Содержание
-
Теоретические и методические основы трудового воспитания раннего и дошкольного возраста
Выполнила: Куриленко Ирина Васильевна
-
«Дети, которые умеют трудиться, знают цену трудовых усилий, уважают и труд других людей, скорее обратят внимание на человека, который нуждается в помощи.» А.С. Макаренко
«Если детский сад будет оторван от живой жизни, от жизни взрослых и их труда, будет страдать и развитие речи, и потускнеет игра.» Н. К. Крупская
-
Особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
-
Труд (трудовая деятельность) – целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.Трудовая деятельность – является важным средством развития личности ребёнка дошкольника, становления его самостоятельности, осознание ценности труда в жизни человека, определения своих возможностей в интересном, посильном виде деятельности.
Отличие труда ребёнка от труда взрослых людей: - ребёнок не создаёт в своём труде общественно значимых материальных ценностей: а) труд ребёнка имеет общественное значение. б) труд детей носит воспитывающий характер. в) труд удовлетворяет потребность ребёнка в самоутверждении, в познании собственных потребностей, сближает его со взрослыми – так воспринимает эту деятельность сам ребёнок. - близость труда к игре. - в процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. - труд детей не имеет постоянного материального вознаграждения. - труд ребёнка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает » лишь формирующийся нравственный облик ребёнка. - несмотря на наличие в нём всех структурных компонентов деятельности, они пока ещё находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.
-
Значение труда дошкольников. В процессе труда: формируются: - привычка к трудовому усилию; - умение довести дело до конца; - настойчивости; - самостоятельности; - ответственность; - умение и стремление помочь товарищу; - инициативность и другие личностные качества. труд имеет огромное значение для развития умственной деятельности ребёнка: - в процессе трудовой деятельности и используются ранее полученные знания; - формирует умение применять знания в практической деятельности; - к развитию сообразительности. смекалки. процесс планирования труда способствует развитию воображения у дошкольников; труд детей имеет значение для физического развития: - мышечная активность; - физические усилия повышают функциональную деятельность всех систем организма ребёнка; - в труде совершенствуются движения, их координированность, согласованность, произвольность. достижение трудовых целей вызывает положительное эмоциональное состояние, повышает жизнедеятельность ребёнка. В итоге мы можем сделать вывод, что труд является средством всестороннего развития ребёнка и именно с этой целью используется в педагогическом процессе детского сада.
-
Развитие трудовой деятельности.
Развитие трудовой деятельности детей необходимо вести по трём направлениям: 1. Обособление труда от игры и формирование его как самостоятельной деятельности. 2. Становление компонентов трудовой деятельности - овладение ребёнком трудовым процессом. 3. Становление разных видов труда.
-
1.Обособление трудовой деятельности ребёнка от игры.
Труд и игра генетически возникают из предметной деятельности. они тесно взаимосвязаны, хотя и имеют значительные отличия. Отличия труда и игры: труд всегда имеет ясно выраженный конечный результат, направленный на удовлетворение потребностей самого ребёнка или коллектива детей. Процесс труда без достижения результата смысла не имеет. процесс труда всегда протекает в реальном плане. Вместе с тем существует тесная связь между игрой и трудом. Обособление трудовой деятельности ребёнка от игры напрямую зависит от возрастных особенностях дошкольников: в младшем дошкольном возрасте сам труд возникает в игре: - подражание трудовым действиям взрослых; - влечёт действие, а не результат. Таким образом подражание трудовым действиям в игре позволяет овладевать ими и тем самым способствует выделению трудовой деятельности. Однако в этом возрасте она не устойчива и при определённых условиях снова переходит в игру. в среднем дошкольном возрасте эта тенденция сохраняется. в старшем дошкольном возрасте в тех случаях, когда дети принимают известную им цель труда или сами ставят её, когда владеют способами её достижения (трудовыми действиями), трудовая деятельность приобретает самостоятельное значение и не поглощается игрой. Игровые тенденции в трудовом процессе вытесняются. Таким образом, уже в период дошкольного детства трудовая деятельность обособляется от игры.
-
2. Становление компонентов трудовой деятельности.
Трудовая деятельность – широкое понятие, обобщающее разные виды труда, состоящие из разных трудовых процессов. Трудовой процесс – своеобразная единица трудовой деятельности, в структуре которого отчётливо представлены все компоненты трудовой деятельности: цель труда; материал и трудовое оборудование (инструменты); набор трудовых действий человека по преобразованию материалов с помощью инструментов; достигнутый результат труда; мотивы труда. Овладеть трудовой деятельностью – это прежде всего овладеть всеми компонентами в единстве.
-
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ: предпосылкой для возникновения данного элемента являются целенаправленные действия, появляющиеся в предметной деятельности ребёнка ещё в раннем возрасте. В младшем дошкольном возрасте ребёнок начинает связывать свои действия с результатом, что способствует появлению целенаправленных результативных действий. Однако целевая установка в труде на первых порах неустойчива. Развитие цели идёт: от принятия цели труд предложенной взрослым, к самостоятельной постановке цели; от близких целей (например, полить растения) – к отдалённым во времени (например, вырастить цветы и т.п.). Способность принимать, а затем и самостоятельно ставить цель труда лучше развивается в том случае, если ребёнок получает значимый для него или для близких результат, который можно использовать в игре или для удовлетворения других потребностей. РЕЗУЛЬТАТ: главный компонент трудовой деятельности. Результат выступает как овеществлённая цель труда, наглядная мера затраты трудовых усилий. Вычленение результата труда происходит у детей в 3 года при условии обучающего воздействия взрослого. Осознанию детьми результата труда способствуют: установление воспитателем связи результата с целю и деятельностью, значимой для детей; использование результата труда в деятельности детей, что позволяет увидеть и понять практическую необходимость результата, его значимость для всех детей, стремление получить его в собственной трудовой деятельности.
-
РЕЗУЛЬТАТ: главный компонент трудовой деятельности. Результат выступает как овеществлённая цель труда, наглядная мера затраты трудовых усилий. Вычленение результата труда происходит у детей в 3 года при условии обучающего воздействия взрослого. Осознанию детьми результата труда способствуют: установление воспитателем связи результата с целю и деятельностью, значимой для детей; Необходимо во время игры ЦЕЛЬ: сделать для мишки чашку РЕЗУЛЬТАТ: сделанная чашка накормить мишку. б) использование результата труда в деятельности детей, что позволяет увидеть и понять практическую необходимость результата, стремление получить его в собственной трудовой деятельности. Украсить ёлку для куклыЦЕЛЬ: украсить ёлку РЕЗУЛЬТАТ: сделать шарики ?? ?
-
ОВЛАДЕНИЕ ТРУДОВЫМИ УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ: один из весьма значимых компонентов трудового процесса и факторов становления трудовой деятельности дошкольника. Как бы ни был заинтересован ребёнок целью труда, как бы ни привлекал его результат труда, но если он не владеет трудовыми действиями, то никогда не достигнет результата. Овладение же трудовыми умениями и навыками делает процесс труда посильным и радостным. Любой трудовой процесс включает ряд последовательных трудовых действий, использование разнообразных материалов, инструментов в определённой последовательности. Отсюда важно, чтобы ребёнок освоил весь набор трудовых действий с материалом и инструментами, составляющий тот или иной процесс труда. Последовательное его осуществления требует умения планировать трудовую деятельность. ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА: это означает определить цель трудового процесса, в соответствии с ней подобрать материал, подобрать и организовать оборудование, определить порядок трудовых действий и т.д. Становление умений планировать трудовой процесс зависит от того, насколько отчётливы у детей знания о структуре трудового процесса. Вначале предварительное планирование трудовой деятельности детей осуществляются полностью воспитателем. По мере овладения трудовыми действиями и процессом труда в целом дети сами переходят к элементарному планированию. Стоить отметить, что на данном этапе у детей планирование трудового процесса состоит из выяснения цели труда и стремления его выполнить, но они не готовят необходимые материалы и оборудования. Не умея организовать свой труд, дети часто теряют цель, не достигают результата. В этих случаях воспитатель помогает детям организовывать планирование деятельностью в соответствии с целью труда. После формирования у детей умение самостоятельно планировать и организовывать труд, дошкольники 6 – 7 лет сталкиваются с трудностями планирования коллективного труда, а именно распределение трудовых действий или обязанностей в подгруппе. Овладение планированием способствует значительному улучшению качества результата труда ребёнка.
-
РЕЗУЛЬТАТ ТРУДА: у дошкольников зависит от мотива труда. Общественные мотивы труда как наиболее ценные возникают уже в дошкольном возрасте. Однако ведущими они становятся не сразу. Такие мотивы складываются под влиянием следующих условий: знаний о результатах труда, их общественной значимости и необходимости людям; общественного использования в детском саду и семье результатов труда, достигнутых детьми; организации практической деятельности детей, направленно на оказание помощи взрослым, сверстникам, младшим детям; оценки результатов труда взрослым, значимости их для других людей (помощь няне в смене полотенец, поделка для малышей игрушек или ремонт книг и т.д.)
-
3. Становление разных видов труда
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных видов труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков.
-
Самообслуживание
Самообслуживание направлено на уход за собой: умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п. Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в её жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. В младшем дошкольном возрасте самообслуживание связано с определёнными трудностями (недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение их планировать, лёгкая отвлекаемость), что тормозит процесс формирования навыков, порой вызывает у ребёнка нежелание выполнять необходимые действия. Однако уже у этих детей воспитатель начинает развивать умения обслуживать себя, добиваясь аккуратности и тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности, формирует привычку к чистоте и опрятности. Всё это требует от него терпения, настойчивости и доброжелательности, поддержки малышей в их порой тщетных усилиях. Руководя самообслуживанием детей, воспитатель индивидуально общается с каждым ребёнком, устанавливает с ним разнообразные контакты, поддерживает его положительное эмоциональное состояние. Называя предметы одежды и её частей, необходимые действия, он расширяет словарь детей. Они ощущают заботу о себе, проникаются чувством любви и доверия к взрослым, их обслуживающим.
-
В среднем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в в самообслуживании, и этот вид труда становится их постоянной обязанностью. Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени затрачиваемому на это. воспитатель формирует у детей приёмы взаимопомощи, учит их, как обратится к товарищам за помощью, как её оказывать, поблагодарить за услугу. В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы, связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач: формирование у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Ребёнок обслуживает себя, находясь рядом с другими, в связи с чем он должен понимать нужды и затруднения окружающих. Воспитатель на конкретных примерах разъясняет, как надо поступать, учитывая нужды других: посторониться в раздевальной, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся; при умывании пропустить вперёд дежурных (им важнее умыться поскорее, чтобы приступить к своим обязанностям), не задерживаться у крана, чтобы все умылись вовремя, попросить разрешения пройти, чтобы не причинить неудобства кому-либо, и т.п. Всё это формирует у детей элементарную предупредительность, уважительное отношение к окружающим.
-
Хозяйственно – бытовой труд
Хозяйственно - бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устраняют его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно – бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т.д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей. Такие оценки вызывает у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.
-
В средней группе содержание хозяйственно – бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят всё необходимое для занятий, стирают кукольное бельё, протираю стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т.д. Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активность и инициативу в выполнении порученных дел. В старших группах детского сада хозяйственно – бытовой труд ещё более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно – бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести все в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.
-
Труд в природе.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережно отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию. В младших группах дети с помощью взрослых кормят рыбок, поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его. В средней группе труд усложняется. Дети сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай), с помощью воспитателя готовят корм для животных (белки, хомяка, кроликов, кур). Педагог разъясняет, какой корм нужен тому или иному животному, как он называется и как его хранить. Процесс ухода за животными тесно связывается с наблюдением за ними. Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений, поведения животных от качества ухода, свою ответственность за них. Растёт заботливость, внимание к обитателям живого уголка, которые становятся любимцами детей.
-
Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приёмов ухода, в огороде высаживаются различны виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Увеличивается и объём детского труда. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щёточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, пересаживают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним. В подготовительной к школе группе в процессе труда в природе дети учатся устанавливать связь между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности. Формируются сначала материалистического понимания природных явлений. Расширяются сведения о растениях и животных, о приёмах ухода за обитателями живого уголка. Повышается самостоятельность детей в трудовых делах: они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой – в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень. Дети узнают приёмы размножения растений путём черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт. Продолжается за животными в уголке природы (птицами, белкой, кроликами, голубями, лягушкой, ящерицей и т.д.) У детей повышается ответственность за состояние живого уголка, огорода и цветника. Сбор урожая, цветов доставляет им большую радость. Они дарят цветы родителям, угощают малышей выращенными овощами, готовят овощи для винегрета (моют их, чистят, относят на кухню), украшают цветами групповую комнату.
-
Ручной труд
Ручной труд появляется в старшей группе. Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. В процессе работы они знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Изготовление задуманных предметов всегда сопряжено с приложением сил. Ребёнку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный вид. Всё это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно – волевые качества.
-
Трудовое воспитание детей раннего и дошкольного возраста.
-
Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирование у подрастающего поколения готовности трудиться, процесс формирования положительного отношения к труду. Трудовое воспитание в детском саду Трудовое воспитание детей раннего возраста Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
-
Предпосылки и задачи трудового воспитания детей раннего возраста Содержание и методика трудового воспитания в группах раннего возраста Трудовое воспитание детей раннего возраста
-
Предпосылки и задачи трудового воспитания детей раннего возраста.
Первоначальные предпосылки развития трудовой деятельности и трудового воспитания детей закладываются в раннем возрасте. В качестве предпосылок становления трудовой деятельности рассматриваются: развитие произвольных движений; формирование связи между действием и результатом; развитие результативных и «орудийных» действий; продуктивная деятельность; стремление к самостоятельному решению доступных практических задач.
-
Развитие результативных действий начинается с формирования произвольных движений рук к концу первого полугодия жизни. Отдельные движения объединяются в системы, и ребёнок оказывается способным достигать объективного результата – захватывать погремушку и греметь ей и т.д. К концу года при обучающем воздействии взрослого такие результативные действия усложняются: дети вкладывают полые предметы один в другой, нанизывают колечки на стержень, складывают мелкие предметы в коробку и т.п. Получение результата становится мотивом для повторения действия. На этой основе в начале второго года жизни формируются элементарные «орудийные» действия: ребёнок начинает пользоваться чашкой и ложкой в соответствии с их назначением; пользуется другими орудиями: лопаткой для насыпания песка и т.д. На втором и третьем году жизни ребёнок овладевает отдельными результативными трудовыми действиями: расстегнуть пуговицы; снять и одеть носочки, колготки, шапочку и т.д. В дальнейшем развитие произвольных движений, формирование различных двигательных навыков, пробуждает у ребёнка интерес к действиям взрослых, к простым трудовым процессам. Вывод: в раннем возрасте формируются весьма существенные предпосылки для дальнейшего развития трудовой деятельности. Задачи трудового воспитания детей раннего возраста: Формировать у детей результативные, а затем и продуктивные ручные и «орудийные» действия и на этой основе элементарные трудовые действия по самообслуживанию; Воспитывать у детей интерес к трудовым действиям взрослых.
-
Содержание и методика трудового воспитания в группах раннего возраста
Решение задач трудового воспитания наиболее целенаправленно осуществляется со второго года жизни. Содержание трудового воспитания на втором году определяется возможностями детей. В первом полугодии это формирование результативных и «орудийных» действий и простых трудовых действий (трудовых умений) по самообслуживанию: - есть ложкой - снимать колготки - расшнурованные ботинки - смывать мыльную пену с рук под струёй воды Во втором полугодии дети продолжают учится: - снимать расстёгнутые и развязанные взрослыми части одежды, не разбрасывать их - мыть руки - самостоятельно есть На третьем году жизни содержание самообслуживания усложняется. Дети осваивают процесс: - мытья рук - одевания и раздевания - расстёгивать и застёгивать пуговицы спереди - замечать неопрятность в костюме и устранить её с помощью взрослых Так же детей начинают привлекать к выполнению простейших трудовых действий к близким результатам: - принести какой - нибудь предмет - поставить на стол тарелку с хлебом - собрать в коробку кубики с пола и т.п. Элементарные трудовые действия представляют значительные трудности для малышей второго и третьего года жизни, и их становление требует тщательного педагогического руководства.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.