Содержание
-
Трудовое воспитание дошкольников
-
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека» В.А.Сухомлинский
-
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯК СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание образовательной области "Труд" направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач: развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
-
Проект ФГОС предполагает
…развитие элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе) Из целевых ориентиров: ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.
-
Значение труда
Формируется понимание роли труда в жизни людей Обеспечивается освоение социального опыта Формируется правильное отношение к результатам труда, человеку-труженику Формируется интерес к труду, стремление самому участвовать в нем Обеспечивается овладение детьми трудовой деятельностью во всех ее компонентах, от целеполагания и мотивации труда до получения результата и уборки рабочего места Воспитывается трудолюбие, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу, дружеские взаимоотношения детей в коллективной деятельности
-
Цель трудового воспитания в детском саду
Формирование отношения к труду как первостепенной общечеловеческой ценности
-
Задачи трудового воспитания в детском саду
Ознакомление с трудом взрослых как эталоном деятельности, которую должен освоить ребенок, воспитание интереса и положительного отношения к труду взрослых Формирование трудовой деятельности детей от отдельных трудовых процессов до простейших видов труда Воспитание личности в процессе индивидуальной и коллективной трудовой деятельности (воспитание трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, ответственности, дружеских взаимоотношений со сверстниками и т.д.)
-
-
Ознакомление с трудом взрослых
знания о труде обеспечивают успешное развитие познавательной, трудовой, игровой, речевой деятельности ребенка выступают внутренним условием воспитания трудовой направленности личности, нравственного отношения к миру обеспечивают овладение детьми трудовым опытом предшествующих поколений вызывают устойчивый интерес к труду, желание научиться трудовым процессам взрослых подготавливают основу для освоения детьми трудовых процессов, обеспечивают осознанность освоения всех их компонентов обеспечивают понимание роли труда в жизни человека, правильное отношение к труду, желание самому стать умелым
-
Это особая деятельность по преобразованию окружающей действительности, направленная на удовлетворение потребностей людейЦентральная, системообразующая связь данного понятия – связь преобразования предмета труда в результат труда
Сущность труда
-
-
Содержание знаний о труде людей для детей младшего дошкольного возраста
Знания о направленности труда на результат О содержании и структуре конкретных трудовых процессов
-
Ознакомление с трудом взрослых в средней группе
Знакомство с трудовыми процессами по преобразованию предметов при ознакомлении с трудом сотрудников детского сада (няни, дворника, прачки, повара) показать значимость их труда, раскрыть мотивацию и цели деятельности; показать структуру основных трудовых процессов – ход достижения результата включить детей в деятельность взрослого, вычленить и зафиксировать наглядно каждый компонент, показать последовательность их включения, связи между ними расширить представления о различных видах труда за пределами детского сада, выделить в них основные трудовые процессы познакомить с ролью техники дать знания о коллективном характере труда, взаимодействии людей в ходе труда знания о профессиях
-
Методика работы по ознакомлению с трудом взрослых в средней группе
Наблюдения во время НОД(структура та же, что и в младшей группе) Экскурсии по детскому саду, наблюдения за трудом Экскурсии за пределы детского сада Беседы о труде с опорой на наглядный материал Дидактические и сюжетно-ролевые игры для закрепления полученных знаний Чтение художественной литературы Рассматривание картин, иллюстраций, работа с моделями
-
Ознакомление с трудом взрослых в старшей группе
Сформировать обобщенное представление о структуре трудового процесса, связях и зависимостях между его компонентами Расширить знания детей о видах труда, основных профессиях и трудовых процессах Дать знания о взаимодействии людей разных профессий и видов труда Дать знания о типах труда, их взаимосвязях
-
Методика работы по ознакомлению с трудом взрослых в старшей группе
Наблюдения во время НОД(структура та же, что в младшей и средней группе) Экскурсии за пределы детского сада, наблюдения за трудом Беседы о труде с опорой на наглядный материал Дидактические и сюжетно-ролевые игры для закрепления полученных знаний Чтение художественной литературы Рассматривание картин, иллюстраций, работа с моделями
-
Трудовое обучение
Цель – научить правильно организовывать и качественно осуществлять различные виды труда, доступные детям дошкольного возраста (освоение ими целостных трудовых процессов от постановки цели до получения результата, формирование общетрудовых и специальных умений) Значение позволяет детям в минимальные сроки освоить выбранные для обучения трудовые процессы, а затем овладеть близкими им процессами труда путем переноса; вызывает положительные эмоции от приобретенной умелости; обеспечивает уточнение, осознанность, обобщение знаний о труде.
-
-
Труд по самообслуживанию
Труд по самообслуживанию выполняет жизнеобеспечивающую функцию
-
Обучение данному виду труда вводится с раннего возраста, может быть групповым и индивидуальным На первом этапе детей учат выполнять микро и целостные процессы самообслуживания: самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться (снимать и надевать трусики, майку, колготки, намыливать и смывать пену с рук и т.д.) Основная задача обучения – формирование связи между целью, способами и результатом труда в микропроцессах На втором этапе обучения основная задача – освоение целостных процессов самообслуживания (раздевание, одевание после сна, на прогулку, умывание и т.п.). Важно закрепить знания о последовательности трудовых процессов, уточнить ориентировочные действия (где низ, верх, изнаночная, лицевая сторона, правый и левый сапог и т.д.), сформировать контрольно-проверочные умения, позволяющие ребенку осуществлять элементарный самоконтроль Третий этап связан с закреплением навыков и умений в труде по самообслуживанию
-
Трудовое обучение
Для обучения умению застегивать, шнуровать целесообразно использовать разнообразные дидактические пособия Однако эти упражнения не должны навязываться ребенку, превращаться в утомительную для малыша тренировку. Это может вызвать негативное отношение к выполнению трудового процесса, подавить детскую самостоятельность. Обучение малышей самообслуживанию требует от воспитателя большого терпения, спокойствия, понимания ребенка.
-
Трудовое обучение в средней группе
В средней группе обучение направлено на освоение детьми целостных процессов хозяйственно-бытового труда от постановки цели до результата для освоения всех посильных детям процессов хозяйственно-бытового труда необходимо научить их четырем основным процессам: сервировка стола к обеду, мытье игрушечной посуды, обтирание стульев от пыли, стирка салфеток. Сходные по структуре процессы дети легко осваивают в повседневной жизни.
-
Трудовое обучение в старшей группе
Основным содержанием выступает освоение доступных детям видов труда( хозяйственно-бытовой труд – уборка групповой комнаты, ручной труд, труд в природе и т.д.)В этой группе включается работа с природным и другими материалами. Трудовое обучение в старших группах строится по аналогичной методике, однако игровая мотивировка заданий уже не желательна, так как это снижает результативность детского труда. Здесь более значима социальная мотивировка детской деятельности: научиться, стать умелыми, хорошими помощниками взрослых.
-
Хозяйственно-бытовой труд
хозяйственно-бытовой труд связан с поддержанием порядка в групповой комнате и на участке. Этот труд, как никакой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У дошкольников, постоянно участвующих в хозяйственно-бытовом труде, как правило, сформировано бережное отношение к вещам, стремление по собственной инициативе включаться в дежурство, навести порядок, помочь товарищу. Эти дети активно включаются в различные виды хозяйственно-бытового труда, самостоятельно распределяют обязанности, умеют наметить последовательность работы, критически оценить результаты труда своего и товарищей.
-
Содержание хозяйственно-бытового труда
Дети младшего возраста убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок, раскладывают на столы материал для занятия, убирают их после занятий. При подготовке к еде дети раскладывают ложки, расставляют хлебницы, тарелки, бокалы, помогают няне повесить чистые полотенца. Они принимают участие в расчистке дорожек от снега, собирают мусор. Дети пятого года жизни моют игрушки, стирают и развешивают кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, протирают пыль со стульев. Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно. Старшие дошкольники помогают няне принести чистое белье и разложить его, получают у завхоза мыло и раскладывают его в мыльницы. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, собирают мусор
-
Труд в природе. Значение
Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему, большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как ни в каком другом сочетаются умственные и волевые усилия. Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессах, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней, активную деятельную гуманную позицию по отношению ко всему живому В труде осуществляется эстетическое воспитание детей.
-
Виды труда в природе
— уход за домашними, декоративными животными и комнатными растениями;— работа на огородах разного типа;— посадка деревьев, кустарников;— содержание в порядке территории; — посильная и безопасная очистка территорий (лес, парк, берег реки и т.д.);— починка, реставрация книг, игрушек и т.п. (экономное природопользование); — подкормка птиц и других животных с учетом их биологических особенностей;— создание кормушек, дополнительных местообитаний для животных с учетом их природных особенностей.
-
Самостоятельная трудовая деятельность детей в повседневной жизни
умения доводятся до высокого качественного уровня; возникает субъектная позиция ребенка в процессе его самостоятельной трудовой деятельности; идет дальнейшая конкретизацияи обобщение знаний; формируется устойчивый интерес к труду, развитие отношений сотрудничества и взаимопомощи.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.