Содержание
-
Технология проблемного обучения в условиях перехода на ФГОС
Парыгина Евгения Анатольевна, учитель физики муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Смоленка
-
план
1. Введение 2. Технология проблемного обучения 3. Целевые ориентации 4. Концептуальные положения (Д. Дьюи) 5. Особенности содержания 6. Виды проблемных ситуаций 7. Технологический цикл проблемного обучения (постановка и разрешение проблемной ситуации) 8. Методические приёмы создания проблемных ситуаций 9. Условия успешной реализации технологии проблемного обучения 10. Разновидности технологии проблемного обучения 11. Технология проблемного обучения на уроках физики в условия перехода на ФГОС (моё видение) 12. Результативность применения технологии проблемного обучения на уроках физики 13. Заключение
-
Введение
Российское образование реформируется в соответствии с мировыми тенденциями. Формула «образование на всю жизнь»заменяется формулой «образование через всю жизнь». Переход на ФГОС в обучении является одним из путей реформирования образования в целом . Одним из путей перехода на ФГОС я считаю применение на уроках различных педагогических технологий. Я применяю на своих уроках технологию проблемного обучения.
-
Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения - это организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие мыслительных способностей (СУД)
-
Целевые ориентации
- приобретение (усвоение) ЗУН учащимися - повышение прочности знаний - усвоение способов самостоятельной деятельности (СУД) - формирование поисковых и исследовательских умений и навыков - развитие познавательных и творческих способностей
-
Концептуальные положения (Д.Дьюи)
- ребёнок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании - усвоение знаний есть спонтанный неуправляемый процесс ребёнок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения - условиями успешности обучения являются: проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства), активность ребёнка (знания должны усваиваться с любопытством), связь обучения с жизнью ребёнка, игрой, трудом
-
Особенности содержания
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Логика научных знаний представляет логику проблемных ситуаций. Наиболее оптимальная структура материала вариант сочетания традиционного изложения с включением в него проблемных ситуаций (который и называется проблемным обучением).
-
Виды проблемных ситуаций
Проблемные ситуации различают: - по интересности (мотивации) содержания - по характеру неизвестного Х - по уровню проблемности - по виду рассогласования информации - по методическим особенностям - по типу действий, требующихся для решения
-
Технологический цикл проблемного обучения (постановка и разрешение проблемной ситуации)
1 этап - постановка педагогической проблемной ситуации, при которой у ребёнка возникают вопросы, реакция на внешние раздражители 2 этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую 3 этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречий 4 этап – «ага – реакция» 5 этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта 6 этап - отслеживание (контроль) отдалённых результатов обучения
-
Методические приёмы создания проблемных ситуаций
- учитель подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения - сталкивает противоречия практической деятельности - излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос - предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций - побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты - ставит конкретные вопросы - определяет проблемные теоретические и практические задания - формулирует проблемные задачи
-
Условия успешной реализации технологии проблемного обучения
- построение оптимальной системы проблемных ситуаций и средств их создания (устного и письменного слова, мультимедиа-средств) - отбор и использование самых актуальных, сущностных задач (проблем) - учёт особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы - личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребёнка (исключительное значение)
-
Разновидности технологии проблемного обучения
1. частично - поисковый метод 2. технология учебного исследования 3. эвристическое обучение
-
Технология проблемного обучения на уроках физики в условия перехода на ФГОС (моё видение)
1. «отправные точки» на уроке 2. самостоятельная работа на уроке 3. задания разного уровня 4. а) использование обобщающих планов на уроке и вне урока 4. б) уроки обобщения, повторения, систематизации знаний 5. использование эксперимента на уроке и вне урока 6. дифференцированный подход на уроке и вне урока (задания разной степени сложности) 7. использование аналогий на уроке 8. связь данной темы урока с другими темами или разделами, темами предыдущих классов и последующих, ЕГЭ, другими предметами 9. работа предметного кружка, элективных курсов 10. работа со слабоуспевающими и сильными учащимися
-
Результативность применения технологии проблемного обучения на уроках физики
- повышение качества обучения через применение различных проблемных ситуаций - осуществление дифференцированного подхода -работа учителя в профильных классах - возможность варьирования при выборе заданий для учащихся - контроль за работой учащихся и отслеживание работы учащихся в течение какого - либо периода, дальнейшее развитие детей в этом направлении - возможность развития детей с творческим потенциалом - подготовка к ЕГЭ
-
Технология проблемного обучения на моих уроках позволяет
-составлять план работы по изучаемой проблеме (совместный план работы с учащимися, индивидуальный план работы учащихся) -предсказывать результаты деятельности с большей точностью -не просто рассматривать изучаемый материал, а активно задействовать в этом учащихся -анализировать успехи и ошибки в работе учащихся -анализировать собственную работу и учитывать все свои предложения и замечания в своей будущей работе по данной проблеме -быть помощником, сотрудником для детей
-
заключение
Изученная мною тема, на мой взгляд, играет огромную роль не только при изучении физики, и в образовательной деятельности в целом. Я думаю, что технология проблемного обучения в условиях перехода на ФГОС позволяет открывать новые возможности для освоения различных областей и аспектов образовательной деятельности, поставить процесс обучения на более высокий качественный уровень. Поэтому на своих уроках необходимо использовать технологию проблемного обучения. В дальнейшем я планирую в своей будущей деятельности продолжать применять технологию проблемного обучения.
-
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Булгаков В. И. Проблемное обучение - понятие и содержание // Воспитание школьников, 1985. №8. 2. Ильина Т. А. Проблемное обучение// Вестник высшей школы. 1976. №2. 3. Ильницкая И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.: Знание, 1985. 4. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение - истоки, сущность, перспективы. М.:Знание,1991. 5. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. 6.Махмутов М. И. Проблемное обучение. М.: Педагогика,1975. 7. Никандров Н. Д. Проблемное обучение// Воспитание школьников. 1983. №12.
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.