Содержание
-
ТЕМА: Понятие коллектива, признаки и функции коллектива в воспитании будущих специалистов. Формирование ученического коллектива и его влияние на развитие личности воспитанника
2010 Выполнила студентка II курса гр. Д-08 Польская Ирина Игоревна
-
Термин «коллектив» закреплен в латинском языке как «сборный». Известно, что источником объединения людей есть наличие общей цели, для достижения которой организуется совместная деятельность, а единство целей способствует формированию новых взглядов, общности, моральных оценок. Однако не всякие цели оказывают такое влияние на формирование отношений, характеризующих коллектив. Наличие даже настоящих связей, некоторых общих целей и переживаний не является основой коллектива.
-
Коллектив – это группа людей, которых объединяют общие цели, имеющие целый смысл, и совместная деятельность, в процессе которой ее участники вступают в определенные отношения, характеризующиеся правильным разделением между ними функций ответственности и зависимости, при постоянной взаимной поддержке и товарищеской взаимопомощи.
-
-
Эти признаки присущи только развитому коллективу, и только развитый коллектив может успешно выполнять свои социальные функции
-
К основным признакам коллектива относятся:
Наличие общественно значимых целей. Последовательное развитие целей в результате совместной деятельности. Систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность. Практическая связь коллектива учащихся с обществом.
-
Л.И.Новикова выделяет следующие стадий развития коллектива:
стадию сплочения коллектива, стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся, стадию, когда важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника.
-
Уровни формирования коллектива
группа-конгломерат группа-кооперация группой-ассоциацией
-
Рассмотрим отдельные виды коллективовПо составу коллективы бывают:
гомогенные (однородные); гетерогенные (разнородные) Эти различия могут касаться пола, возраста, профессии, статуса, уровня образования и проч.
-
Каждый коллектив имеет определенную структуру.Она может быть:
функциональной (на основе разделения труда и определения производственных задач каждого); политической (в соответствии с принадлежностью к тем или иным группировкам); социально-демографической (по полу, возрасту, образованию, квалификации и проч.); социально-психологической (в соответствии с симпатиями и антипатиями); поведенческой, определяемой активностью и проч.; мотивационной (в зависимости от движущих факторов поведения).
-
По статусу коллективы можно разделить на:
Официальные (оформлены юридически и действуют в рамках правового пространства); Неофициальные (базируются на нигде не зафиксированном, а то и не объявленном желании людей сотрудничать друг с другом).
-
По характеру внутренних связей различаются:
Формальные; Неформальные коллективы. Формальные связи предписываются заранее, в неформальных коллективах отношения складываются спонтанно, сами собой.
-
Исходя из сроков существования коллективы подразделяются на:
временные; предназначенные для решения разовой задачи; постоянные.
-
Важным признаком, в соответствии с которым могут классифицироваться коллективы, является степень свободы, предоставляемая их участникам. При этом она рассматривается в двух аспектах:
во-первых, как свобода вхождения в коллектив, которая варьируется в довольно значительном диапазоне — от безусловной обязательности для призывников служить в армии до полнойдобровольности при вступлении в клуб собаководов. так и свобода активного участия в деятельности коллектива; в одном случае оно требуется постоянно, в другом — может быть эпизодическим или даже формальным. Это позволяет людям одновременно быть членами нескольких коллективов и проявлять активность прежде всего там, где это нужнее всего в данный момент.
-
В соответствии с их функциями выделяют коллективы:
ориентированные на достижение определенной цели как официальной, так и неофициальной; ориентированные на реализацию совместных интересов и общение.
-
Роль коллектива в развитии личности проявляется в следующих моментах:
Коллектив является основной базой накопления учениками позитивного социального опыта. Коллектив обеспечивает воспитаннику возможности самовыражения и самоутверждения как личности. Только в нем формируются самооценка, уровень притязаний и самоуважение. В коллективе формируются общественно значимые умения и навыки, нравственные ориентации, гражданская позиция воспитанника. Трудовая деятельность в условиях коллектива стимулирует проявление ответственности за результаты труда. Коллективная деятельность открывает возможности для реализации и развития физического и творческого потенциала воспитанников, их эмоционального развития.
-
Коллектив играет очень важную роль в жизни каждого воспитанника. В нем также удовлетворяются естественные потребности человека в общении, в принадлежности к группе себе подобных; в коллективе человек может обрести поддержку и защиту, а также признание своих достижений и успехов.
-
Таким образом, полноценное формирование личности может происходить только в коллективе. Поэтому он является основой для воспитания и обучения.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.