Содержание
-
СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВРЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА: Специфика обучения детей с интеллектуальной недостаточностью
ОГКОУ Вичугская школа-интернат № 2 Педагог – психолог: Соколова М.Г.
-
Цель: познакомить педагогов общеобразовательных школ с особенностями обучения детей с ОВЗ.
Задачи: раскрытие специфики обучения детей с ОВЗ; расширение знаний о нарушениях в психическом развитии детей с ОВЗ.
-
Понятие
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
-
Неоднородность группы детей с ОВЗ:
нарушение слуха, нарушение зрения, нарушение речи, нарушение ОДА (опорно-двигательного аппарата), интеллектуальная недостаточность, расстройства эмоционально-волевой сферы, включая РДА; задержка психического развития (ЗПР), комплексные нарушения развития. Т. О., у каждой категории имеются особые образовательные потребности.
-
Направления работы:
1. Работа с родителями обучающегося: Р ПМПК Спец. условия 2. Разработка и реализация ИПР: ? - АООП; - владение спецификой обучения.
-
Понятие интеллектуальной недостаточности
Нарушение интеллекта – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозг. Интеллектуальная недостаточность проявляется во всех сферах развития личности.
-
Специфика
Специфика построения учебного процесса, находит свое отражение в структуре и содержании образования: - введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников; - использовать специальные методы, приемы и средства обучения; - использование индивидуального подхода; - обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; - максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
-
Общие дидактические требования:
1. Обучение должно способствовать решению следующих задач: - всесторонняя педагогическая поддержка; - социальная адаптация ребенка. 2. Задачи: обучение – развитие – воспитание – коррекция нарушений; 3. Владение учителем учебным предметом и методами обучения; 4. Материал: научность – достоверность – доступность – связь с жизнью и опытом ребенка; 5. Подход: индивидуальный 6. Оснащение: ТСО, наглядность; 7. Охранительный режим: - физкультминутки (нач. – 2 раза; ср. – 1 раз); - СанПиН 2.4.2.3286 – 15 от 10.07.2015 №26
-
Специальные требования:
1. Замедленность темпа (что соответствует замедленному протеканию психических процессов); 2. Упрощенная структура ЗУН (т.к. низкий уровень психофизиологических возможностей); 3. Повторяемость материала; 4. Максимальная опора на: чувственный, практический опыт (т.к. конкретность мышления); 5. Деление целостности деятельности на части или операции; 6. Алгоритм деятельности учителя: Проектирование, направление, регулирование и исправление деятельности.
-
Оптимальные условия ( методы) для организации деятельности обучающихся с ОВЗ:
1. Дозирование учебного материала 2. Выбор цели и средства ее достижения 3. Регулирование действий обучающихся 4. Побуждение к деятельности 5. Развитие интереса к предмету, уроку 6. Чередование деятельности, труда и отдыха.
-
Особенность психических нарушений:
Дети не способны постоянно мобилизовать свои усилия на решение познавательных задач, поэтому используется прием расчленения познавательности на мелкие доли. Урок состоит из звеньев, и в каждом: передача – прием информации – проверка усвоения – коррекция. Средства: слово, наглядность, практическая деятельность. Деятельность таких детей изменчива, мотивация и работоспособность не всегда соответствует конкретным условиям обучения. Фазы работоспособности: - фаза пониженной раб – сти слишком растянута (долго не могут настроиться) - фаза повышенной – сильно сокращена (активны недолго) - фаза вторичного снижения наступает преждевременно (устали) Все должно учитываться.
-
Этапы урока
1. Организационно – подготовительный Цель: включение детей в работу и создание предпосылок к продуктивной работе (1 – 10 мин.) Содержание: слово учителя, двигательные упражнения, сенсорные упражнения 2. Основной Цель: формирование правильных представлений и понятий (11 – 25 минута). На 25-й минуте - физкультминутка 3. Заключительный (с 30 минуты) Цель: организационное завершение урока
-
Задачи обучения:
1. Образовательные (сформировать, выявить, познакомить, расширить, уточнить, обобщить, дифференцировать, систематизировать, учить, тренировать, проверить …); 2. Коррекционные (см. ниже); 3. Развивающие; 4. Воспитательные (воспитывать интерес, умение работать, самостоятельность, нравственные качества …)
-
Коррекционно - развивающие задачи:
коррекция внимания путем ….; коррекция и развитие связной устной речи через выполнение …. коррекция и развитие связной письменной речи; коррекция и развитие памяти; коррекция и развитие зрительного восприятия; развитие слухового восприятия; коррекция и развитие тактильного восприятия; коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук; коррекция и развитие мыслительной деятельности; коррекция и развитие личностных качеств, эмоционально – волевой сферы.
-
Средства обучения
1. Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение. Требования к рассказу: а) Подготовительная работа: Перед рассказом провести краткую беседу, связанную с темой, разобрать трудные и неизвестные слова; Б) Рассказ: - Объем: небольшой - Изложение эмоционально насыщено - Применение приема образности - Композиция: завязка – нарастание – развязка - Наглядность - Несложные рассуждения в рассказе, небольшой диалог - Фабула проста с малыми событиями - Длительность: 1 – 4 класс – до 10 минут; 5 – 9 класс – до 20 минут. в) Заключительная работа: Проведение беседы с выделением главной мысли.
-
Требования к объяснению материала:
Объяснение – логическое изложение темы на выявление закономерностей и фактов в форме рассказа, доказательства, рассуждения и описания. - Длительность: 5 минут – 1-4 класс; до 10 минут – 5 – 9 класс; - Акцент на главных моментах (ударение, интонация); - Проблемное изложение (вопросы, рассуждения), т.к. возникает побуждение к мыслительной деятельности; - Применение наглядности, демонстрации материала.
-
Требования к беседе:
Беседа – вопросно – ответный способ, мощное коррекционное средство (коррекция речи, коррекция знаний). Словесные методы – основа обучения (50 %) детей с интеллектуальной недостаточностью. - Вопросы краткие, понятные, соответствовать ожидаемому ответу; - Побудить мысль обучающегося; - Взаимосвязанная логика; - Последовательность вопросов (1 вытекает из 2); - Замедленный темп беседы; - Вопросы только по теме; - Конкретность вопросов; - Речь учителя: ясная в произношении, выразительная, эмоциональная; - Адекватность, без двусмысленности, выражение мысли учителем; - Основное содержание вопросов: названия - понятия, на сравнение, обобщение и установление причинно – следственных связей.
-
Наглядные методы
Наглядные методы – способы усвоения информации на основе чувственного восприятия. Наглядность - опора, т.к. мышление данной категории детей конкретное, наглядно – образное. Функции Н.М.: - сигнально – информативная; - носитель образа; - стимулятор анализаторов в деятельности; - иллюстрация и демонстрация. Виды Н.М.: - показ – предъявление образа действия (учим видеть показанное); - иллюстрация – предъявление предметов, изображений, примеров. После показа объект убирается; - демонстрация – показ предметов в движении.
-
Наблюдение
Наблюдение применяется при изучении предметов и явлений: - знакомство - сравнение - наблюдение по частям. Практические методы используются всегда и обязательно (рисование, конструирование, поделки и др.)
-
Упражнение – повторение действий с целью выработки умений и навыков
Условия: осознанность действия систематичность разнообразие повторяемость расположение во времени в нужном порядке краткость инструкции практическая направленность. Приемы: 1. Сообщение условий задания 2. Запись условий 3. Выполнение задания 4. Анализ результатов работы 5. Контроль за правильностью выполнения задания
-
Заключение
Использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя. Спасибо за внимание! Желаем успехов в работе!
-
Источники:
http://textarchive.ruМетодические рекомендации учителю, работающему с умственно отсталыми детьми Составитель: ст. преподаватель кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Красноярского краевого ИПК и ПП работников образовании Попов. В.С. https://refdb.ru Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения https://docviewer.yandex.ru Программа нейропсихологического развития и коррекции детей. https://www.b17.ru Коррекционная программа для детей с СДВГ, ММД, РДА http://www.nlp12.ru Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.