Содержание
-
Совершенствование урока как основной формы организации учебного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Заместитель директора по учебно- воспитательной работе Деева Н.Н.
-
Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. К.Д. Ушинский
-
Учитель – не единственное действующее лицо на уроке. Монологическое объяснение и требование воспроизвести сказанное – не является основным методом в обучении.
-
Взаимодействие по типу: «учитель – ученик» и «ученик – ученик» Ситуации естественного общения, с опорой на жизненные проблемы Не ученик существует для предмета, а предмет для ученика Принятие обучающегося таким какой он есть.
-
Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII видаОбщедидактические требования:
Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения. Урок должен быть воспитывающим и развивающим. На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа. Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.
-
На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к обучающимся. На уроке должны осуществляться межпредметные связи. Урок должен быть оснащен: техническими средствами обучения; дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмами рассуждений, перфокарты, перфоконверты и т.п.); весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.
-
На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим: проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка); соответствие дидактического материала по размеру и цвету; соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка; соблюдение санитарно-гигиенических требований. Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой.
-
Специальные требования:
Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов; Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика; Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока; Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;
-
Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика; Опора на более развитые способности ребенка; Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий обучающихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.
-
Оптимальные условия для организации деятельности обучающихся на уроке
рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала; выбор цели и средств ее достижения; регулирование действий учеников; побуждение обучающихся к деятельности на уроке; развитие интереса к уроку; чередование труда и отдыха.
-
При подготовке к уроку следует помнить:
Тема урока. Тип урока. Основная цель урока. Задачи урока (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные). Как все этапы урока будут работать на достижение главной цели урока. Формы и методы обучения. Оценка работы обучающихся. Анализ урока.
-
Типы уроков (стандартные)
Изучение нового материала Формирование и закрепление знаний Обобщение и систематизация знаний Проверка и оценка знаний Комбинированный урок
-
Типы уроков (нестандартные)
Урок–игра Урок–соревнование Урок–сказка Урок–экскурсия Урок–диалог Практические занятия
-
Принципы нестандартных уроков
Отказ от шаблона в организации урока Вовлечение обучающихся в активную деятельность на уроке Развитие коммуникативной функции речи Не развлекательность, а занимательность урока
-
Цели и задачи урока
Цель определяет задачи и средства Цель одна, задач несколько Формулировка цели и задач зависит от типа урока
-
Задачи урока
Задачи: образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные Задачи для учителя Задачи для обучающихся
-
Образовательные задачи
Дать понятие Уточнить Расширить Обобщить Проверить Выявить Закрепить Дифференцировать Систематизировать Формировать Тренировать Учить применять Учить пользоваться
-
Коррекционно-развивающие задачи
Корригировать … путем выполнения … Развивать … через выполнение… Корригировать и развивать … при работе с … Развивать … на основе упражнений …
-
Внимание
Произвольное и непроизвольное Объем внимания Устойчивость внимания Распределение внимания Переключение внимания
-
Восприятие
Зрительное Слуховое Осязательное Узнавание и называние предметов (положение в пространстве, величина, цвет, размер, форма и т.п.)
-
Память
Запоминание, сохранение, воспроизведение Вербальная (словесная) Образная, зрительная (представление) Моторная (двигательная)
-
Эмоциональная Кратковременная Долговременная Оперативная Репродуктивная Произвольная Непроизвольная
-
Мышление
Виды: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое Операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение Формы: понятие, суждение, умозаключение
-
Речь
Устная и письменная Регулирующая, планирующая, анализирующая функция Фонетическая сторона Грамматическая сторона Лексическая сторона Интонационно-выразительная сторона
-
Словарь (активный и пассивный) Синтаксическая структура (предложение) Диалогическая и монологическая речь Правильность произношения
-
Моторика
Крупная и мелкая Координация движений (произвольность и целенаправленность) Пространственная ориентировка Удерживание равновесия Быстрота двигательных реакций
-
Эмоционально-волевая сфера
Умение выражать свои чувства Адекватная оценка своих и чужих действий Навык самоконтроля Усидчивость и выдержка
-
Воспитательные задачи
Воспитывать интерес к учебе, предмету Умение работать в парах, в команде Самостоятельность Нравственные качества Трудолюбие
-
Формы обучения
групповая; парная; индивидуальная
-
Методы в обучении
Метод – самостоятельная структурная единица Имеет определенную цель Решает определенную задачу Ведет к усвоению материала Строится из приемов Работает на цель урока, реализует задачи урока
-
Классификация методов (по источнику знаний)
Словесные: рассказ, объяснение, беседа Наглядные: демонстрация натуральных объектов, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций и т.п. Практические: работа с книгой, учебником, наблюдение, лабораторно-практическая работа, игра, упражнение, программированное обучение, проблемное обучение
-
Классификация методов (по характеру познавательной деятельности)
Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Метод проблемного изложения Частично-поисковый Исследовательский
-
Прием – это часть метода
Прием не имеет самостоятельной задачи, а подчиняется той задаче, которая выполняется с помощью метода Одинаковые приемы могут быть использованы в разных методах и наоборот
-
Этапы урока
Организация начала урока Проверка домашнего задания Подготовка к усвоению новых знаний Изучение нового материала Первичная проверка знаний
-
Закрепление знаний Обобщение и систематизация знаний Контроль и проверка знаний Подведение итогов урока
-
Типы вопросов
Требующие называния Воспроизведение фактов Сопоставление предметов или явлений Выяснение причинно-следственных отношений Обсуждение, приведение доводов
-
Проговаривание алгоритма
Что делаю (речь регулирующая) Что сделал (речь анализирующая) Что буду делать (речь планирующая)
-
Характер обучения инструктивно-авторитарный
Рассказ учителя Чтение текста в учебнике Ответы на вопросы учителя (вопросы из учебника) Рассматривание иллюстрации Повторение рассказа учителя (текста учебника)
-
Характер обучения личностно-значимый
Постановка предположений Выдвижение проблемы Обсуждение гипотезы Сравнение полученных выводов с текстом учебника (рассказом учителя) Поиск эмоциональных опор (иллюстрация, ТСО) Составление графического плана-опоры
-
Самоанализ урока
Видеть и называть в готовом уроке его элементы Реализовывать поставленные задачи Достаточно самокритично анализировать свой урок Творчески подходить к подготовке урока
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.