Содержание
-
Специальные условия для обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья
МКДОУ «Детский сад № 24» Старший воспитатель Волосевич Е.В.
-
Кого считать ребенком с ОВЗ и ребенком-инвалидом
К обучающимся с ОВЗ относят глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, а также детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра, сложными дефектами, умственной отсталостью. Определяют ребенка с ОВЗ, когда психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) устанавливает, что: у ребенка недостатки в физическом или психологическом развитии; ребенку необходимо создать специальные условия получения образования. При этом дети с ОВЗ не являются инвалидами, пока не признаны таковыми федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95. Таким образом, ребенок с ОВЗ может одновременно быть инвалидом. И наоборот, ребенок-инвалид может не относиться к обучающимся с ОВЗ.
-
Как организовать обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Обучение и воспитание детей-инвалидов и детей с ОВЗ, как следует из части 4 статьи 79, части 5 статьи 41 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, организуют: в специальных (коррекционных) школах и детских садах; в школах и детских садах, которые обучают по адаптированным образовательным программам; на дому или в медицинских организациях – для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, которые нуждаются в длительном лечении. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания, согласно части 1 статьи 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, определены: в адаптированной образовательной программе – для обучающихся с ОВЗ; в адаптированной образовательной программе и индивидуальной программе реабилитации или абилитации – для инвалидов.
-
Какие условия создать для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Чтобы обучать детей с ОВЗ и детей-инвалидов, образовательная организация: создает специальные условия обучения; утверждает необходимое штатное расписание; разрабатывает адаптированную образовательную программу. Основаниями для создания специальных условий для обучения детей с ОВЗ и с инвалидностью служат: нормативные требования; заключение ПМПК – для обучающихся с ОВЗ (п. 23 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082); индивидуальная программа реабилитации или абилитации – для детей-инвалидов (приложение 3 к приказу Минтруда России от 31 июля 2015 г. № 528н).
-
Сегодня инклюзивным* образованием принято называть такую организацию процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в образовательных организациях общего типа, где учитываются их особые образовательные потребности и, где им оказывается необходимая специальная поддержка. Под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. *Инклюзия — это буквально «вовлечение».
-
Для кого разрабатывается адаптированная образовательная программа
Обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации может осуществляться как по адаптированной образовательной программе, разработанной для каждого ребенка с ОВЗ, так и в условиях отдельной группы для детей глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами, осуществляющего образовательную деятельность по адаптированной основной общеобразовательной программе, т.е. образовательной программе, адаптированной для обучения определенной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываемой на уровень образования. Адаптированная основная образовательная программа любого уровня образования разрабатывается педагогами образовательной организации самостоятельно, с учётом требований ФГОС соответствующего уровня.
-
Какие условия необходимы для реализации адаптированной образовательной программы
Реализация АОП должна предусматривать создание в образовательной организации специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ. При реализация АОП необходимо создавать условия: учет особенностей ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических); реализация коррекционно-педагогического процесса педагогами и специалистами соответствующей квалификации, его психологическое сопровождение специальными психологами; предоставление обучающемуся с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи; привлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс.
-
Каковы условия реализации АОП при организации инклюзивного процесса в ДОУ
Пять субъектов инклюзивного процесса в ДОУ: Это: ребенок с ОВЗ, нуждающийся в специальных образовательных условиях реализации индивидуального образовательного маршрута, другие дети данной группы, родители (законные представители) ребенка с ОВЗ, родители других детей группы, педагогический коллектив, реализующий образовательный процесс.
-
Каковы цели и задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ
Содержание психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ должно быть распространено на защиту прав детей в части сохранения «позитивного здоровья», которое нарушаются, в том числе, и в виде перегрузок образовательных программ, несоответствия образовательной среды потенциальным возможностям детей, эмоциональных перегрузок, а также эмоционального насилия. Рассматривая любого ребенка с ОВЗ как основного субъекта инклюзивной образовательной среды, можно конкретизировать цели и задачи психолого-педагогического сопровождения: Непрерывное поддержание силами всех специалистов — субъектов образовательного процесса равновесной ситуации между реальными возможностями ребенка по амплификации (обогащения) образовательных воздействий (определяемых, в первую очередь, закономерностями индивидуального развития ребенка) и объемом, динамическими показателями этих образовательных воздействий, со стороны педагогов, родителей, других субъектов образовательного процесса.
-
Использованы материалы
«Как организовать обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов»© Материал из Справочной системы «Образование».Подробнее: http://vip.1obraz.ru/#/document/16/21889/dfas427hg9/?of=copy-9551cd4159 Лекционные материалы по программе ДПО «Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ» , разработанной ООО «Высшая школа делового администрирования». – Екатеринбург, 2018
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.