Содержание
-
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Профессиональное образование как социокультурный институт
-
План
1. Профессиональное образование как социокультурный институт 2. Функции профессионального образования 3. Профессиональное образование как система 4. Профессиональное образование как достояние личности
-
Литература
Педагогика профессионального образования / под ред. В.А. Сластенина – М., 2006. Жуков Г.Н., Матросов П.Г., Каплан С.Л. Основы общей и профессиональной педагогики. – М., 2005. Горомкова М.Т. Психология и педагоги ка профессиональной деятельности. – М., 2003.
-
Модернизация системы профессионального образования
Модернизация системы профессионального образования объективно требует приведения его в соответствие с реальными запросами ведущих отраслей промышленности, культуры, сферы услуг, армии, государственной службы и т.п. В связи с этим необходимо создание системы прогнозирования потребностей рынка труда в специалистах различной квалификации. Обеспечение этих потребностей связано с доступностью профессионального массового образования, направленного на формирование не только профессиональных знаний и умений, но и мировоззрения будущих специалистов.
-
Профессиональное образование как социокультурный институт
Как социокультурный институт профессиональное образование представляет собой систему организаций и учреждений, обеспечивающих воспроизводство и совершенствование кадрового потенциала всех сфер общественного материального и духовного производства, способствующих экономическому, политическому, культурному функционированию и развитию общества и личностному становлению индивида. Синтез научных знаний, умений и навыков, методического искусства и личных качеств педагога.
-
Признаки социального института профессионального образования
идеология, т. е. определенное осмысление сущности, значения и роли института профессионального образования в системе других социальных структур; совокупность норм и предписаний ; формальные и неформальные организации;
-
Профессиональное образование входит в ряд фундаментальных институтов общества (семья, производственные структуры, наука, средства массовой коммуникации и др.), осуществляющих передачу знаний и опыта от одного поколения к другому, формирование менталитета социальной общности, сохранение и развитие национальной культуры, социальных связей и отношений; способствует разработке и развитию системы мотиваций каждого человека, всегда реализующего свою жизнь в сфере общественных институтов, а не вне их.
-
Базовые функции профессионального образования
Вместе с другими социокультурными институтами система профессионального образования выполняет ряд базовых функций (функция - обязанность, назначение) по отношению к человеку и обществу
-
Функции профессионального образования
Реляционная Регулятивная Аксиологическая Образовательная Воспитательная Развивающая Мировоззренческая Инновационная Экономическая Политическая
-
Специфические функции
адаптация учащихся с ограниченными возможностями к социокультурным процессам в обществе; социальная реабилитация учащихся с неадекватным и противоправным поведением; поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда и т.п.
-
Педагогика профессионального образования
Педагогика профессионального образования – область теоретического и практико-ориентированного научного знания, распространяемого на всю систему профессиональной подготовки человека.
-
Категории профессиональной педагогики
Рабочий, работник, специалист Профессия Специальность Профессиональная квалификация, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство Профессиональное обучение Профессиональное воспитание
-
Профессия – относительно постоянный вид трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и используемый как источник существования. Специальность – конкретизированный вид трудовой деятельности в рамках данной профессии.
-
Работник – человек, осуществляющий производительный или управленческий труд и живущий за счет оплаты этого труда. Рабочий – работник, выполняющий труд, требующий начального профессионального образования. Специалист – человек со средним и высшим профессиональным образованием, выполняющий функции по планированию, организации и руководству, т.е. Осуществляющий управленческий и производительный труд.
-
Формирование готовности к профессиональной деятельности будущего работника достигается посредством профессионального образования, профессионального воспитания и профессионального обучения. Профессиональное самообразование, самовоспитание. Профессиональное самообучение. Процесс профессионального самообразования, самовоспитания в единстве с профессиональным образованием, воспитанием и обучением, направленный на общее и профессиональное развитие личности, означает профессиональное становление будущего специалиста.
-
В процессе профессионального становления происходит изменение профессиональной квалификации, под которой понимаются ступени профессиональной подготовленности работника к профессиональной деятельности. Рост профессиональной квалификации измеряется количественно в разрядах и категориях. Высший уровень квалификации, приобретаемый в процессе работы с элементами творческой деятельности, оценивается как профессиональное мастерство.
-
Профессиональное обучение – специально организованный и управляемый процесс формирования профессиональных знаний и умений, способов творческой деятельности и освоение их во взаимодействие с целью развития личности и формирования готовности к профессиональной деятельности. Профессиональное воспитание – специально организованный и управляемый процесс включения обучающихся в различные социально-профессиональные отношения с целью развития у них профессионально важных личностных качеств и формирование готовности к профессиональной деятельности.
-
Профессиональное образование как педагогическая система
Структура профессионального образования Подходы к характеристике профессионального образования как педагогической системы: Подсистемы-уровни; Классификация Л.Г. Семушкиной (класс профессиональных задач; соотношение теоретической и практической подготовки; соотношение общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки; тип организации учебного процесса).
-
Класс профессиональных задач
Для начального профессионального образования – ориентация на деятельность по простому алгоритму. Для специалистов среднего звена – деятельность по заданному сложному алгоритму без конструирования решения, требующего оперирования значительными массивами ранее усвоенной и оперативной информации. Назначение высшего образования – подготовка высококвалифицированных специалистов, способных не только решать сложные задачи, но и выдвигать проблемы и находить их принципиально новые решения. Класс профессиональных задач специалистов высшей квалификации (послевузовское и дополнительное профессиональное образование) предусматривает самостоятельную постановку и решение оригинальных проблем, готовность к инновационной деятельности.
-
Соотношение теоретической и практической подготовки
Первый подход В начальном профессиональном образовании практическая подготовка занимает около 50% времени В среднем профессиональном образовании объемы практической и теоретической подготовки равны В высшем профессиональном образовании объем теоретической подготовки составляет 80%; В послевузовском теоретико-методологическая подготовка занимает 95 %.
-
Соотношение общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки
В начальном профессиональном образовании – отдельные естественно-научные, научно-технические и др. знания общенаучного характера В среднем профессиональном образовании – усвоение лишь некоторых общенаучных знаний (10-15% учебного времени) Общенаучные дисциплины в высшем и послевузовском образовании составляют 50% от общего объема времени.
-
Тип организации учебного процесса
Соотношение аудиторной и самостоятельной работы Соотношение обязательных и элективных курсов, научно-исследовательской работы Предпочитаемые формы организации учебного процесса
-
Структура профессиональ ного образования
Второй подход Профессионально-трудовая социализация – совокупность процессов, регулируемых и позволяющих будущему работнику, специалисту усваивать систему установок, норм и ценностей, соответствующих осваиваемой социальной роли профессионала. Социализация в процессе профессионального образования является важной формой социального регулирования становления профессионала.
-
Три модели профессионала: нормативная, экспективная, эмпирическая
-
Профессиональная подготовка
Цель и результат профессиональной подготовки – определенный тип самостоятельного человека, квалифицированный профессионал, подготовленный к включению в стабильную производственную среду.
-
Система профессиональной подготовки
Целевой компонент формируется на основе оценки потребностей Результирующий компонент – Профессии, виды работ и уровни квалификации, по которым осуществляется профессиональная подготовка; Количество человек, подлежащих подготовке по определенным направлениям и специальностям; Модель (профиль, спецификация).
-
Пошаговая модель перехода от модели специалиста к модели его подготовки, описание типовых задач. Иерархия задач: 1-ый уровень – задачи, кот. Под силу всем специалистам; 2-ой уровень – задачи, связанны с развитием рыночных отношений 3-ий уровень – собственно профессиональные задачи
-
Прогностическая модель деятельности специалиста и подготовки специалиста как образовательная программа Междисциплинарный характер модели подготовки специалиста.
-
Целостность – совокупное представление знаний о современной научной картине мира, о глобальных проблемах развития человеческой цивилизации. Гармоничность – способность знаний гармонизировать отношения человека с природой, обществом, самим собой. Системность и систематичность – логическая упорядоченность
-
Непрерывность знаний – это непрекращающееся образование и самообразование; Обобщенность знаний – способность специалиста воспринимать конкретное знание как часть обобщенного знания; Оперативность – готовность будущего специалиста применять знания в различных ситуациях. Гибкость – способность будущего специалиста самостоятельно находить способы применения своих знаний в изменившейся ситуации.
-
Профессиональное становление личности
Профессиональное становление будущего профессионала Условия профессионального развития личности: Создание в учреждениях профессионального образования благоприятной демократической среды; Развитие профессионально важных качеств личности; Актуализация личностного саморазвития; Вовлеченность в учебный процесс; Интеллектуализация содержания профессионального образования; Гуманитаризация содержания профессионального образования; Фундаментализация содержания образования
-
Профессиональное образование как достояние личности
Этапы развития профессионализма: Функциональная грамотность; Профессиональная квалификация; Профессиональная компетентность; Профессиональное мастерство.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.