Содержание
-
Развитие нравственно – трудовых качеств посредством разнообразной трудовой деятельности
-
Характер нравственного воспитания определяет воспитательная система, в русле которой оно осуществляется: авторитарная свободноговоспитания демократическая
-
Авторитарная педагогика ставит чёткую цель воспитания, которая достигается с помощью определённого содержания и жесткой технологии. По этой системе воспитания воспитатель всегда прав, он стоит над воспитуемым и требует беспрекословного подчинения себе. (Герберт)
-
Воспитательная система, основанная на свободном воспитании, предполагает свободу личности, опосредованность педагогических воздействий, равные отношения взрослых и детей. (К. Н. Вентцель, Л. Н. Толстой)
-
Демократическая система воспитания – это попытка объединить всё то лучшее, что создано сторонниками авторитарной педагогики и свободного воспитания. (С. Френе)
-
Ян Амос Коменский считал, что «Из числа нравственных добродетелей особенно настойчиво должен педагог рекомендовать и внедрять путем упражнений способность переносить труды, больше того, стремление к ним; ибо, достигнув этого, воспитанники будут иметь великое сокровище для жизни».
-
Нравственное воспитание, по мнению Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга. К. Д. Ушинский писал о воспитании в труде и трудом.
-
Что же такое нравственность? Нравственное воспитание?
Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра. Нравственное - то, что в своих действиях человеком видится не просто как допустимое, а доброе и благое. Безнравственное - нехорошее, недопустимое, вредное, этически безобразное и недостойное человека.
-
Как считает Л. А. Григорович нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм. Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
-
Большую роль при формировании нравственных качеств играет трудовая деятельность, но только если при её организации учитываются важные требования: обеспечение интереса к содержанию труда, наличие достаточных трудностей, введение мотивов, значимых для дошкольников, побуждающих к достижению качественных результатов, наличие элементов новизны и возможностей проявления самостоятельности.
-
Трудовая деятельность – это деятельность, направленная на создание общественно полезных продуктов – материальных и духовных ценностей, необходимых человечеству. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Именно в трудовой деятельности формируются такие нравственные качества как самостоятельность и настойчивость.
-
Самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели и добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность не является врождённой чертой, она формируется по мере взросления ребёнка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.
-
Настойчивость в деятельности дошкольника характеризуется сосредоточенностью, самостоятельностью в поиске выхода из создающихся затруднений, отсутствием отвлечений на внешние раздражители, стремлением довести задуманное дело до конца, удовлетворённостью при получении положительного результата, готовностью к исправлению обнаруженных ошибок или действий.
-
Большое значение в воспитании у дошкольников поведения, соответствующего нормам морали, имеет формирование способности самостоятельно сопоставлять свои поступки с этими правилами и оценивать их соответствие, т. е. проводить самоконтроль. В этом тоже большую роль играет трудовая деятельность.
-
Формирование самооценки в значительной мере обуславливает развитие мотивов, потребностей, эмоционально – волевой сферы, отношения к окружающим. Воспитывать правильное отношение к труду – это значит не только включать детей в трудовую деятельность, но и учить их уважать труд, понимать его значение в жизни, приходить на помощь другим, не ожидая просьбы.
-
Поэтому определяют следующие задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста воспитывать предпосылки трудовой деятельности; формировать трудовые навыки; совершенствовать их, постепенно расширяя содержание трудовой деятельности детей; воспитывать важные личностные качества: привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, проявлять настойчивость, умение включаться в труд по необходимости;
-
учить устанавливать связь между началом выполнения задания и конечным результатом, разъяснять значимость труда, воспитывать бережное отношение к его результатам; формировать начало ответственного отношения к заданию, умение и желание доводить дело до конца, стремление к качественному его выполнению; формировать культуру труда: воспитывать элементарные навыки планирования и организации своей и общей работы, умение намечать её последовательность, распределять обязанности между участниками, готовить всё необходимое для работы, правильно пользоваться оборудованием, убирать всё на место после окончания трудового процесса; учить согласовывать действия с действиями товарищей, видеть необходимость в помощи, оказывать её по собственной инициативе.
-
Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание – раздевание, приём пищи, санитарно – гигиенические процедуры), это постоянная забота о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила.
-
Хозяйственно – бытовой труд – этот труд как дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У дошкольников, постоянно участвующих в хозяйственно бытовом труде, как правило, сформировано бережное отношение к вещам, стремление по собственной инициативе включаться в дежурство, навести порядок, помощь товарищу. Дети активно включаются в различные виды хозяйственно бытового труда, самостоятельно распределяют обязанности, умеют наметить последовательность работы, критически оценивать результаты труда своего и товарищей.
-
Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека; развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).
-
Содержание труда реализуется в разных формах организации. Поручения – это обращённая к ребёнку просьба взрослого выполнить какое – либо трудовое действие. Обращается внимание на добросовестность, аккуратность выполнения, доведение дела до конца.
-
Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.
-
Общий, совместный, коллективный труд. В процессе коллективной работы дети убеждаются, что её успех зависит от труда каждого. Анализ проведённой работы с привлечением мнения детей усиливает их ответственность, помогает им скорректировать свои действия, стимулирует желание работать, учит объективно оценивать результаты.
-
Совместный с родителями или другими членами семьи труд побуждает ребенка помогать друг другу, делать что – то для всех. Таким образом, у него закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе. В домашнем труде воспитываются аккуратность, ответственность, трудолюбие и другие полезные качества.
-
Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей, ознакомления с трудом взрослых, художественных средств. Ознакомление с трудомвзрослых.Это средство позволяет расширить представления ребёнка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально – нравственных задач воспитания дошкольника.
-
Цель: формирование у детей трудовых навыков и нравственных качеств личности. Задачи: учить выполнять трудовые действия, необходимые для выполнения трудовых поручений; формировать культуру труда (подготавливать рабочее место, уметь подбирать необходимые инструменты и материалы, бережно с ними обращаться); развивать настойчивость, целеустремлённость, самостоятельность, инициативность, ответственность, способность к преодолению трудностей для достижения поставленной цели; воспитывать интерес к труду взрослых и уважение к человеку-труженику (на примере доступных пониманию детей профессий, а также на примерах из жизни близких людей), оказывать посильную помощь при организации совместного труда со взрослым, с интересом включаться в процесс труда; развивать стремление отражать в изобразительной деятельности знания о труде взрослых; воспитывать бережное отношение к результатам труда; воспитывать в детях, на примерах труда взрослых, дружелюбие, взаимопомощь, вежливость, честность, гуманные чувства, уважение друг к другу, к результатам труда.
-
Для решения задач - направления в работе: создание предметно-развивающей среды для осуществления трудовых действий детьми; чтение, беседы, экскурсии и целевые прогулки для ознакомления воспитанников с трудом взрослых и объяснения его значения; организация совместной трудовой деятельности взрослых и детей. осуществление взаимодействия со специалистами детского сада по формированию позитивного отношения дошкольников к труду; педагогическое просвещение родителей, их вовлечение в воспитательный процесс с целью приобщения детей к труду и воспитания у них правильного отношения к его результатам.
-
Всю работу по формированию нравственно-трудовых качеств воспитанников через ознакомление их с трудом взрослых необходимо проводить в тесном контакте со специалистами дошкольного учреждения: музыкальный руководитель, психолог, логопед.
-
Итак, можно сделать вывод, что трудовое воспитание в дошкольном возрасте тесно связано с нравственным воспитанием: в труде и с помощью труда воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми. Для того чтобы труд стал средством нравственного воспитания, уже в дошкольном возрасте следует, наряду с привитием трудовых навыков, направлять усилия ребенка на общественно полезную работу, в которой рождается удовлетворение своей деятельностью для других, понимание своей связи со всеми. В труде формируются дружеские взаимоотношения: доброжелательность, умение уступить, оказать услугу, предложить помощь. Зарождаются деловые взаимоотношения, для которых характерно умение распределять и планировать общую работу, стремление самому доводить дело до конца и ждать того же от других, оказывать друг другу помощь и относиться с чувством ответственности к порученному делу. Воспитывая положительное эмоциональное отношение к труду, мы тем самым воспитываем трудолюбие – важное моральное качество личности.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.