Содержание
-
Словарная работа, работа над предложением и над связной речью.
Выполнила: Окулова Екатерина
-
Программа по русскому языку в специальной коррекционной школе для каждого класса предусматривает обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется правилами. Прочное усвоение учащимися их написания достигается путем частого употребления в различных заданиях и упражнениях, связанных с изучаемой темой.
-
Словарная работа
проводится на всех уроках русского языка и способствует развитию лексической стороны речи учащихся, грамматическому ее оформлению, развитию орфографической зоркости. Она является одним из видов закрепления знаний на уроке.
-
Учитель:
определяет количество новых слов и слов для повторения на каждый урок, ориентируясь на учебную программу, а также исходя из реализации принципа расширения межпредметных связей в обучении и связи с жизнью, - это слова, необходимые для изучения математики, географии, истории и т.д., современная лексика из газетных и журнальных статей.
-
Систематическая словарная работа:
способствует формированию не только обще-учебных и специальных умений и навыков, но и коррекции речи, мышления, внимания, памяти и т.д.
-
При изучении словарных слов следует опираться на 4 вида памяти детей:
Зрительную Слуховую Кинестетическую Моторную
-
Словарная работа может:
быть направлена на изучение лексического значения нового слова и тем самым на расширение и углубление словаря; преследовать грамматические цели; проводиться с целью обучения детей правильному произношению отдельных слов.
-
Для качественного усвоения новых слов имеет значение определенная последовательность работы:
восприятие слова на слух; выяснение его лексического значения; зрительное восприятие слова (первичное на карточке); вторичное прочтение слова, постановка ударения, выделение ударной и безударной гласной или других орфограмм, которые нужно запомнить; деление слова на слоги и для переноса; запись слова в тетрадь с подчеркиванием буквы или букв, написание которых надо запомнить; подбор родственных слов, запись их с подчеркиванием нужной орфограммы; составление словосочетаний, предложений с изучаемым словом; запись лучшего предложения из составленных учащимися или данных учителем.
-
При словарной работе:
широко применяются загадки. также такое задание: выписать по 5 слов из словарика на нужную букву.
-
С целью развития связной речи :
используют словарные слова для составления небольшого рассказа. НАПРИМЕР: 1. Зима, мороз, коньки, каток. 2. Ученик, карандаш, пенал, тетрадь, почерк.
-
В любых классах предлагаются следующие упражнения:
1) выписать слова из словаря: а) которые соответствуют схеме; б) в которых два мягких звука; в)в которых букв больше, чем звуков; г) с удвоенными согласными; д) в которых звуков больше, чем букв; 2) выписать из словаря: а) самое длинное слово; б) самое короткое слово и т.д.; 3) записать по памяти словарные слова; 4) написать картинный диктант; 5) диктант, который проводят ученики - соседи по парте, с последующей проверкой по словарику; 6) запись словарных слов на определённую тему. Например, какие словарные слова нужны для составления рассказа о природе родного края (5 класс); о работе девочек в швейной мастерской (6 класс); к ответу на уроке истории (7-8 класс); о подготовке к работе после окончания школы (9 класс); 7) дополнение предложений нужными словарными словами: Человек без … , что соловей без песни. (Родина); Каков … , такова и …. (Мастер, работа).
-
В работе над предложением в начальных классах условно выделяются пять направлений:
1. Формирование грамматического понятия «предложение» (изучение существенных признаков данной языковой единицы). 2. Овладение учащимися структурой предложения (работа над пониманием сущности связи слов в словосочетаниях, над осознанием грамматической основы предложения, особенностей главных и второстепенных членов, над прямым и обратным порядком слов, над предложениями распространенными и нераспространенными).
-
3. Формирование у учащихся умения пользоваться в своей речи предложениями, разными по цели высказывания и по интонации. Овладение правильным интонированием предложения. 4. Развитие умения точно употреблять слова в предложении. 5. Формирование умения оформлять предложения в письменной речи (употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания).
-
Чтобы учащиеся поняли сущность зависимости одного слова от другого в пределах словосочетания. Особенно эффективными являются следующие виды упражнений:
а) Распространение предложения. Например:дляанализа дано предложение Цветет черемуха. Выделяется подлежащее и сказуемое (основа предложения), ставятся вопросы: какое слово нужно включить в предложение, чтобы сказать о том, когда цветет черемуха? Каким членом предложения будет это слово? (Второстепенным.) От какого члена предложения оно будет зависеть? (От сказуемого. Цветет когда? в мае.) Включите в предложение еще одно слово, которое будет пояснять подлежащее. Какое предложение получилось? (В мае цветет душистая черемуха.)
-
б) Восстановление деформированного предложения. Восстановление предложения начинается с основы предложения, затем с помощью вопросов «находятся» словосочетания. Например: грачи, гнезда, на деревьях, вьют, высоких. — О ком говорится в предложении? (О грачах. Кто? грачи.) Что о них говорится? (Вьют. Грачи вьют — главные члены.) — С помощью вопросов найдите словосочетания. (Вьют что? гнезда. Вьют г д е? н а чем? на деревьях. На деревьях каких? высоких.) После того как «восстановлены» словосочетания, выясняется наиболее удачный порядок слов в предложений в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий (или пишущий); отрабатывается интонация.
-
в) Деление сплошного текста на предложения. Чтобы этот вид работы был осознанным, нужно в каждом предложении выделить главные члены и словосочетания.
-
г) Анализ предложения и составление его схемы. При анализе предложения выделяются основа предложения, затем второстепенный член, поясняющий подлежащее, второстепенный член, поясняющий сказуемое, и второстепенный член, поясняющий другой второстепенный член предложения. Так постепенно устанавливаются словосочетания.
-
д) Составление предложений по данной учителем схеме или по вопросам, например: Где? Что делают? Кто? е) Составление рассказа с последующим анализом предложений определенной структуры.
-
-
Спасибо за внимание!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.