях оценивания, которая описывается в виде следующих правил действия:
-
ПравиладействияПравило1«Что оценивать?»- оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т. е. умения по использованию знаний.
Оцениваем результаты – предметные, метапредметные и личностные! Результаты ученика – это действия( умения) по использованию знаний в ходе решения задач. Отдельные действия , прежде всего успешные, достойны оценки( словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки. Результаты учителя – это разница между результатами учеников в начале обучения и в конце обучения.
-
Оценка – словесная характеристика результатов действий ( «молодец», «оригинально» и т. п.). Оценка может быть максимально разнообразной, вариативной в зависимости от учебных задач. Оценка всегда направлена «во внутрь», в личность школьника. Оценка эмоциональна. Отметка – это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы. Главная задача отметки – установить уровень (степень) усвоения школьником программы. Отметка обращена во вне, в социум. Отметка подчеркнуто формализована. Отличие оценки и отметки:
-
Правило2 Кто оценивает?»- учитель и ученик вместе определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Ученик может аргументированно оспорить выставленную отметку. Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Используются следующие формы самооценки:
-
Алгоритм самооценки: 1Какова была цель задания ( задачи )? ( Учимся вспоминать цель работы ) 2 Удалось получить результат ( решение, ответ ) ? ( Учимся сравнивать результат с целью ) 3 Выполнил правильно или с ошибкой ? ( Учимся находить и признавать ошибки ) 4 Самостоятельно или с чьей-то помощью ? ( Учимся оценивать процесс )
-
Алгоритм самооценки: 1Какова была цель задания ( задачи )? ( Учимся вспоминать цель работы ) 2 Удалось получить результат ( решение, ответ ) ? ( Учимся сравнивать результат с целью ) 3 Выполнил правильно или с ошибкой ? ( Учимся находить и признавать ошибки ) 4 Самостоятельно или с чьей-то помощью ? ( Учимся оценивать процесс )
-
Внешнее выражение уровня самоконтроля Я это умею и могу двигаться дальше. Я понял материал урока и справился со всеми заданиями. Этот способ деятельности мной еще не освоен. Мне не все понятно, в моей работе есть ошибки, мне нужна помощь. Я не понял материал, не мог выполнить задания, мне срочно требуется помощь.
-
Варианты самооценки письменных работ
оценка учеником уже выполненной, но не проверенной учителем работы. Данная оценка способствует формированию самоконтроля и чаще всего используется учителем на уроке; оценка учеником уже проверенной, но не оцененной учителем работы. Эффективна на первом этапе формирования самооценки и контроля; прогностическая оценка – является наиболее важной и сложной, но именно она становится базой для формирования умения оценивать себя. Ребёнок работает со шкалой непосредственно перед выполнением работы. Чаще всего такой способ оценивания применяется на самостоятельных, контрольных работах.
-
Оценочные шкалы представляют собой отрезки, которые чертят в тетради рядом с работой. Учитель и ученики договариваются, по каким критериям будет оцениваться работа. А (аккуратность) П (правильность) Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень «Волшебные» линеечки (по Г. Цукерман)
-
безударные парные правописание гласные согласные чк,чн,щн После выполнения работы ученики оценивают свой результат по шкале, ставя крестик в том месте, которое соответствует их оценке своей деятельности. Проверяя работы, учитель показывает, насколько он согласен с оценкой детей.
-
Такая оценка позволяет ребенку: Удерживает учебную функцию оценки. Помогает избежать сравнения детей между собой. Соотносить свою оценку с оценкой учителя. Увидеть свои успехи.
-
Карта самоотчета Чтобы помочь учащимся осмыслить свою работу на уроке, используется проверочный лист. Ученик должен обвести или раскрасить рисунок, соответствующий степени его участия в ходе урока или в работе творческой группы.
-
В ходе проекта я…
-
Карта понятий – это оценочная методика. Карта состоит из названия понятий, помещенных в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному. Карта понятий позволяет учителю: проверить уровень понимания учеником учебного материала; оценить сложность установленных школьником структурных взаимосвязей. Использование карты понятий в системе оценивания позволяет корректировать образовательные действия ученика.
-
Карта понятий
-
Сигнальные карточки +Я понял всё. -Не усвоил, сомневаюсь. ?Не понял.
-
«Сколько ставить отметок ?» По числу решенных задач! За каждую учебную задачу или группу заданий – задач, показывающую овладение требуемым действием (умением), определяется и, по возможности, ставится отдельная отметка. Правило 3
-
Исключения: На уроках при отработке навыков часто используются однотипные упражнения. В этом случае «задачей» считается группа подобных упражнений. Если задание выполнено не отдельным учеником, а всем классом, отметка конкретному ученику не ставится. Если ребенок активно работал в течение урока фронтально, но не выполнял определенного задания, а только дополнял ответы других.
-
« Где накапливать отметки и оценки?» В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных ) и в портфеле достижений. Таблицы результатов образования составляются из перечня действий, которыми должен и может овладеть ученик. В них выставляются отметки, баллы или проценты. Используют: таблицы предметных результатов; таблицы метапредметных результатов; таблицы личностных результатов (заполняется на основе не подписанных учениками диагностических работ ; результаты фиксируются по классу в целом ). Правило 4
-
Оценочные листы
-
«Мои достижения» О. Б. Логинова С. Г. Яковлева Итоговая комплексная работа для определения уровня сформированности предметных навыков и компетентности ребенка в решении разнообразных проблем.
-
Портфолио
Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) – комплект документов, оценка предметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.
-
Основные разделы портфолио: Показатели предметныхрезультатов (контрольные работы, выборки творческих, проектных и других работ по разным предметам). Показатели метапредметных результатов. Показатели личностных результатов (прежде всего, во внеучебной деятельности).
-
-
«Когда оценивать?»- за каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка: за задачи , решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, т. к. в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, т. к. каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право её пересдать. Правило5
-
«По каким критериям оценивать?»- оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности, которая затем соотносится с баллом. Итоговые оценки и отметки (за триместр) рекомендуется определять не просто за отрезок учебного года (число уроков в триместре), а за учебный модуль ( блок тем), который изучали в этот отрезок учебного времени. Правило 6
-
«Как определять итоговые оценки?» Итоговые оценки и отметки ( за четверть, полугодие, триместр ) рекомендуется определять не просто за отрезок учебного года, а за учебный модуль ( блок тем ), который изучали в этот отрезок учебного времени. Итоговая оценка выражается в характеристике продемонстрированного учеником на данном отрезке времени уровня образовательных возможностей. Итоговая отметка – это показатель уровня образовательных возможностей. Правило 7
-
Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных учебных действий, с технологией критического мышления. Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
-
Виды рефлексии: Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Рефлексия деятельности (дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом). Рефлексия содержания учебного материала (используется для выявления уровня осознания содержания пройденного).
-
-
-
-
Каждый вагончик поезда обозначает этап урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в вагон, символизирующий задание, которое было интересно выполнять.
-
-
«Плюс» – что понравилось на уроке, какая информация может быть полезной. Минус» - что не понравилось, показалось скучным, осталось непонятным. Любопытные факты, о которых узнали на уроке.
-
ИННОВАЦИОННАЯ ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬСПОСОБСТВУЕТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ, УСИЛИВАЕТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СИСТЕМЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, А ТАКЖЕ СВЯЗАННЫХ С НИМИ НАВЫКОВ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.
-
Положительные изменения: повышается комфортность обучения; сохраняется мотивация к обучению и познанию; повышается работоспособность, организованность школьников; растёт способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений; усиливается ответственность учеников за процесс и результат непрерывного самообразования; формируется мощная мотивация саморазвития, самосовершенствования, мотивация достижения; обучающиеся обладают набором как ключевых компетенций, так и по различным отраслям знаний.
-
Правила оценочной безопасности: Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки! Ставь перед ребенком конкретные задачи. Не скупись на похвалу. Хвали исполнителя, критикуй исполнение. Даже в море неуспеха можно найти островок успешности.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.