Содержание
-
Тренинг для воспитателей дошкольных отделений "Психологическая готовность педагога к работе с неблагополучными семьями". «Этика педагогического общения»
Работа с неблагополучными семьями “Дети – это наше будущее! Оно должно быть хорошим вооружением для борьбы за наши идеалы”. Н.К.Крупская "Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери" В.А.Сухомлинский Подготовила: воспитатель: Зенкова Л.Ф.
-
Граждане РФ – записано в статье Конституции – обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественному труду, растить достойными членами нашего общества. На современном этапе развития общества резко возрастает роль укрепления и развития тесной связи во взаимодействии детского сада, семьи и общественности.
Совместнаяработавоспитателейиродителейвформированииличностиребенкаспервыхлетегожизниимеетнетолькопедагогическое,ноиглубокообщественное,социально-педагогическоезначение.Неповторимаяэмоциональнаяатмосферасемейныхотношений,постоянствоидлительностьобщенийивзрослыхвсамыхразныхжизненныхситуациях,какиестественновозникающаятрудоваядеятельность–всеэтодолжнооказыватьсильнейшеевоздействиенавпечатлительного, склонногокподражанию дошкольника
-
Причинынеблагополучия:
Злоупотребление алкоголем, где чаще всего формируются личности с отклонениями в нравственном и психическом развитии, представляющие опасность для общества. Конфликтные ситуации (открытые и скрытые). Ориентация на материальное обеспечение ребенка, отсутствие заботы о его воспитании и духовном развитии. Начало периода распада неблагополучной семьи с переходом в неполный вид.
-
Общие критерии неблагополучия семьи:
1. Асоциальноеповедение 2. Ненадлежащее выполнение родительских обязанностей (пед. заброшенность, родители не обеспечивают ребёнка всем необходимым для нормального развития, ребёнок по каким-либо причинам не посещает детский сад и т.д.) 3. Насилие в семье.
-
Эти критерии касаются не только родителей непосредственно, но и всех членов семьи.Также необходимо помнить, что понятие благополучной или неблагополучной семьи может применяться только в отношении конкретного ребёнка. Только система «семья-ребёнок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.
-
Факторынеблагополучнойсемьи
медико-биологические: группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери, пренатальный и постнатальный (первые 3 года) периоды развития; социально-экономические: многодетность, неполная семья, несовершеннолетние родители, безработные родители; социальная изоляция семьи, связанная как с утратой семьей социальных связей одного из супругов, так и с социальной дискриминацией матери-одиночки; факторы социального риска : как правило, худшее, чем в полных семьях, материальное положение, неприспособленность к жизни в обществе: бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, агрессивное поведение); психологические: отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, фрустрация базовых потребностей; педагогические: несоответствие содержания программ ОУ и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к познанию, закрытость для положительного опыта и др.
-
Характерными чертами неблагополучных семей является внутренняя нестабильность, не осознание возможностей удовлетворения своих потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций. Дети не всегда способны успешно преодолеть стрессовые ситуации, поэтому перед всем педагогическим коллективом встаёт вопрос о том, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совпадать с негативными эмоциональными переживаниями. В силу своих возрастных особенностей дети оказываются особенно восприимчивыми к негативным социальным воздействиям. Говоря о способах помощи таким детям, нужно в первую очередь сказать, что для этого требуется изменить ситуацию в семье, т.к. семья – основа воспитания и развития ребёнка, именно родители и близкие люди формируют личность, характер маленького человека. Без этого все старания специалистов детского сада по его адаптации окажутся напрасными.
-
Главный метод помощи неблагополучным семьям – сопровождение.
Сущностной характеристикой сопровождения в психологическом плане является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе комплексного сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную (нони в коемслучаенеизбыточную) поддержкудляпереходаотпозиции «Я немогу» к позиции «Я могусамсправлятьсясосвоимитрудностями».
-
Методы работы с неблагополучными семьями:
Недостаточная информированность родителей о методах воспитании Наблюдение и консультации воспитателя,учителя, психолога, социального педагога. Помощь психотерапевта семье и детям. Проведение семинаров, бесед на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов. Вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции.
-
Принципами работы с социально неблагополучными семьями определяются:
презумпция невиновности, фасилитация и стимулирующая оценка (на основе помощи и поддержки специалистов создаются предпосылки для преодоления кризиса в семье); индивидуально-дифференцированный подход (конкретная адресная помощь семье в ситуации кризиса, взаимоподдержка в рамках родительского сообщества); систематичность и последовательность (специалисты обеспечивают постоянный контакт с семьей, включают родителей в деятельность ДОУ в течение всего периода адаптации ребенка); доверительные, равнопартнерские отношения между педагогами и членами семей воспитанников; уважение норм и ценностей семьи; ориентация на развитие позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи; адекватное показаниям использование различных методов в работе педагога- психолога и других специалистов детского сада.
-
Анализ работы воспитателей с родителями в дошкольных учреждениях часто показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества детского сада и семьи в нем имеются и недостатки: 1. Воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы; 2. Содержание педагогического просвещения родителей недостаточно дифференцированно, при выборе методов сотрудничества воспитатели не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей; 3. Довольно часто воспитатели используют лишь коллективные формы работы с семьей.
-
В деятельности детского сада определяются следующие этапы в работе с семьей:
Ознакомительный (сбор информации, оценка ситуации, знакомство). Изучение семьи (определение внутрисемейных проблем и затруднений в воспитании детей). Просветительский (оказание помощи в семье в ситуации кризиса). Коррекционный (решение конкретных проблем семьи, повышение уровня социальной компетентности родителей, психолого-педагогическая работа в семье).
-
Основныекритерииоценкистепенисоциальногоблагополучиясемьи,которымируководствуютсяпедагогивработе,следующие:
Жизнеобеспечение (занятость родителей, их социальный, образовательный, материальный статус). Организация быта (тип жилья, санитарно-гигиенические условия, условия жизни ребенка в семье). Физическое здоровье (диагностика, хронические болезни, профилактика, гигиена). Духовное и моральное здоровье (вредные привычки, рецидивы, психологическое благополучие). Воспитание детей (стиль воспитания в семье, психологическая, психотерапевтическая, педагогическая, юридическая помощь). Внутренние и внешние коммуникации семьи (открытость семьи, тип семьи, характер детско- родительских взаимоотношений, отношения между супругами).
-
Алгоритм работы педагога с неблагополучной семьей.
1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей); 2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи; 3-й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни; 4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов; 5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций; 6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи; 7-й этап: составление карты семьи.
-
7-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения. Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т. д.); 8-й этап: составление программы работы с неблагополучной семьей; 10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи; 11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй. 1, 2, 3 этап предполагает диагностику, результатом которой должно стать отнесение семьи к той или иной категории.
-
Рекомендуемые методики диагностики семьи:
Наблюдение, опросные методики, самодиагностика (диагностика типового семейного состояния, самодиагностика родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин), беседы, анкетирование, тестирование, проективные методики («Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи» изучение продуктов детской деятельности
-
Кроме этого, изучению семьи способствует ее посещение:
Здесь важны беседа с родителями и детьми, наблюдение за их взаимоотношениями во время встреч. Уделять внимание нужно всем категориям семей. Это будет являться профилактикой, предупреждая переход благополучной семьи в неблагополучную.
-
Приознакомлении с игровой деятельностьюможно уделитьвниманиеследующимвопросам:
Наличие игрушек, их соответствие возрасту ребенка и его интересам; Размещениеигрушек, ихсостояние; Что побуждает родителей покупать игрушки; Любимые игрушки ребенка, какими игрушками ребенок любит играть дома и знают ли об этом родители; Решают ли родители педагогические задачи с помощью игры; Когда и с кем дети играют (с братьями, сестрами, с другими детьми и т.п.).
-
При выявлении характера трудового воспитания педагог выясняет:
Есть ли у ребенка систематические трудовые обязанности в семье, их содержание, направленность; Как дети выполняют эти обязанности; Какие орудия труда есть у ребенка, где они хранятся; Установлено ли определенное время для выполнения ребенком трудовых обязанностей; Учат ли родители детей работать, практикуют ли совместный труд с детьми; Интерес ребенка к отдельным видам труда.
-
“Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение” (А.С.Макаренко).
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.