Содержание
-
Уровневая система высшего образования pptcloud.ru
-
2.1. Модель Bachelor – Master
2 Мировой тенденцией развития высшего образования сегодня является распространение англосаксонской модели двухуровневой подготовки специалистов в различных областях знаний и сферах профессиональной деятельности, в том числе в области техники и технологий. В этой модели первый уровень образования и профессиональной подготовки соответствует присуждаемой степени « бакалавр » ( в оригинале Bachelor ), второй уровень – степени « магистр » ( в оригинале Master ).
-
3 Наиболее убедительным свидетельством распространения двухуровневой системы подготовки специалистов является, так называемый, Болонский процесс в Европе, сопровождающийся практически повсеместным переходом на программы двух циклов, а по сути, на модель «Bachelor – Master » в связи с декларацией, подписанной в 1999 г.в г. Болонье ( Италия ) министрами, отвечающими за высшее образование в 29 европейских странах, включая лидеров – Германию и Францию. Сегодня к Болонской декларации присоединились уже 45 стран, в том числе Россия.
-
4 Главная причина широкого распространения модели «Bachelor – Master» заключается в том, что двухуровневая система подготовки специалистов оказалась более адаптированной к рыночной экономике, доминирующей в современном мире. Длительное время двухуровневая система реализуется в США, Великобритании, Канаде, Австралии и других развитых странах, в немалой степени определяя их экономические успехи.
-
5 Эти страны являются крупнейшими экспортерами образовательных услуг на мировом рынке подготовки специалистов с высшим образованием. Они определяют глобальные тенденции развития высшей школы, являются пионерами в совершенствовании содержания образования, освоении перспективных образовательных технологий, применении эффективных форм организации учебного процесса.
-
6 Исторически двухуровневая система степеней « Bachelor – Master » впервые появилась в университетах стран Европы в XII-XIII вв. В то время университеты были связаны с профессиональными цехами или гильдиями. Преподаватели факультетов, получавшие от гильдии право обучать студентов, именовались Master.
-
7 Степень Master, по сути, была профессиональным сертификатом. Степень Bachelorявлялась промежуточным этапом для получения степени Masterи присуждалась кандидатам, прошедшим 3-х или 4-х годичный курс обучения – тривиум ( грамматика, риторика, логика ), и успешно сдавшим экзамены преподавателям, имевшим степень Master.
-
8 Во второй половине XII в. университет г. Болоньи впервые присудил степень Doctorв области гражданского права. Несколько позже степеньDoctor стала присуждаться в области медицины, теологии, философии и в других университетах Европы.
-
9 Следует отметить, что в то время степени Master и Doctorбыли эквивалентны. Парижский университет во Франции, например, использовал степень Master, и ему стали следовать первые английские университеты – Оксфордский и Кембриджский.
-
10 В Германии термины Master и Doctorсначала были взаимозаменяемы, однако, со временем, термин Doctorстал применяться по отношению к более высокой степени. В дальнейшем это получило распространение во всей Европе.
-
11 В настоящее время в англосаксонских странах и ряде других государств распространены все три академические степени – Bachelor,Masterи Doctor. Степень Bachelor, как первая университетская степень, в США присуждается, обычно, после 4-х лет обучения, в Великобритании – после 3-х или 4-х лет в зависимости от университета ( в университетах Шотландии, как правило, после 4-х лет обучения ).
-
12 Степень Masterтребует дополнительных одногогода или двух лет занятий в университете, а для получения степени Doctor ( обычно, доктор философии – PhD ) требуется более длительноеобразование и исследовательская работа. В США имеется также степень Associate, присуждаемая, в большинстве случаев, после двух лет обучения, как правило, двухгодичными колледжами. Эта степень имеет более низкий статус, чем степень Bachelor и часто профессионально ориентирована.
-
13 В университетах Японии, также реализующих многоуровневые программы подготовки специалистов с высшим образованием, в настоящее время присуждаются бакалаврская степень ( Gakushi ) после 4-х лет обучения в университете и докторская степень ( Hakushi ), требующая дополнительных от двух до пяти лет образования и занятий научными исследованиями. В ряде случаев присуждается магистерская степень ( Shushi ).
-
14 Традиционная система высшего образования во Франции имеет особенности. Программы высшего образования делятся на три цикла, по окончании каждого из которых студент получает соответствующий диплом и имеет возможность продолжить образование, в том числе, в другом вузе. Во время первого цикла, длящегося два года и завершающегося экзаменами, студент получает высшее общее ( DEUG ) или техническое (DEUST ) образование.
-
15 Второй цикл уже представляет собой профессиональную подготовку. Он состоит из двух одногодичных ступеней, каждая из которых завершается экзаменами, в случае успешной сдачи которых студент получает диплом « лицензиата » ( Licence ) и « мэтриз » ( Maîtrise ), соответственно.
-
16 Программы третей ступени, длящиеся один год, завершаются получением диплома о высшем профессиональном образовании (DESS) с соответствующей специализацией или диплома об углубленном фундаментальном образовании (DEA ) если программа имела исследовательский характер. Докторская степень – высшая научная степень присуждается, как правило, обладателям диплома DEAпосле обучения в докторантуре в течение двух - четырех лет, сдачи экзаменов и защиты диссертации.
-
17 Традиционная система высшего образования в Германии – моноуровневая, как и в России. Длительность освоения образовательных программ подготовки специалистов в университетах также составляет пять лет. В технических университетах выпускникам присваиваются квалификации дипломированного инженера Diplom-Ingenieur( Dipl.-Ing.), а в университетах прикладных наук (University of Applied Sciences – Faсhhoсhsсhule) реализуются 4-х летние программы подготовки практических инженеров для различных отраслей промышленности.
-
18 Практически во всех развитых странах континентальной Европы, таких как Италия, Бельгия, Голландия, Дания, Швеция, есть свои особенности и традиции высшей школы. Существуют различные степени и квалификации, присуждаемые и присваиваемые выпускникам вузов. Однако, европейские страны договорились к 2010 г.согласовать системы высшего образования – перейти на двухуровневую подготовку специалистов и ввести степени, сопоставимые с Bachelor и Master.
-
19 В англосаксонских странах наиболее широко применяются степени Bachelor/ Master of Science ( бакалавр /магистр наук ) в различных областях : - математике (BS/ MS in Mathematics), естественных науках, например, в биологии (BS/ MS in Biology), технике и технологиях, например, в механике (BS/ MS in Mechanical Еngineering), компьютерах (BS/ MS in Computer Science) и др.,
-
20 а также степени Bachelor/ Master of Arts ( бакалавр / магистр искусств ) в различных областях гуманитарных наук : истории (BA/ MA in History), экологии (BA/ MA in Environmental Protection), политологии (BA / MA in Political Science) ит.д.
-
21 Обычно, научная область или техническое направление указываются дополнительно к наименованию степени. Однако, в ряде специфических областей, таких как медицина, образование, юриспруденция, изящные искусства и в некоторых других областях сфера деятельности указывается в наименовании самой степени: Bachelor of Medicine ( MB),Bachelor of Education ( BЕd),Bachelor of Law(LB), Master of Fine Arts ( MFA).
-
22 В последнее время стало тенденцией указывать профессиональную область непосредственно в наименовании степени при получении высшего образования в сферах бизнеса – Master ofBusiness Administration ( MBA), социальной работы – Master of Social Work ( MSW), техники и технологии – Bachelor of Engineering( BЕng).
-
23 В области техники и технологий за рубежом присуждаются степени бакалавра и магистра наук (Bachelor of ScienceиMaster of Science) после освоения программ, ориентированных, в основном на теоретическую и исследовательскую инженерную деятельность, а также степени Bachelor of EngineeringиMaster of Engineering, после освоения программ, ориентированных на практическую инженерную деятельность.
-
2.2. Номенклатура образовательных программ
24 Номенклатура программ в области техники и технологий за рубежом, существенно отличается от российского традиционного списка специальностей. По данным общественно-профессиональной организации США - Accreditation Board for Engineering and Technology( ABET ), с 60-х гг. прошлого века до настоящего времени количество направлений инженерной подготовки в американских университетах практически не изменилось.
-
25 В 1980-2000 гг.список программ в США включал около 50 основных направлений подготовки специалистов в области естественных наук, техники и технологий. Однако по сравнению с 60-ми гг. список программ обновился примерно на 20 %.
-
26 Наибольшее распространение в настоящее время имеют программы подготовки инженеров в таких областях профессиональной деятельности, как электротехника ( Electrical Engineering), электроника ( Electronic Engineering), механика ( Mechanical Engineering), химические технологии (Chemical Engineering), гражданское строительство (Civil Engineering), материаловедение (Material Sciences), компьютерная техника (Computer Engineering), горное дело (Mining Engineering) и ряде других областях.
-
27 Исчезли программы с узкой специализацией, например, такие как технические науки о стекле (Glass Engineering Science), технические науки о жидкости и термальные технологии (Fluid and Thermal Engineering Science), береговая и океанографическая техника (Coastal and Oceanographic Engineering), металлургическая техника (Metallurgical Engineering), геофизическая техника (Geophysical Engineering), нефтяная и газовая техника (Petroleum and Natural Gas Engineering) и другие.
-
28 Появились новые программы в таких областях, как применение компьютерной техники в электротехнике (Computer Engineering Option in Electrical Engineering), материаловедение и техника (Material Science and Engineering), структурный инжиниринг (Structural Engineering), инжиниринг городских систем (Urban Systems Engineering),
-
29 применение технологических процессов в механике (Manufacturing Processes Option within Mechanical Engineering), применение природоохранной техники в гражданском строительстве (Environmental Engineering Option in Civil Engineering), применение строительной техники и организации управления в гражданском строительстве (Construction Engineering and Management Option in Civil Engineering) и другие.
-
30 В список инженерных программ в США включены современные интегрированные междисциплинарные программы, например, по направлению электротехника и компьютерная техника (Electrical and Computer Engineering ) вместо двух программ по отдельным направлениям.
-
31 В перечне направлений США присутствует около двух десятков программ, которым трудно найти аналоги в отечественной номенклатуре специальностей: конструкционный инжиниринг (Construction Engineering), системный инжиниринг (System Engineering), структурный инжиниринг (Structural Engineering), системный анализ и инжиниринг (System Analysis and Engineering) и другие.
-
32 В других странах структура программ подготовки инженеров аналогична. В Канаде, например, существует около 40 основных образовательных программ в области техники и технологий и около 50 их комбинаций с другими областями знаний.
-
33 Например, основная программа в области химической техники (Chemical Engineering) дополняется междисциплинарными программами: химическая техника и организация управления (Chemical Engineering and Management), химическая техника и общество (Chemical Engineering and Society), химическая и биохимическая техника (Chemical and Biochemical Engineering), химическая и биологическая техника (Chemical and Biological Engineering), химическая техника и техника материалов (Chemical and Materials Engineering).
-
34 В Великобритании существует около 20 основных инженерных программ, а также реализуются междисциплинарные программы, включающие в качестве дополнения к основной инженерной подготовке менеджмент, иностранный язык, психологию, например: электронная техника с организацией управления бизнесом ( Electronic Engineering with Business Management), промышленное производство со знанием немецкого языка ( Manufacturing with German), техника коммуникаций со знанием психологии ( Communication Engineering with Psychology).
-
35 В Австралии подготовка специалистов в области техники и технологий ведется по 40 основным программам, в Японии — по 20 с дополнительными интегрированными программами, многие из которых связаны с экологией. Например, биологический контроль окружающей среды (Biological Environment Control), наука о природных ресурсах и ресурсах окружающей среды (Environmental and Natural Resource Science), наука об экологии региона (Ecoregion Science), геологический инжиниринг ресурсов (Resource Geological Engineering), энергия и безопасность (Energy and Safety).
-
36 Перечень основных образовательных программ подготовки специалистов в области техники и технологий за рубежом сравнительно невелик, а сами программы предполагают достаточно широкую подготовку инженеров к профессиональной деятельности.
-
37 Современной тенденцией является реализация интегрированных программ и введение программ еще более широкого профиля. Например, таких, как общее инженерное дело (General Еngineering), глобальное инженерное дело (Global Engineering).
-
38 Следует отметить, что в области техники и технологий степени Bachelor of Science и Bachelorof Engineeringявляются за рубежом наиболее массовыми (70–80 %). Их обладатели в последующем сертифицируются как « профессиональные инженеры » (Professional Engineers, РЕ), занимаются всеми видами инженерной деятельности и составляют основу национального кадрового потенциала в области техники и технологий в США, Великобритании, Канаде, Японии, Австралии и других развитых странах.
-
2.3. Современные образовательные траектории в Европе
39 В решении задач совершенствования инженерного образования в странах Европы в условиях Болонского процесса значительную роль играют такие организации, как Европейское общество инженерного образования (The European Society for Engineering Education, SEFI) и Конференция европейских школ передового инженерного образования и научных исследований (The Conference of European Schools for Advanced Engineering Education and Research, CESAER).
-
40 SEFIи CESAERсформулировали ряд рекомендаций в развитие Болонского процесса в части высшего инженерного образования. Они высказались за признание особой роли и характера инженерного образования в Болонском процессе, укрепление связей формируемой Европейской зоны высшего образования с Европейской научно-исследовательской зоной (European Research Area, ERA).
-
41 Ими рекомендовано использовать критерии для оценки инженерных программ, базирующиеся на результатах обучения ( Learning Outcomes) и компетенциях ( Competences) специалистов, а не только на студенческой нагрузке. Особое внимание SEFIи CESAERобратили на необходимость совершенствования систем управления качеством подготовки специалистов в высших учебных заведениях и отметили особую важность международного признания инженерных степеней на профессиональном уровне.
-
42 Приветствуя, в целом, Болонский процесс в Европе,SEFI и CESAERвыразили беспокойство тем, что слишком быстрый переход к двухцикловой подготовке специалистов в области техники и технологий по схеме Bachelor(3-4 года) – Master(1-2 года) может снизить качество и конкурентоспособность европейского инженерного образования. Они высказались за сохранение интегрированных инженерных программ, ведущих непосредственно к получению степени Master.
-
43 Например, для того, чтобы избежать возможных проблем с международным признанием и повысить качество инженерного образования в Великобритании, следуя SARTOR III рекомендациям профессиональных организаций, недавно были введены интегрированные 4 – х летние программы подготовки специалистов со степенью Master of Engineering, позволяющие впоследствии получить регистрацию в качестве профессионального инженера более высокого уровня (Charted Engineer). Трехлетние программы с присвоением степени Bachelor of Engineering дают возможность получить профессиональную регистрацию лишь на уровне Incorporated Engineer(IEng).
-
44 Третий цикл (TCD) Второй цикл (SCD) Первый цикл (FCD) Программа короткого цикла (ShortStudyProgramme) 3-4 года Докторантура (Doctorate) ~ 3 года Программа длинного цикла (LongStudyProgramme) 5 лет Третий цикл обучения (ThirdCycle) 3-4 года Второй цикл обучения (GraduateStudy) 1-2 года Первый цикл обучения (GraduateStudy) 3-4 года Длит. докторантура (Long Doctorate) 4-5 лет Первый цикл обучения (GraduateStudy) 3-4 года Короткий цикл (Short) Интегрированная программа (Integrated) Последовательная программа (Consecutive) Аспирантура (Graduateschool) Рис. 2.1. Траектории получения высшего образования в Европе в рамках многоуровневой системы.
-
2.4. Двухуровневая система высшего образования в России
45 В российской высшей школе двухуровневая система степеней : « бакалавр - магистр » была введена в первой половине 90-х годов XX в., наряду с одноуровневой системой высшего профессионального образования, предусматривающей получение выпускниками вузов квалификации « дипломированный специалист ». При этом длительность подготовки бакалавров была определена 4 годами обучения, а длительность магистерских программ – 6 годами ( 2 года обучения после получения степени « бакалавр » ).
-
46 Требования к содержанию образования и уровням подготовки специалистов с различными степенями ( квалификациями ) были определены и утверждены Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования Российской Федерации ( ГОС ВПО ) первого ( 1994 г. ) и второго ( 2000 г. ) поколений.
-
47 Классификатор ГОС ВПО первого поколения включал 41 направление подготовки бакалавров и магистров в области техники и технологий и 327 специальностей. В настоящее время в области техники и технологий Перечень содержит 44 направления подготовки бакалавров и магистров по техническим наукам, 82 направления подготовки дипломированных специалистов ( инженеров ), 312 специальностей, включенных в направления подготовки дипломированных специалистов.
-
48 Степень « бакалавр » согласно действующему в России законодательству соответствует первому уровню ( циклу, ступени ) высшего профессионального образования, а квалификация« дипломированный специалист » и степень « магистр » соответствуют второму уровню.
-
49 Содержание образовательных программ « бакалавриата » предполагает, как правило, широкую базовую подготовку специалиста с высшим образованием, а содержание программ « специалитета » и « магистратуры » направлено на более глубокое освоение профессии и специализацию.
-
50 Главным отличием содержания образования « магистра » от содержания образования « дипломированного специалиста » согласно ГОС ВПО до недавнего времени было то, что программы подготовки магистров должны были ориентировать выпускников, в основном, на научно-исследовательскую и педагогическую деятельность, а программы подготовки дипломированных специалистов – на практическую профессиональную деятельность.
-
51 Приказом № 62 от 22.03.2006 г. Министерство образования и науки РФ внесло « изменения » в ГОС ВПО по направлениям подготовки специалистов для получения степени ( квалификации ) « магистр », которые существенно изменили ситуацию с магистратурой в высшей школе России.
-
52 Произошли существенные изменения « в самой природе » магистратуры. Магистерские программы стали рассматриваться как самостоятельные « основные образовательные программы специализированной подготовки », предполагающие получение специалистами углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в соответствующих областях деятельности.
-
53 В магистратуре стала возможна подготовка специалистов к одному или нескольким видам деятельности : к научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно- и проектно-конструкторской, технологической, исполнительской и творческой, организаторской и другим видам сложной деятельности, в первую очередь инновационной.
-
54 Магистратура перестала рассматриваться как, в большинстве случаев ранее, подготовка к аспирантуре и получила более широкое поле деятельности, включающее практическую профессиональную деятельность, в том числе инженерную, к которой раньше готовились, в основном, по программам «дипломированных специалистов».
-
55 Магистерские программы стали рассматриваться как авторские программы, отражающие существующие в вузах различные научно-педагогические школы. Таким образом, были увеличены академические свободы вузов в формировании содержания магистерских программ. Стали допускаться междисциплинарные магистерские программы, интегрирующих знания из ряда смежных направлений подготовки, что особенно важно для инновационного инженерного образования.
-
56 Внесенные изменения в ГОС ВПО РФ по направлениям подготовки специалистов для получения степени ( квалификации ) « магистр » были весьма прогрессивными и создали предпосылки для подготовки нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования ( ФГОС ВПО ), макет которого был рассмотрен и утвержден на коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации 1 февраля 2007 г.
-
57 Изменения в Закон « Об образовании » и Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании», подтверждающие многоуровневую систему высшего образования в России внесены 1 декабря 2007 г. ( № 309 – ФЗ ).
-
58 Статьей 6 « Ступени высшего профессионального образования, сроки и формы его получения » Федерального закона « О высшем и послевузовском образовании » определено следующее : « 1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.
-
59 2. В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации ( степени ) «бакалавр»,
-
60 высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист», высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) « магистр ».
-
61 3. Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию ( не менее чем за два года обучения ), признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца. Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.
-
62 4. Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют : для получения квалификации ( степени ) « бакалавр » не менее чем четыре года, для получения квалификации « дипломированный специалист » не менее чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами, для получения квалификации ( степени ) « магистр » не менее чем шесть лет.
-
63 5. Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки ( специальностью ) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени ».
-
64 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.