Содержание
-
Теория и методика профессионального образования
Доктор педагогических наук, профессор Галина Евгеньевна Муравьёва
-
Сущность компетентностного подхода
2
-
Движение от понятия «квалификация» к понятию «компетентность»
Причины: Усиление знаний и информационных начал не охватывают в полном объеме профессиональную квалификацию Отстаем в техническом прорыве (сидим на «игле» как сырьевой придаток) Быстро меняется спрос на высшее образование Временный характер работы Разрушается профессиональная замкнутость («плавающие границы») У вузов появляется необходимость организовывать свою жизнь в социокультурном контексте В.И. Байденко 3
-
Компетентностный подход: Сущность. Этапы становления
4 Приобретение знаний, умений и навыков путем последовательного накопления знаний, шаблонное их применение в различных видах деятельности, и достаточно эффективная реализация в существующей системе образования. Выражение результата образования на языке «компетенций»; практико-ориентированность образования; воспитание, образование и «формирование человека», способного работать со знаниями, с разными типами мышления». КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД (парадигма результата образования) не «противопоставляется традиционному образованию (знаниевому), а, принимая необходимость усиления его практико-ориентированности, существенно расширяет его содержание собственно личностными составляющими». ТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ
-
Компетентностный подход: Сущность. Этапы становления.
5 2 этап: (1970-1990 гг.) 1 этап: (1960-1970гг) 3 этап: начинается с 90-х годов введение в научный аппарат категории «компетенция», создание предпосылок разграничения понятий компетенция \ компетентность использование категории компетенция \ компетентность в теории и практике обучения языку (особенно неродному), профессионализму в управлении, руководстве, менеджменте, в дидактике профессиональная компетентность становится предметом специального всестороннего рассмотрения и исследования
-
Компетентностный подход
6 ответ на появившееся противоречие между: необходимостью обеспечения современного качества образования и невозможностьюрешить эту задачу традиционным путёмиз-за увеличения объёма информации, подлежащей усвоению 1 2 3 акцентирует внимание на результате образования. В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях совокупность общих положений, определяющих логику образовательного процесса, ориентированного на развитие системного комплекса осведомлённости, умений, смысловых ориентаций, адаптационных возможностей, опыта и способов преобразовательной деятельности с получением конкретного продукта
-
И. Д. Фрумин Б. Д. Эльконин В.И. Слободчиков Компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность Компетентностный подход как радикальное средство изменения формы образования Введение стандартов третьего поколения, реализующих компетентностный подход к высшему профессиональному образованию, означает необходимость для каждого вуза разработать и реализовать свой социально-педагогический проект перехода к компетентностно-ориентированной образовательной деятельности 7
-
Т. М. Ковалева В. А. Болотов В. Б. Башев А.М. Аронов Компетентностный подход дает ответы на запросы производственной сферы Компетентностный подход как обобщенное условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций Компетентность характеризуется возможностью переноса способности в условия, отличные от тех, в которых эта компетентность изначально возникла Компетентность определяется как готовность специалиста включиться в определенную деятельность 8
-
Сегодня для обеспечения учебно-воспитательного процесса на основе компетентностного подхода необходима опора не только на наработанный прежде, но и на инновационный отечественный и международный опыт 9
-
Различия в основаниях компетентностного подхода
10
-
Понятие компетенции и компетентности
11
-
Компетентностное образование – новая модель качества образования
12 Компетентности – наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества.
-
Определения понятий
Компетенция (от лат. competeo – добиваюсь, соответствую, подхожу) 1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица, предоставленный законом, актом и т.д.; 2) знания, опыт, умения по кругу вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен. Компетентность – это обобщенная способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области, благодаря компетенции – знаниям, умениям, опыту. Используется как обобщающее понятие по отношению к мотивационной готовности, специальным знаниям, личностному опыту и др. Таким образом, компетенция – это набор определенных знаний, умений, навыков, личностных качеств в определенной сфере деятельности, а компетентность – это качество владения, то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Следовательно, компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений и качеств. 13
-
Компетентностная модель выпускника вуза
14
-
15 Соотношение основных понятий КОМПЕТЕНТНОСТЬ актуальное КОМПЕТЕНЦИЯ потенциальное КВАЛИФИКАЦИЯ требуемое
-
16 Классификация компетенций требования к академической подготовленности требования к профессиональной подготовленности Обе группы соотносятся с двумя требованиями Две группы компетенций общие Общекультурные (ОК) профессиональные Профессиональные (ПК) Специальные (СК) Данная классификация приемлема для всех направлений подготовки (специальностей) Общепрофессиональные (ОПК)
-
17 ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА Область профессиональной деятельности Виды и задачи профессиональной деятельности Объекты профессиональной деятельности Компетенции выпускника, формируемые К-О ООП по разным направления подготовки общекультурные профессиональные ОК ОПК ПК ОК1,2.. ОПК1,2… ПК1.2… СКn… Модель компетентности (КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР МОДЕЛИ СПЕЦИАЛИСТА)
-
Модель спирального развития образовательного процесса, реализующегокомпетентностную модель выпускника
18 Будущая профессиональная деятельность
-
Уровни освоения компетенций
19
-
Уровни освоения компетенций (по Н.В. Кузьминой и В.Н. Софьиной)
Первый уровень (минимальный) Использует знания для выполнения только данного класса задач и не всегда может применить их в других сферах деятельности. Хорошо работает по алгоритму. 20
-
Уровни освоения компетенций
Второй уровень (низкий) Адаптирует свои знания и умеет использовать их для решения другого класса задач. Действует согласно конкретным обстоятельствам. 21
-
Третий уровень (средний) Самостоятельно может моделировать систему знаний по определенному классу задач. Умеет решать профессиональные задачи через создание моделей, адекватных для данного класса задач. 22
-
Четвертый уровень (высокий) Умеет моделировать алгоритм деятельности применительно к данному классу задач и переносить его на решение нового, более сложного класса задач; владеет средствами моделирования в разных предметных областях; умеет разрабатывать модели для новых классов задач. 23
-
Пятый уровень (наивысший) Владеет системой профессиональных знаний и умений, обладает творческим мышлением; применяет системный подход к решению различных задач; творчески решает профессиональные задачи. 24
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.