Содержание
-
РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АККРЕДИТАЦИИОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ
Председатель Аккредитационного совета АИОР д.т.н., профессор Чучалин А.И.
-
Задачей государственного масштаба становится подготовка в вузах страны специалистов в области техники и технологий, способных к инновационной инженерной деятельности, развитию национальной промышленности, обеспечению позитивных изменений в экономике России и повышению ее глобальной конкурентоспособности.
-
Для отечественной высшей школы актуальным является повышение качества российского инженерного образования до уровня лучших мировых стандартов, обеспечение его международного признания, повышение конкурентоспособности и экспортных возможностейРоссии на мировом рынкеобразовательных услуг.
-
Решение этих задач требует как распространения в вузах страны передового отечественного опыта инженерного образования, так и привлечения достижений ведущих зарубежных университетов для улучшения качества подготовки специалистов в области техники и технологий.
-
Необходима интеграция усилийвысшей школы, науки, промышленности и бизнесапо совершенствованию отечественного инженерного образования, формированию современных требований к содержанию подготовки специалистов, их обеспечению и оценке качества на основе лучших мировых стандартов.
-
Решению указанных задач способствует деятельность АИОР по развитию национальной системы общественно-профессиональной оценки качества и аккредитации образовательных программ в области техники и технологий в российских вузах на основе критериев и процедур, согласованных с соответствующими международными организациями.
-
Результатом этой деятельности с учетом мирового опыта может стать создание и международное признание национальной системы сертификации и регистрации профессиональных инженеров, занимающихся всеми видами практической деятельности в области проектирования, производства и применения техники и технологий.
-
Деятельность Ассоциации инженерного образования России направлена на совершенствование подготовки специалистов в отечественных вузах и международное признание российских инженерных программ путем : присоединения к Washington Accord, активного участия в формировании общеевропейской системы аккредитации в рамках Болонского процесса (проект EUR – ACE).
-
В 2002 году АИОР и Министерство образования РФ заключили Соглашение о совместной деятельности по созданию и развитию в России национальной системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий.
-
Ассоциацией были разработаны процедуры и критерии аккредитации, созданы Аккредитационный центр и Аккредитационный совет АИОР.
-
Процедура аккредитации
Заключение договоров о консалтинге и об аккредитации Подача заявки в АЦ АИОР Самообследование программы Аудит программы комиссией экспертов Принятие решения об аккредитации
-
Структура Аккредитационного центра АИОР
Методическая комиссия Комиссии по аккредитации Дирекция АЦ Аккредитационный Совет Эксперты Региональные отделения
-
Региональные отделения отделения Аккредитационного центра АИОР
Москва МИСиС ТомскТПУ Санкт-ПетербургЛЭТИ Комсомольск-на- АмуреКнАГТУ ТаганрогТРТУ
-
Задачами Аккредитационного центра АИОР являются :- общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ высших учебных заведений России в области техники и технологий, - обеспечение гарантий личности и обществу высокого качества подготовки специалистов по аккредитованным образовательным программам, - информирование общества и заинтересованных организаций об аккредитованных образовательных программах российских вузов.
-
Функциями Аккредитационного центра АИОР являются : - проведение общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий в высших учебных заведениях России, - оказание методических, консалтинговых и информационных услуг вузам по совершенствованию образовательных программ в области техники и технологий,
-
Функциями Аккредитационного центра АИОР являются : - взаимодействие с государственными и общественными организациями, промышленными предприятиями и научными организациями с целью повышения качества подготовки специалистов в области техники и технологий, - международное сотрудничество с целью обеспечения мирового признания качества подготовки специалистов в области техники и технологий в ведущих российских вузах, повышение их профессиональной и академической мобильности.
-
Основными принципами общественно-профессиональной оценки качества образовательных программ в высших учебных заведениях являются:- наличие четко определенных целей образовательных программ, согласующихся с миссией вуза и требованиями заинтересованных сторон,- существование в вузе действующей системы оценки достигаемых результатов обучения,- наличие системы непрерывного совершенствования образовательных программ и учебного процесса,- адекватность ресурсов, обеспечивающих реализацию образовательных программ.
-
Деятельность АИОР по общественно-профессиональной оценке качества инженерного образования и аккредитации программ технических вузов согласуется с действующим в России законодательством. Закон Российской Федерации « Об образовании » от 10.07.1992 г. в редакции 07.07.2003 г. определяет, что « К компетенции государственных органов управления образованием в обязательном порядке относятся … государственная аккредитация образовательных учреждений и содействие их общественной аккредитации » ( ст. 37. п. 5 ).
-
Закон Российской Федерации « Об образовании » от 10.07.1992 г. в редакции 07.07.2003 г. уточняет, что « Образовательные учреждения могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных общественных образовательных, научных и промышленных структурах » ( ст. 25 ).
-
Федеральный Закон « О высшем и послевузовском образовании » от 22.08.1996 г. в редакции 07.07.2003 г. поясняет, что « … Общественной аккредитацией является признание уровня деятельности высшего учебного заведения, отвечающего критериям и требованиям соответствующих общественных образовательных, профессиональных, научных и промышленных организаций » ( ст. 8 ).
-
Критерии аккредитации АИОР распределяются по следующим разделам:- цели программы,- содержание программы,- студенты,- профессорско-преподавательский состав,- подготовка к профессиональной деятельности,- материально-техническая база,- информационное обеспечение,- финансовое обеспечение и административное управление,- выпускники.
-
Требования АИОР к качеству подготовки специалистов :- знать современные проблемы в профессиональной области, - формулировать и решать инженерные задачи,- проектировать системы, их компоненты или процессы в соответствии с поставленными задачами,- осознавать профессиональные и этические обязанности инженера,- иметь широкую эрудицию, необходимую для понимания глобальных и социальных последствий инженерных решений.
-
Требования АИОР к качеству подготовки специалистов :- применять естественнонаучные, математические и инженерные знания,- применять современные методы, необходимые для инженерной деятельности.- планировать и проводить эксперимент, анализировать и интерпретировать данные,- работать в коллективе по междисциплинарной тематике и эффективно общаться,- понимать необходимость непрерывного самосовершенствования и постоянно учиться.
-
В 2003 году Аккредитационный центр АИОР с использованием разработанных критериев выполнил первую «пилотную» аккредитацию 12 образовательных программподготовки бакалавров в шести ведущих российских технических университетах:
Алтайском государственном техническом университете им. И.И. Ползунова (АлтГТУ) Красноярскомгосударственном техническом университете (КГТУ) Таганрогском государственном радиотехническом университете (ТРТУ) Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете (ЛЭТИ) Московскомгосударственном институте электронной техники (МИЭТ) Томском политехническом университете (ТПУ)
-
Для участия в « пилотной » и последующей аккредитации были приглашены в качественаблюдателей представители аккредитующих организаций стран-участниц Вашингтонского соглашения — Accreditation Board for Engineering and Technology(США), The Institution of Engineers Australia (Австралия), Japan Accreditation Board for Engineering Education (Япония), Engineering Council of South Africa(ЮАР), Canadian Engineering Accreditation Board ( Канада ), а также Министерства образования РФ.
-
Московскийинститут стали и сплавов (МИСиС) Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет) (МИРЭА) Казанскийгосударственный технологический университет (КГТУ) Иркутскийгосударственный технический университет(ИрГТУ) Томскийполитехнический университет (ТПУ) Трехгорный технологический институт филиал Московского инженерно-физического института (ТТИ МИФИ) В 2004 году прошли аккредитацию11 образовательных программ подготовки дипломированных специалистов и одна программа подготовки бакалавровв шести вузах:
-
Московскийэнергетический институт (МЭИ) Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет) (МИРЭА) Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ) Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ) Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет (КнАГТУ) В 2005 году готовятся к прохождению аккредитации12 образовательных программподготовки дипломированных специалистов и 2 программы подготовки бакалавров в пяти вузах:
-
Подали заявки на аккредитацию в 2005 г.11 образовательных программчетыре вуза:
Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет) (МИРЭА) Санкт-Петербургскийгосударственный политехнический университет (СПбГПУ) Тамбовскийгосударственный технический университет (ТГТУ) Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт (КемГСХИ)
-
Планируется, что в ближайшие пять лет общественно-профессиональную аккредитацию АИОР получат лучшие программы подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров в области техники и технологий, но не более 5-10 % от общего количества инженерных программ, реализуемых в каждом вузе, обратившемся за аккредитацией.
-
Деятельность АИОР по общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий, по существу, является оценкой высшего инженерного образования как общественно значимого результата и способствует подготовке элитных специалистов для российской экономики, соответствующих мировому уровню.
-
Аккредитационный центр АИОР готовит соответствующие материалы и заявку на присоединение России к Washington Accord на очередном саммите организации в 2005 году.
-
Ассоциация инженерного образования России участвует в консорциуме, выполняющем проект EUR-ACE ( EURopean ACcredited Engineer ), финансируемый Европейской Комиссией в рамках Болонского процесса.
-
Целью проекта является разработка к очередной встрече Министров образования стран-участниц Болонского процесса в г.Бергене (Норвегия) в 2005 году предложений по созданию общеевропейской системы аккредитации инженерных программ в вузах.
-
В выполнении проекта принимают участие авторитетные международные инженерные организации, такие какSEFI, CESAER, EUROCADRES, ENQHEEI, а также ряд национальных аккредитующих агенств ведущих европейских стран:ASIIN(Германия), CTI(Франция), ECUK (Великобритания), CoPI(Италия) и другие.
-
Выработка общих критериев оценки качества инженерного образования, Апробация согласованных требований в ряде стран Европы путем проведения «пилотной» аккредитации образовательных программ, Корректировка и совершенствование критериев оценки качества, Повторное тестирование системы и подготовка отчета. Основные этапы выполнения проекта
-
В настоящее время в рамках проекта уже разработаны Стандарты и Процедуры аккредитации инженерных программ (EUR-ACE Standards and Procedures for the Accreditation of Engineering Programmes)на двух уровнях, соответствующих программам первого (FC Graduate) и второго ( SC Graduate) циклов подготовки специалистов.
-
Разработанные EUR-ACE Standards and Procedures for the Accreditation of Engineering Programmes в начале 2005 года планируется тестировать в 10 – 12 странах Европы, включая Россию, результаты тестирования рассмотреть в EUROCADRES, ENQHEEI, CLAIU, CESAER, обсудить с участием международных экспертов на заседании International Advisory Boardи доработать.
-
Участие в проекте EUR-ACEАссоциации инженерного образования России является важным фактором успешного вхождения нашей страны в Болонский процесс. Аккредитационный центр АИОР готовится к приведению своих критериев и процедур оценки образовательных программ в области техники и технологий российских вузов в соответствие с EUR-ACE Standards and Procedures for the Accreditation of Engineering Programmes.
-
Ассоциация инженерного образования России расширяет и углубляет сотрудничествос отечественными, зарубежными и международными заинтересованными организациями:
Министерством образования и науки РФ, Федеральным агенством по образованию, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Торгово-промышленнойпалатойРФ, Академией инженерных наук
-
World Federation of Engineering Organizations, WFEO European Federation of National Engineering Associations, FЕANI, European Association for Engineering Education,SEFI, Еuropean Standing Observatory for the Engineering Profession and Education,ESOEPE , European Network for Quality of Higher Engineering Education for Industry,ENQHEEI.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.