Презентация на тему "Этноориентированная методика обучения иностранному языку"

Презентация: Этноориентированная методика обучения иностранному языку
1 из 21
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Этноориентированная методика обучения иностранному языку"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 21 слайда. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Также представлены другие презентации по педагогике для студентов. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Этноориентированная методика обучения иностранному языку
    Слайд 1

    Невмержицкая Елена Викторовна

    1 ЭТНООРИЕНТИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Научный консультант: заслуженный деятель науки РФ, академик МАНВШ, академик МАНПО, доктор педагогических наук, профессор Балыхина Татьяна Михайловна

  • Слайд 2

    Актуальность исследования

    2 Содержание образования должно обеспечивать: формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование духовно-нравственной личности. Закон РФ «Об образовании», ст. 14

  • Слайд 3

    Цель исследования

    3 Разработка и внедрение целостной авторской концепции, включающей методологическое обоснование этноориентированного процесса обучения иностранному языку в условиях среднего профессионального образования, теорию и методику этнокультурного воспитания личности в процессе овладения иностранным (немецким) языком

  • Слайд 4

    Гипотеза исследования

    4 Современные тенденции в обществе предъявляют повышенные требования к уровню обученности выпускников ссузов, сформированности у них способности и готовности функционировать в окружающем поликультурном пространстве, достижение которых возможно при условии изучения иностранного (в нашем случае – немецкого) языка и культуры, если: - цели изучения и преподавания иностранных языков в условиях СПО определяются исходя из потребностей учащихся и общества, на основе задач, действий, процессов, необходимых для реализации этих потребностей, а также соответствующих компетенций, стратегий, тактик коммуникативного взаимодействия, которые требуются будущим специалистам среднего звена в процессе эффективной (иноязычной) коммуникации; - этноориентированная направленность иноязычного образования предоставит возможность осознанно, с научных позиций реализовывать на практике современные актуальные задачи в области инновационного преподавания иностранных языков, в том числе через систему этнокультурных единиц; - внедрение в содержание преподавания иностранного (немецкого) языка средств межкультурной коммуникации и источников этнокультурной информации будет способствовать реализации принципов позитивного отношения личности к этнокультурному разнообразию, культуросообразности, преемственности опыта поколений; - актуализация этнокультурной направленности учебной дисциплины «Иностранный (немецкий) язык» на основе разработанных организационно-педагогических условий сетевого взаимодействия с другими институтами и агентами индивидуального, социокультурного развития обеспечит полную самореализацию обучающихся в полиэтническом окружении, сопровождающем образовательно-воспитательный процесс; - разработанные технология и диагностический инструментарий позволят проанализировать и оценить качество этнокультурного образования, приобретенного в процессе изучения иностранного (немецкого) языка.

  • Слайд 5

    5 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ направлены на разработку концепции исследования направлены на раскрытие этнокультурного потенциала систем родного и изучаемого языков в лингводидактических целях направлены на обоснование применения инновационно-педагогических средств и технологии реализации этноориентированного обучения иностранному языку в условиях СПО

  • Слайд 6

    Объект исследования

    6 процесс обучения иностранному (немецкому) языку в средних специальных учебных заведениях Предмет исследования методолого-теоретические и методические основы этноориентированного обучения иностранному (немецкому) языку в системе СПО

  • Слайд 7

    Научная новизна исследования и его наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем,заключаются в следующем:

    7 - поставлена и решена на теоретико-методологическом, дидактическом и методическом уровнях проблема достижения качества этнокультурной обученности; - теоретически и эмпирически подтверждена возможность эффективного этноориентированного обучения иностранному языку в условиях современного российского ссуза; - обогащен понятийный аппарат педагогической науки путем введения в научный обиход дефиниций этнокультурное поведение,метод определения этнокультурной обученности, этноориентированная методика, опосредованная языковая среда, этнопедагогический потенциал языковой культуры, этнокультурное поле воспитания,опосредованная аккультурация, этнокультурная озадаченность, Этноколористика; - научно обоснован образовательно-воспитательный потенциал национально-языковой культуры; - сформулированы этнопедагогические функции языковой культуры: воспитательно-образовательная, коммуникативная, гносеологическая, инкультурационная, инструментальная, сигнификативная или знаковая и др.; - в лингводидактическом аспекте исследованы коммуникативные процессы, стратегии, компетенции этноориентированного обучения иностранному языку, роль в их формировании, развитии и реализации образовательно-воспитательной системы и организации культурно-языкового пространства современного российского колледжа; - выявлена и описана роль организованной системы обучения и воспитания, нацеленной на усвоение обучающимся системы ценностей, норм поведения, этноориентированных особенностей языка и культуры страны изучаемого языка; - предложены и обоснованы возможности самонаправляемого обучения иностранному языку в современном вариативном образовательном пространстве ссуза с использованием ИКТ; - обоснован механизм этнокультурного роста студента – будущего профессионала; - разработана и обоснована концепция этнокультурной компетентности будущих специалистов среднего звена, необходимость реализации которой обусловлена процессами глобализации и интернационализации профессиональной деятельности; - разработана и описана структура и содержание УМК с позиций этноориентированного обучения иностранному (немецкому) языку и культуре; - разработаны критерии эффективности качества этнокультурной обученности: культуросообразность (Кк), жизнетворчество (Кж), открытость (Ко), мотивация (Км), креативность (Кр), эмпатия (Кэ), терпимость (Кт), коммуникативность (Кком) в аспекте определения этнокультурной обученности и удовлетворения требований образовательного учреждения; - предложена и доказана на основе метода определения этнокультурной обученности целесообразность применения системы правил и операций, необходимых для диагностики качества и эффективности овладения иностранным языком в контексте этноориентированной методики.

  • Слайд 8

    Теоретическая значимость исследования

    8 - обоснована необходимость введения этнокультурных основ в содержание преподавания иностранного (немецкого) языка, с позиций которого его изучение может рассматриваться как образовательно-воспитательный процесс, протекающий в «триединстве» личности, культуры и общества; - с позиций этноориентированного формирования иноязычных коммуникативных компетенций содержательно раскрыты научно-теоретические подходы к исследованию этнокультурного потенциала языковых систем русского и немецкого языков; - описаны коммуникативные процессы, стратегии использования иноязыка на основе овладения этнокультурными ценностями и межкультурными умениями в процессе вербального, невербального общения в социальном и профессиональном контекстах в лингводидактических целях; - выявлена этноориентированная тенденция необходимости владения лингвистическим маркером социальных отношений; - теоретически обоснована проблема введения в учебный процесс тем этнокультурной направленности при изучении иностранного (немецкого) языка как необходимого педагогического условия формирования иноязычной культуры студентов; - предложена концепция реализации интегрированной технологии этноориентированного обучения иностранному (немецкому) языку; - обоснованы и предложены критерии оценки качества этнокультурной обученности, отражающие технологический механизм воспроизводства этнокультурных основ в образовательно-воспитательном процессе: культуросообразность, жизнетворчество, открытость, мотивация, креативность, эмпатия, терпимость, коммуникативность; - теоретически обоснованы и предложены инновационно-педагогические средства и технологии.

  • Слайд 9

    Практическая значимость исследования

    9 - результаты исследования используются при разработке федеральных и региональных концепций и программ по иностранному (немецкому) языку с включением в их содержательный контент этнокультурных основ; проектировании ФГОС СПО по направлению «Иностранный язык»; - разработанная этноориентированная методика обучения иностранному языку может быть применима как в научно-исследовательском контексте, так ив процессе воспитания и образования будущих молодых специалистов с использованием научно-методических рекомендаций по технологии ее реализации с применением диагностического инструментария; - результаты исследования внедрены в образовательно-воспитательный процесс ссузов с использованием средств обучения для преподавателей и обучающихся, которые также могут быть использованы учебно-методическими центрами по профессиональному образованию, институтами повышения квалификации при подготовке преподавателей иностранных языков (для работы в неязыковых учебных заведениях) и могут служить образцом для создания собственных моделей изучения и обучения языку для специальных целей; - результаты исследования могут быть учтены в процессе подготовки специалистов среднего звена, будущих педагогов в условиях неязыкового образовательного учреждения, в системе повышения квалификации руководителей и преподавателей иностранных языков общеобразовательных школ, техникумов, колледжей, в научных и учебных изданиях по проблемам профессиональной подготовки специалистов, послужить материалом для дальнейших исследований. - программно-компьютерное обеспечение анализа качества этнокультурной обученности языкового образования студентов техникумов / колледжей реализуется в деятельности ссузов РФ и др.

  • Слайд 10

    Положения, выносимые на защиту

    10 1. Содержание этноориентированного обучения в системе среднего профессионального образования определяется развитием целей деятельности российских средних специальных учебных заведений, отражающих смену образовательной парадигмы. В связи с расширением экономических, политических, социокультурных связей в современном социуме востребована личность, обладающая практическими умениями взаимодействовать с представителями другого этноса, знаниями об особенностях культуры другого народа, способная работать с разнообразной информацией на иностранном языке, общаться в разнообразном социокультурном пространстве, поддерживать и развивать профессиональные контакты.

  • Слайд 11

    11 2. Основой для формирования конкурентоспособных членов общества, которые могут жить и работать в многокультурной среде, знающих и уважающих не только свою этническую культуру, но и культуру других этнических групп, способных общаться на иностранных языках, владеющих культурно-языковыми нормами и сочетающих в своей деятельности (учебная или профессиональная) национальные интересы, выраженные различными языковыми средствами, является этнокультурное образование – процессизучения и практического овладения народной культурой этноса как неотъемлемой составляющей мировой культуры, процесс становления, социализации, образования и воспитания личности на этнокультурных традициях.

  • Слайд 12

    12 3. Включение этнокультурных компонентов языковой культуры в лингвообразовательную практику средних специальных учебных заведений является способом приобщения к культуре других этносов и межкультурному диалогу, опосредованно оказывающему влияние на формирование личности студента и процесс его интеграции в общество и культуру. В процессе этнокультурного образования формируется личность, обладающая чувством принадлежности к своему этносоциуму, способная понимать своеобразие родной и зарубежной народной художественной культуры, участвовать в ее сохранении и развитии. Средствами языковой культуры расширяется этнокультурное поле воспитания личности, включающее в себя этноориентированные знания, выраженные в вербальной и невербальной формах иноязычной коммуникации.

  • Слайд 13

    13 4. Системообразующим компонентом этноориентированного обучения иностранному языку как составной части непрерывного образования выступает народная художественная культура этноса, изучение которой в процессе преподавания иностранного (немецкого) языка формирует ценностное отношение к Родине, людям, труду, окружающей действительности. В условиях синтеза таких элементов этнокультуры, как словесный, художественный, декоративно-прикладной и других, их реализации в образовательно-воспитательном пространстве ссуза расширяются возможности проявления этнокультурной компетентности, этнокультурной образованности индивида.

  • Слайд 14

    14 5. Успешной стратегией опосредованной аккультурации является «приближение системы культурных компонентов одного этноса к культуре другого этноса» (Т.М. Балыхина), выраженных, в частности, в языковых эквивалентах, содержательно-целевой компонент которых учитывает этноориентированная методика обучения иностранному языку, включающая: - принципы сохранения личностью собственной культурной идентичности наряду с овладением ею культурой других народов, выраженной в языковых и культурно-исторических эквивалентах; - содержание этноориентированного обучения иностранному языку, базирующееся на овладении основными национально-специфическими компонентами языковой культуры: традиции, обряды, обычаи, традиционная культура, бытовая культура, языковая картина мира; - этноориентированные способы педагогической деятельности, направленные на реализацию образовательных, развивающих, воспитывающих, практических целей этноориентированного обучения иностранному языку.

  • Слайд 15

    6. Теоретическое обоснование включения этнокультурных основ в содержание процесса изучения иностранного (немецкого) языка в учебное и внеучебное время опирается на ряд подходов к обучению:

    15 характеризуется обязательностью индивидуальной программы обучения, учитывающей интересы, потребности, желания, склонности, образовательные запросы обучающегося при развитии индивидуальности учащегося как основной цели обучения в центре обучения – обучающийся (как субъект учебной деятельности); объект обучения – речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо, перевод), базирующаяся на применении метакогнитивных принципов (предварительное планирование, исполнение, контроль и исправление) развивающаяся личность – в центре образовательно-воспитательного процесса, что обеспечивает привитие ей нравственно-эстетических качеств, в том числе за счет увеличения времени познавательной и речевой практики каждого студента способствующий в контексте самонаправляемого обучения иностранному языку формированию  компетенций к саморазвитию личности учащегося – субъекта обучения: лингвистической, социолингвистической (речевой), дискурсивной, стратегической, социальной, социокультурной, предметной, профессиональной и др. обеспечивающий в процессе использования языка как средства общения посредством вербальных и невербальных форм усваивать факты культуры и на их основе – овладевать языком как средством общения, коммуникационного взаимодействия индивидов или социальных групп когда в основе организации обучения и контроля находится разработанная система дескрипторов умений и их реализация в видах речевой деятельности на каждом уровне овладения иностранным языком, основанием для выделения которого является или объект обучения (язык, речь, речевая деятельность), или способ обучения (прямой, сознательный, деятельностный), нацеленные на коммуникативно-деятельностный подход в обучении и практическое овладение языком современные варианты реализуются в виде обучения в сотрудничестве и концепции коммуникативного иноязычного образования, предусматривающей органическое соединение в процессе обучения факторов языка и культуры страны изучаемого языка личностно-ориентированный речедеятельностный личностно-деятельностный самонаправляемый культуросообразный уровневый этнокультурный

  • Слайд 16

    16 уровнях профессиональной компетентности личности, применяющей на практике языковые знания условиях применения языкового материала с целью эффективной деятельности предприятия, региона и т.п. области повышения общеобразовательного, профессионально-компетентностного уровня при различных формах повышения собственной культуры и определения, в частности, места этнокультурного самообразования в жизни знакомстве, изучении культурных ценностей других этносов, выраженных в языковых единицах, участии в распространении нематериального наследия собственного народа и различных сферах жизнедеятельности особенностях общения личности в быту, в свободное время при знаниях языковых единиц, содержащих сведения о традиционной народной культуре возможном представлении о том, членом каких общностей реально является данный индивид 7.Этнокультурное поведение личности – это степень ее активности в социально-языковой среде, в общностях и организациях, содержательнаяхарактеристика этой активности. Этнокультурное поведение представителей различных социумов выражается в: общественная деятельность профессия образование культура и искусство быт социальное окружениеличности

  • Слайд 17

    Положения, выносимые на защиту

    17 8. Методологический базис теории качества образования включает метод определения этнокультурной обученности, актуальность которого резко возрастает в связи с представленными в ГОС СПО в качестве планируемого результата базового и повышенного уровней обучения иностранному языку коммуникативной компетенции в аудировании, говорении, письме, а также продвинутой коммуникативной компетенции в чтении и приобщении к культуре страны изучаемого языка, что недостижимо без когнитивного развития обучающихся, при этом показателями качества этнокультурной обученности служат культуросообразность, жизнетворчество, открытость, мотивация, креативность, эмпатия, терпимость, коммуникативность. .

  • Слайд 18

    18 знание о культуре страны изучаемого языка, традициях, образцах народного художественного творчества, выраженных в языковых формах, знание особенностей языковой культуры другого этноса способность создавать коллективные и межличностные отношения, историю своего личностного образа, произведения культуры способность быть открытым социуму, осуществлять межъязыковое общение с представителями стран изучаемого языка (в том числе, с включением в решение общественно значимых и личных жизненных проблем), формировать опыт гражданского и интернационального поведения, противодействие аморальным явлениям потребность в этнокультурных знаниях, выраженных в языковых формах, стремление к достижениям (в том числе, в профессиональной деятельности) способность использовать в различных контекстах языковые средства на продуктивном уровне; уважение человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах; проявление фантазии, воображения, уверенности в принятом решении способность понимать других людей, наличие навыков обращения (общения) с людьми других национальностей знание и умение использовать языковые единицы и их структурные организации в нормативном для данной лингвокультурной общности коммуникативном поведении, уметь определять (применять) национально-культурную специфику поведения лиц других национальностей ХАРАКТЕРИСТИКА КРИТЕРИЕВ КАЧЕСТВА ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОБУЧЕННОСТИ культуросообразность жизнетворчество открытость мотивация креативность эмпатия коммуникативность терпимость способность быть доброжелательным, оказать помощь, стремление к миру Критерий Смысловая нагрузка

  • Слайд 19

    Положения, выносимые на защиту

    19 9. Ведущие критерии оценки эффективности и качества этнокультурной обученности характеризует такое образование, которое по своим целям, содержанию, организации и результатам удовлетворяет: - потребностям заказчика (государство, работодатель, обучающийся)во владении родным и иностранным языками с использованием этнокультурных знаний в повседневном и профессиональном общении; - запросам общества на владение будущим специалистом этноориентированной иноязычной компетенцией, необходимой для работы с различными источниками на родном и иностранном языках, установления и развития международных академических и профессиональных контактов и т.д.; - требованиям государства к этнокультурной подготовке специалистов среднего звена по всем специальностям среднего профессионального образования (расширение лингвистических, страноведческих, этнокультурных знаний студентов, интеграция личности в системы мировой и национальной культур и др.).

  • Слайд 20

    20 10. Внедрение разработанной этноориентированной методики обучения иностранному языку в условиях среднего профессионального образования повышает эффективность деятельности средних специальных учебных заведений в аспекте подготовки высококвалифицированных кадров.

  • Слайд 21

    21 Благодарю за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке