Содержание
-
Технология индивидуализации и дифференциации обучения
Преподаватель: Рогожкина О. Ю.
-
Взаимосвязь индивидуализации и дифференциации обучения.
Индивидуализация – это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей обучающихся, создание условий для проявления и развития личности. Дифференциация – разделение обучающихся на группы на основании каких-либо индивидуальных особенностей для отдельного обучения. Индивидуализация обучения определяет сущность, целевую направленность дифференциации.
-
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ в переводе с латинского «difference»означает разделение, расслоение целого на части
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ Это форма организации учебного процесса, при которой учитель работая с группой обучающихся, учитывает их особенности ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ (дифференцированный подход в обучении) Это создание разнообразных условий обучения для различных классов, групп с целью учёта их особенностей ЦЕЛЬ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ - ОБУЧЕНИЕ КАЖДОГО НА УРОВНЕ ЕГО ВОЗМОЖНОСТЕЙ, СПОСОБНОСТЕЙ, ОСОБЕННОСТЕЙ
-
Основные компоненты дифференциации:
Учет индивидуально-типологических особенностей личности; Группирование учащихся; Различное построение процесса обучения в выделенных группах.
-
В российском образовании применяется дифференциация:
по возрастному составу; по полу; по области интересов; по уровню умственного развития; по уровню достижений; по личностно-психологическим типам.
-
Основания для индивидуализации и дифференциации:
профессиональные намерения, познавательные потребности, интересы студентов; познавательные возможности, особенности студентов.
-
Технологии индивидуализации обучения, которые применяются в профессиональном образовании:
Технология модульного обучения. Технология открытого обучения.
-
В основу дифференциации положена теория Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития.
-
Технологии дифференцированного обучения, разрабатываются в рамках различных форм дифференциации:
Внешняя дифференциация Внутренняя дифференциация
-
Внешняя дифференциация (с выделением стабильных групп для отдельного обучения)
Элективная (гибкая): Свободный набор дисциплин на базе инвариантного ядра, спецкурсы по выбору Селективная (жесткая) Группы специализаций Группы базового уровня обучения (стандарт) Группы повышенного уровня
-
Внутренняя дифференциация (осуществляется в неоднородной по составу студенческой группе без выделения стабильных подгрупп)
Дифференцированный подход Уровневая дифференциация Уровень обязательной профессиональной подготовки Уровень повышенной подготовки
-
Технологии разноуровневого обучения и индивидуализированные технологии
-
Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)
Особенности содержания Наличие стандартов базовых образовательных областей, состоящих из 2 уровней требований: 1) к содержанию образования, которое школа обязана предоставить учащемуся, 2) к содержанию образования, которое школа должна потребовать от учащегося, и усвоение которого является минимально обязательным для учащегося. Концептуальные положения Базовый уровень нельзя представлять в виде «суммы знаний», предназначенных для изучения в школе. Обязательность базового уровня. Ученик должен испытывать учебный успех.
-
Уровневая дифференциация обучения предусматривает: - наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь учащийся; - базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся; - базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся; - наряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета. Это обеспечивается уровнем обучения, который превышает уровень минимального стандарта. Пространство «ножниц» - зона ближайшего развития - заполнено дополнительными вариантами - «лестницей» деятельности.
-
Особенностями методики преподавания являются: • блочная подача материала; • работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения; • наличие учебно-методического комплекса. Основное условие уровневой дифференциации по Фирсову - систематическая повседневная работа по предупреждению и ликвидации пробелов путем организации пересдачи зачетов. Оценивание знаний: Альтернативой традиционному способу оценки «вычитанием» является «оценка методом сложения» Особенности методики:
-
Внутриклассная дифференциация (Н. П. Гузик)
Автор назвал свою систему «Комбинированной системой обучения», ее отличительные особенности: внутриклассная дифференциация по уровню и развивающий цикл уроков по теме.
-
Пять основных типов уроков:
– уроки разбора нового материала, – комбинированные семинарские занятия (индивидуальная проработка материала), – уроки обобщения и систематизации материала (тематические зачеты), – уроки межпредметного обобщения и систематизации знаний (защита тематических заданий), – практические занятия (проводятся по традиционной методике).
-
Личностно-ориентированное обучение(И. С. Якиманская)
Акцент целей: Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка. Максимально выявить, инициировать, использовать индивидуальный (субъективный) опыт ребенка. Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.
-
Особенности технологии:
Особенности содержания: Технология личностно-ориентированного обучения представляет сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и учения как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Особенности методики: Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. В центре – ребенок, его индивидуальные особенности и возможности.
-
Другие технологии индивидуализации и дифференциации обучения:
Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (автор И. Н. Закатова) Технология индивидуализации обучения (авторы Инге Унт, А. С. Границкая, В. Д.)
-
Список литературы:
Зеер Э. Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 176 с. Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2002. – 288 с. Осмоловская И. М. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2т. Т. 1. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996. – 94 с.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.