Содержание
-
Работа педагогов с проблемными семьями
-
Основная цель воспитательной работы с «трудными» детьми и семьями заключается в предупреждении и преодолении трудновоспитуемости, как целостного процесса, осуществляемого в рамках системного подхода, предполагающего: организацию предупредительной работы с детьми; укрепление положительных качеств ребенка; адаптацию его в коллективе сверстников; педагогическую диагностику.
-
Цели работы с «трудными» подростками и семьями:
Включение «трудного» воспитанника в социальные внутриколлективные отношения, привлечение его к социально ценной деятельности с учетом его положительных качеств, возможностей и способностей. Нормализация и регуляция взаимоотношений воспитателей и воспитуемых. Использование всех имеющихся возможностей школы, семьи и общественности для формирования у них объективной самооценки, положительного поведения. Снятие ребенка с внутришкольного учета и КДН
-
Термин к подростку «трудновоспитуемый» означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. И как результат, - сначала «трудные» дети и школьники, а затем – взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.
-
В чем же причины такого отставания?
Во-первых – психологические особенности Во- вторых – «трудный» подросток и «трудные» семьи – понятия неразделимые. В – третьих – образ жизни отцов и матерей
-
Причины, порождающие «трудных» подростков:
Отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет; Незнание их интересов и потребностей; Политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность; Усиление влияния псевдокультуры; Неблагоприятные семейно-бытовые отношения; Отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям; Чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки; Сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства; «Эпидемия» разводов; Потеря эмоциональных контактов с детьми
-
На что жалуются родители?
Потеря контакта с ребенком Агрессивное поведение ребенка Несогласие родителей с кругом общения ребенка
-
Трудности родителей в воспитании ребенка связаны с противоречием между восприятием их маленькими, когда те уже перестают такими быть и попыткой родителей заставить быть своих детей взрослыми, но взрослыми по отношению к самим себе. Одна из основных сложностей «трудных» семей – это неустроенность собственных супружеских отношений. Ссоры и разлуки не оставляют сил на детей. Очень часто родители недооценивают важность доверительных разговоров и совместно проведенного времени с ребенком.
-
Типы проблемных семей
-
Семьи, в которых «трудные» родители. Семьи, в которых господствует безнадзорность. Семьи, характеризующие педагогической неграмотностью родителей. Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью.
-
Дисфункциональные семьи – многодетные; неполные; мать – несовершеннолетняя. Семьи социального риска – родители вернувшиеся из мест лишения свободы.
-
Этапы работы с «трудными» несовершеннолетними и их семьями
Диагностический– оказание социально-правовой помощи (составление диагностики на ребенка, заполнение социального паспорта, в котором отражаются основные сведения о семье). Осуществляется тесная связь с Социально-реабилитационным центром и с КДН. Одновременно осуществляется и психолого-педагогическая и медицинская диагностика. У таких детей наблюдаются отклонения в психоэмоциональной сфере, внешняя агрессивность, тревожность. Такие дети физически ослаблены, с различными хроническими заболеваниями. Среди них «лидирует» социально-педагогическая запущенность и инфекционные заболевания
-
Коррекционно-реабилитационный – осуществляется оказание помощи семье и реабилитация трудных подростков. В период пребывания в социально-реабилитационном центре трудным подросткам оказывается психосоциальная, медицинская, коррекционно-реабилитационная помощь. Постреабилитационный – проводится профилактическая работа через оказание экстренной социальной помощи «трудным» подросткам в условиях дневного и круглосуточного пребывания в социально-реабилитационном центре. Оказывается консультативная помощь подросткам, родителям несовершеннолетних, широкому кругу населения.
-
Задачи классного руководителя по работе с проблемными семьями
-
При работе с «трудными» родителями:
Расположить родителей к себе, заручиться доверием. Попробовать посмотреть на себя глазами матери Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее. Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем
-
При работе с безнадзорным ребенком:
Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут. Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать. Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни. Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить конторль.
-
При работе с педагогической неграмотностью родителя:
Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями. Пробудить интерес к самообразованию. Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.
-
При работе с семьями, где приоритетом являются материальные ценности :
Изменить жизненную ориентацию родителей. Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира. При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы.
-
При работе с семьями, в которых используются жестокие меры воспитания :
Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы. Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение. Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство воспитания.
-
Возрастные особенности «трудных» детей.
-
В младшем возрасте :
-
Классный руководитель должен:
Научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности; Создавать «ситуацию успеха» для таких учащихся; Вовлекать ребёнка в интересующую его деятельность( игру, труд, учёбу, досуг); Обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки; Учить уважать товарищей и взрослых; Развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.
-
В среднем возрасте
-
Классному руководителю необходимо:
Подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и за свою деятельность ; Научить различать истинную и ложную красоту человека; Воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку; Выработать адекватную самооценку; Правильно подобрать поручение в классе с учетом интересов ребёнка и сообщества сверстников; Создать «ситуацию успеха» в учебном процессе;
-
В старшем возрасте
-
Классному руководителю необходимо организовать
Общение в микрогруппах ближайшего окружения; Деятельность, направленную на самопознание и самоопределение учащихся, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.