Содержание
-
МБДОУ «ЦРР - детский сад № 123» Тема: «Тревожность у детей дошкольного возраста» Подготовила: Педагог – психолог Неробеева Ю.А
-
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают Тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Понятие тревожности
-
Виды тревожности: Тревожность как эмоциональное состояние, т.е. ситуативная тревога, возникшая в какой-то конкретной ситуации, субъективно осознаваемой индивидом как угрожающей. Тревожность как устойчивая черта, индивидуально-психологическая особенность, которая проявляется в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, т.е. личностная тревожность. Устойчивая тревожность в какой-либо сфере (межличностная, экологическая и др. тревожность), иначе говоря, специфическая тревожность. Генерализованная тревожность, которая возникает у человека, который свободно меняет тревожащие объекты в зависимости от изменения их значимости для себя. Открытая Две формы: Скрытая
-
Причины возникновения тревожности психодинамические свойства личности (тип темперамента) чрезмерные притязания и боязнь оказаться не на высоте собственных требований опыт собственных неудач неадекватный тип семейного воспитания, неоптимальные отношения со сверстниками.
-
Выделяют следующие типы семей, в которых дети имеют устойчивую тревожность семьи, где мать одна воспитывает ребенка, у нее самой наблюдается повышенная тревожность семьи, где отношение к процессу воспитания детей как к процессу решения педагогических задач, цель родителей – воспитать послушного ребенка, отец в такой семье занимает позицию строгого родителя, а мать – позицию защитника семьи, где лидером воспитания является бабушка/ дедушка, родители ребенка находятся в зависимом состоянии от своих родителей, им постоянно приходиться «бороться» за лидерство в семье семьи, в которых ограничено общение с ребенком, а воспитание сводится к гигиеническому уходу за ним.
-
Критерии определения тревожности у ребенка: Постоянное беспокойство Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи) Раздражительность Нарушение сна Особенности проявления тревожности беспокойство, трудность или невозможность концентрации, мышечное напряжение, раздражительность, нарушения сна, слезливость, пассивность, скованность, покраснения, тики, заикания, - неконтролируемые идиомоторные реакции.
-
Не может долго работать, не уставая. Ему трудно сосредоточиться на чем-то. Любое задание вызывает излишнее беспокойство. Во время выполнения задания очень напряжен, скован. Смущается чаще других. Часто говорит о напряженных ситуациях. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. Жалуется, что ему сняться страшные сны. Руки у него обычно холодные и влажные. У него нередко бывает расстройство стула. Сильно потеет, когда волнует Не обладает хорошим аппетитом. Спит беспокойно, засыпает с трудом. Пуглив, многое вызывает у него страх Обычно беспокоен, легко расстраивается. Часто не может сдерживать слезы. Плохо переносит ожидание. Не любит браться за новое дело. Не уверен в себе, в своих силах. Боится сталкиваться с трудностями. За каждый пункт ставится один балл. Высокая тревожность – 15-20 баллов. Средняя – 7-14 баллов. Низкая – 1-6 баллов. Признаки тревожности:
-
Правила работы с тревожными детьми, для педагогов Избегать публичных порицаний и замечаний! Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше. Обязательно отмечать успехи индивидуально и перед группой. Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения. Не замечать ошибки, неудачи. В самой плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы. Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки. Стараться делать как можно меньше замечаний ребенку. Использовать наказание лишь в крайних случаях. Не унижать ребенка, наказывая его. Эмоциональная поддержка (Ничего страшного… Бывает люди ошибаются, боятся... Ну ничего, в следующий раз получится…) - уменьшение состояния страха, тревожности, напряженности. Стимулирующая помощь – авансирование (У тебя получится, я знаю, я уверена, я в тебя верю….)
-
Правила работы с тревожными детьми, для педагогов Персональная исключительность (Только у тебя и может получиться… А мне очень нравится то, как ты это сделал, нарисовал и т. д.). Усиление мотивации (Сделай это для меня, мне будет очень приятно… Нам это так нужно для…. Высокая оценка детали (Вот эта часть у тебя замечательно получилась…). Не торопить! Давать время сообразить. Когда торопится, останавливать, успокаивать. При необходимости повторить и уточнить инструкцию. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость. Чаще используйте телесный контакт. Упражнения на релаксацию. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
-
Правила работы с тревожными детьми, для родителей Избегать публичных порицаний и замечаний! Избегать сравнения с другими детьми Обязательно отмечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другими членами семьи Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения. Не замечать ошибки, неудачи. В самой плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы. Старайтесь делать как можно меньше замечаний ребенку. Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки. Большое значение имеет оценка, она всегда должна быть положительной. Необходимо отказаться от таких слов, которые унижают достоинство ребенка, даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Нельзя угрожать ребенку такими наказаниями: («Замолчи! Уйду от тебя! Убью тебя!» «Отдам тебя дядьке!»). Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру. Родители должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая ребенка.
-
1.Повышение самооценки. 2.Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. 3. Снятие мышечного напряжения. Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
-
Благодарю за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.