Содержание
-
Обзор современных подходов к развитию образования взрослых
ПодготовилаАлафишвили Л.В., старший воспитатель ГБДОУ № 33 Василеостровского района Санкт-Петербурга
-
Современные подходы к развитию образования взрослых
Деятельностный подход Теория деятельности или деятельностный подход – школа советской психологии, основанная А.Н. Леонтьевым и С.О. Рубинштейном на культурно-историческом подходе Л.С. Выготского, является целостной теорией учения, признанной во всем мире. Основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью же обусловлена. Развитие человека в процессе обучения опосредовано его собственной активной деятельностью, направленной на освоение им знаний, умений, навыков, развитие способностей и личностных качеств. Деятельность эта должна быть адекватна усваиваемым обучающимся знаниям, в педагог в данном процессе выступает как партнер по реализации этой деятельности. Деятельностный подход является методической базой для всех других подходов , направленных на обучение взрослых, в его основе лежит принцип интеграции учебной и социально-профессиональной деятельности обучающихся, что является гарантией подготовки компетентного специалиста, способного успешно решать профессиональные задачи.
-
Личностно ориентированный подход Личностно ориентированный или личностно-деятельностный подход – синтезировал в себе идеи гуманистической психологии К. Роджерс, А. Маслоу, деятельностного подхода и развивающего обучения Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн. При реализации личностно ориентированного подхода в центре обучения находится сам обучающийся как субъект учебной деятельности – его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. обучающийся как личность. Ведущий принцип – ориентация на потребности, мотивы, опыт и уровень актуального развития обучающегося и обучение в зоне его ближайшего развития. Знания перестают играть роль основных результатов обучения. Они выполняют функцию средств развития личности. В личностно-ориентированном образовании осуществляется субъект-субъектный тип взаимодействия, реализуемый в совместной деятельности обучающего и обучающегося, имеющих собственные мотивы, цели деятельности и соотвествующие способности для ее осуществления.
-
Проблемно ориентированный подход Проблемно ориентированный подход в образовании взрослых исходит из того, что современный специалист не столько решает стандартные задачи, а встает перед необходимостью решения проблемных ситуаций. Этот подход основан на структурированном исследовании проблемных ситуаций, не имеющих однозначного решения. Обучающийся учится решать актуальные для него профессиональные и личностные проблемы. В процессе обучения обучающийся применяет структурированное исследование. Отсюда первоочередная задача в обучении взрослых – создание условий для освоения обучающимися подобного способа решения проблем. Усваивая способ решения, обучающийся не только решает актуальные для него проблемы, но и приобретает обобщенные умения и способности к решению подобного рода проблем. Особенности подхода: 1) Наличие недостающего для решения проблемной ситуации звена - проблемность; 2) Поиск и порождение нового знания как средства и способа разрешения проблемы – творчество;
-
Проблемно ориентированный подход 3) Возможность одновременного существования множества истин, вариантов решения, так как одна проблемная ситуация может порождать множество проблем и способов их решения – вариативность; 4) Обязательность публичного обоснования и оценки найденного решения за счет предъявления оснований, аргументов, раскрытия логики мышления – доказательность; При реализации проблемно ориентированного подхода базовой становится продуктивная, творческая деятельность, а репродуктивная, направленная на отработку системы отдельных умений и навыков, выступает в роли вспомогательной по отношению к базовой деятельности. Образовательный процесс представляет собой некий цикл - проблемная ситуация, деятельность по анализу ситуации и постановке проблемы, решение проблемы, рефлексия способа решения и самоизменений, многократное прохождение которого обучающимся обеспечивает развитие способностей, рост его самостоятельности и субъективности.
-
Компетентностный подход Все современные изменения в системе профессионального образования происходят в рамках компетентностного подхода. Термин «компетенция» возникает в 1596 году (словарь Webster), однако научное обоснование это понятие получило только в 70-80-х годах XX века в США и Западной Европе. В отечественной науке теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, теория и практика развивающего обучения Давыдова-Эльконина, работы М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, В.В. Краевского были предтечами современного компетентностного подхода. В современных условиях компетентностный подход, интегрировавший идеи других подходов, из академической среды выходит в среду повседневных образовательных практик. В современной системе образования взрослых понятие «профессионализм» все чаще заменяют понятием «компетентность». Профессионализм (hard-skills) – владение тем или иным человеком технологиями (технология обработки материалов, бухгалтерского учета, владение методикой преподавания). Компетентность(soft-skills)– подразумевает помимо технологической подготовки целый ряд других компонентов, имеющих, в основном, внепрофессиональный или надпрофессиональный характер, и необходимых в той или иной степени каждому специалисту.
-
Компетентностный подход Над профессионально- технологической надстройкой вырастает огромная внепрофессиональная надстройка требований к специалисту. Компетентностный подход ставит целью овладение способностями и личностными качествами, необходимыми для эффективного выполнения рабочих функций на рабочем месте и представляет собой интеграцию обучения и профессиональной деятельности. Компетентностный подход – акцентирует внимание на результатах обучения, в качестве которых рассматриваются не сумма усвоенных знаний, а способности человека успешно действовать в различных ситуациях. Компетенция – комплексная характеристика способности специалиста демонстрировать и применять полученные в результате освоения образовательной программы знания, умения, интеллектуальные и практические навыки, личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности. Выделяют следующие группы компетенций: универсальные (общенаучные), социально-личностные и общекультурные, специализированные.
-
Компетентностный подход Для оценки результатов обучения используют шкалу развития компетентности. Для разных должностей необходим разный уровень развития компетенций. При планировании обучения персонала для каждой должности определяется профиль компетенций должности. Профиль компетенций должности – это перечень компетенций, необходимых для конкретной должности, с указанием требуемого для данной должности уровня развития этих компетенций.
-
Компетентностный подход
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.