Содержание
-
Технология проблемного обучения в практике работы учителя-филолога Подготовила Васина Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы
-
Проблемное обучение– это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.
-
Сущность проблемного обучения заключается:
в создании проблемных ситуаций, в результате которых возникают и формируются учебные проблемы; в осознании и принятии этих проблем учащимися; в решении проблем учащимися путём самостоятельного поиска знаний и способов их приобретения; в овладении учащимися определёнными знаниями и способами решения проблемных задач и проблемных вопросов.
-
Главные цели проблемного обучения:
развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений; усвоение учащимися знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания и умения более прочные, чем при традиционном обучении воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
-
Преимущества технологии проблемного обучения:
Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем. В ходе решения проблемы учащихся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня. Темп передачи информации зависит от самих учащихся. Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов. Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
-
Положительными моментами проблемного обучения являются:
активизация развивающего потенциала обучения; самостоятельная поисковая деятельность; высокий познавательный уровень; субъект-субъектные отношения; личностная включенность всех участников в процесс обучения; практическая направленность процесса обучения.
-
Главные условия успешности проблемного обучения:
Обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы. Обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного). Значимость информации, получаемой при решении проблемы для обучаемого. Необходимость доброжелательного диалогического общения педагога с учащимися, когда ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися, относятся с вниманием и поощрением.
-
Элементы проблемного обучения:
Вопросы проблемного характера Использование наглядности (ярких пятен) Задания проблемного характера Тексты проблемного характера Проблемное изложение материала Поисковая беседа (дискуссия) Создание проблемных ситуаций Поисковое чтение
-
Вопросы проблемного характера
Проблемные вопросы должны быть сложными настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильными для самостоятельного нахождения ответа. Главным признаком проблемного вопроса является возбуждение интереса. Почему любовь Ивана Васильевича к Вареньке с того памятного утра пошла на убыль? (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала») В 8 классе на уроках литературы вы познакомились с двумя «недорослями» – Митрофанушкой и Петром Гринёвым. Чем вы можете объяснить иной характер и иную судьбу главного героя «Капитанской дочки»? Почему в окончательный вариант «Евгения Онегина» не вошли такие строки о муже Татьяны Лариной: «Сегодня был я ей представлен; Глядел на мужа полчаса; Он важен, красит волоса И чином от ума избавлен»?
-
Задания проблемного характера
На уроках литературы проблемными являются задания по выявлению новых фактов, явлений, с использованием приёма сравнения, формирование оценочного суждения, установления причинно-следственных связей и др. С помощью задания такого рода можно поставить учебную проблему перед изучением нового материала с целью возбуждения интереса учащихся или, наоборот, завершить таким заданием изучение произведения. Напишите эссе “Что значат для меня мои родители?» (мысли учащихся лягут в основу урока «Базаров и его родители» Как бы рассказали о дуэли Гринёв и Швабрин? (страница из дневника).
-
Использование средств наглядности («ярких пятен»)
Использование на уроках репродукций живописных полотен, прослушивание музыкальных произведений, демонстрация фрагментов фильмов или спектаклей (с последующим обсуждением) возбуждает познавательную активность учащихся, вызывает острое желание разобраться в сути явления. Сравните трактовку образа старухи Хлёстовой в исполнении Екатерины Васильевой (спектакль «Горе от ума» в постановке Олега Меньшикова) с иллюстрациями художника Н.Кузьмина в вашей книге. Посмотрите сцены чтения городничим письма о приезде ревизора в двух киноверсиях комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» (1952 г. и 1996 г.). Какая из них кажется вам более убедительной? Подготовьте презентацию «Лермонтов: личность, судьба, эпоха»
-
Работа с текстами проблемного характера
Тексты проблемного характера можно также охарактеризовать как тексты с неразвёрнутой ситуацией или как тексты с опущенными смысловыми звеньями. Элемент недосказанности требует от детей нестандартного подхода и оригинальных решений. Кроме того, тексты проблемного характера – это уникальная система упражнений, развивающая речь учащихся, обучающая их умению свободно выражать своё отношение к прочитанному и писать сочинения разных жанров на литературные темы. Моделируя реальные речевые ситуации, упражнения вовлекают учащихся в диалог с текстом, развивают чувство слова и побуждают к созданию собственных высказываний разного уровня сложности.
-
Проблемное изложение материала
В этом случае проблему ставит и решает сам учитель; но он не просто излагает учебный материал, а размышляет, рассматривает возможные пути решения.
-
Поисковое (аналитическое) чтение
К поисковому чтению предъявляются три главных требования: точное формулирование задания для поиска; ограниченное во времени проведение поиска нужной информации; гарантированное нахождение требуемой информации в тексте. Найдите примеры «обездоленности и бесправия простого человека» в главе «Любани» (по книге Радищева «Путешествие …»)? Какие чувства вызывают у Фамусова «московские тузы»? (чтение явления 1 действия 2 комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
-
Поисковая беседа (диспут, дискуссия)
Это привлечение учащихся к решению проблемы с помощью заранее подготовленной системы вопросов. А.С. Пушкин сказал: «Благородство – отвращение от всего низкого и страх принести несчастье другому». Согласны ли вы с этим утверждением? Как авторская позиция выражается в повести «Капитанская дочка»? Почему Костылин сразу просит прислать за него выкуп, а Жилин нарочно пишет письмо так, чтобы оно не дошло до адресата? Встречали ли вы в газетах (в Интернете) статьи о таких же беспокойных и честных людях наших дней, каким был Чацкий?
-
Создание проблемных ситуаций на уроке
Проблемная ситуация – это ситуация интеллектуального затруднения, т.е. такое состояние в классе, когда ученики, уяснив учебную проблему, пытаются её самостоятельно решить, но чувствуют затруднение в силу недостаточности у них знаний, имеющихся на момент икс. В этот момент проблемная ситуация создаёт в классе особую атмосферу – психическое «поле интеллектуального напряжения». Нестандартная постановка темы урока: «Петр Первый – чудо или чудовище?» (по поэме А.С. Пушкина «Медный всадник») Постановка личностно значимых для учащихся проблем: Было ли вам когда-нибудь так же стыдно, как «было нестерпимо стыдно» Алёше перед мастером Григорием Ивановичем? (по повести «Детство»)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.