Содержание
-
Управление образования Администрации города Губкинский Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» ПРОЕКТ Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества знаний учащихся сроки реализации проекта 2008 -2010 гг Ф. И. О. автора Москвичева Е.А.
-
-
Целью данного педагогического проектаявляется изучение и раскрытие теоретических аспектов проблемного обучения в школе для его практического внедрения в образовательный процесс
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме проекта. С помощью технологии проблемного обучения формировать творческие способности, продуктивное мышление, воображение, познавательную мотивацию учащихся. Создавать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования, повышать познавательную активность в процессе овладения знаниями. Разработать уроки с элементами проблемного обучения Составить подборку проблемных заданий для трансляции педагогического опыта
-
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе:
необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования»
-
Основоположники и разработчики технологии проблемного обучения В основе проблемного обучения – идеиДж. Дьюи (1859—1952) американского психолога, философа и педагога; (1894 г.Чикаго, опытная школа) __________________________________________ В России в разработке концепции проблемного обучения активное участие принимали Кудрявцев В. Т., И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, М. Н. Скаткин и другие.
-
Теоретическое обоснование проектаПроблемное обучение - это
тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.
-
Этапы проблемной ситуации:Проблемная ситуация проблема поиск способов ее решения решение проблемы
Решение проблемы: возникновение проблемной ситуации осознание сущности затруднения и постановка проблемы нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы доказательство гипотезы проверка правильности решения проблем. Приемы создания проблемных ситуаций : учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения; ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными
-
Специфика проектирования проблемного урока
-
Приемы создания проблемной ситуации Ученый не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы. Клод Леви-Стросс, фр антрополог
-
Приемы создания проблемной ситуации
-
Побуждающий диалог от проблемной ситуации
-
Побуждающий к гипотезам диалог Каждая проблема имеет решение. Единственная трудность заключается в том, чтобы его найтиЭвви Неф, амер. журналист
-
Звенья научного творчества
-
-
Сравнительная характеристика диалогов
-
Еще кое -что….
-
Что делать, если вдруг…
-
-
Диагностика №1
Поведение ученика в проблемной ситуации на основе наблюдений
-
Диагностика №2
Наблюдение за активностью и отвлекаемостью учащихся
-
Диагностика №3
Отношение учащихся к учению.
-
Ресурсное обеспечение реализации проекта
Нормативно- правовое обеспечение: 1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089). 2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312). 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2009 – 2010 учебный год». 4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002 №2783).
-
Методическое обеспечение: УМК под ред. М.М. Разумовской; УМК под ред. Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной; Комплект рабочих тетрадей по русскому языку для самостоятельных и проверочных работ; Компьютерные обучающие программы («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия", КМ-школа «Уроки литературы», «Уроки русского языка») Материально-техническое обеспечение: кабинет русского языка и литературы компьютер Pentium-2, монитор 15 дюймов «SONY», принтер цветной «HP-960», сканер Acer Sean 620 P-1, ксерокс Nashuatec-3612S-1, проектор EPSON EMP - 30. Телевизор с видеомагнитофоном Интерактивная Smart-доска
-
Список литературы
Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. - Ростов-на-Дону, 1970. ru.wikipedia.org Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Изд-во МГУ, 1985. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1972. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. - М., 1976.ru.wikipedia.org Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.; Педагогика,1984. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.