Содержание
-
СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ
МАОУ СОШ № 9 2015-2016 учебный год Степаненко А.С., социальный педагог
-
Понятие «неблагополучная семья»
Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».
-
Проблемы неблагополучных семей:
социальные материальные медицинские психологические педагогические
-
Типология неблагополучных семей
-
«Трудные» родители:
В такой семье часто одинокая мать, которой ребёнок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишённостью духовного контакта.
-
Помощь:
Расположить мать к себе, заручиться доверием, если она отнесётся настороженно, не спешить обижаться; Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять и контролировать своё отношение к ней; Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его и её, матери, будущее; Деликатно, тактично прикоснуться к сокровенным чувствам, естественному желанию матери устроить свою личную жизнь, пробудить в ней потребность в душевных контактах с ребёнком, в обмене мыслями, совместном решении повседневных жизненных проблем.
-
Семья, где господствует безнадзорность:
В семьях этого типа родители , как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.
-
Помощь:
Терпеливо, без назидания и упрёков доказать родителям пагубность их «образа жизни» на растущую личность, обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд и обиду на отца и мать, ведущих аморальную жизнь. Выяснить, кто из родителей пользуется наибольшим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни. Подростка необходимо включить в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.
-
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью:
В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.
-
Помощь:
Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение в систе6матическую и методическую работу школы с родителями учащихся. Очень важно пробудить у отцов и матерей интерес к самообразованию, внушить мысль, что все дети нуждаются в образованных родителях.
-
Семьи, в которых отдаётся приоритет материальному благополучию:
В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители поощряют эти качества своих детей.
-
Помощь:
Изменить ориентацию родителей только на материальные ценности, заинтересовать внутренним духовным миром подростка. Хорошо помогает» дипломатический подход»: при встречах с родителями дома, в школе косвенное воздействие, опираясь на их здоровые интересы, приводя при этом примеры из жизни других семей, на служение людям, доброту, благородство поступков.
-
Семьи с завышенными требованиями :
Родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.
-
Помощь:
Доказать родителям, что с ребёнком необходимо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы, относиться к нему как к человеку, который имеет права на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребёнку – главные средства в воспитании.
-
Формы и методы работы с неблагополучными семьями:
Диагностика (наблюдения специалистов, анкетирование, опросы, тестирование, анализ школьной документации, анализ развития, успеваемости и посещаемости школы). Индивидуальная работа (письма родителям, советы по преодолению сложных жизненных ситуаций, консультации специалистов, семейная терапия, индивидуальные беседы, психотерапия, родительские собрания и т.д.)
-
Групповая работа ( класс, спортивные группы, клубы различной направленности, тренинговые группы, семейные праздники, экскурсии, концерты, выставки, медицинские профосмотры, трудовые бригады). Профилактика семейного неблагополучия (всеобуч, ознакомление с психолого-педагогической литературой, лектории для подростков, летний лагерь и т.д.)
-
Общественное воспитание и поддержка (обучение чему-то полезному, акции милосердия, трудотерапия, материальная поддержка, льготы, помощь одеждой и обувью, бесплатные обеды и т.п.)
-
Помните, что…
Неадекватное отношение родителей к подростку обуславливает его тревожное состояние, эмоциональный психологический дискомфорт и как следствие – отклоняющее поведение ребенка. Уровень развития личности подростка зависит и от создания условий родителями. Негативные взаимоотношения между взрослыми и подростком формируются при неблагоприятном климате в семье, и подросток, протестуя против таких отношений, может до конца не осознавая свои поступки идет на крайние меры, иногда в виде девиантного поведения. Взрослые должны всегда помнить, что подросткам хочется видеть в родителях друзей, которые помогут решить проблемы самосознания и самоопределения. Самому сделать это бывает не под силу, появляется чувство безысходности, и не от отсутствия информации, а от отсутствия взаимопонимания, сочувствия.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.