Содержание
-
Теория детской игры. Выготский Л. С.о роли игры в развитии ребенка.
Выполнила воспитатель ГБОУ гимназии №196 СПб Тулзакова Н.С.
-
«ИГРА» В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
До ХIХ в. игра рассматривалась как всякая деятельность ребенка, не преследующая в качестве цели получение результатов, ведущаяся для удовольствия, «не всерьез». К. Гросс впервые попытался дать научное определение игры и классифицировать детские игры. Д.Б. Эльконин рассматривал игру как совершенно своеобразную деятельность, объединяющую все виды детских активностей. Л.С. Выготский говорит, что критерием игры является наличие мнимой ситуации. Игра – это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие. Детская игра, возникающая в ходе исторического развития общества, заключается в воспроизведении детьми действий и взаимоотношений взрослых. В индивидуальном развитии ребенка игра становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте; именно с ее развитием совершаются самые важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, что обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
-
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
психологическое: «Игра – деятельность в условной ситуации, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта» дидактическое: «Игра – форма образовательной деятельности, имитирующая те или иные практические ситуации и имеющая двуплановый характер: с одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, с другой – ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и регламентирующими обстоятельствами»
-
СТРУКТУРА ИГРЫ:
роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов - замещение реальных предметов игровыми, условными; реальные отношения между играющими. Единица игры, объединяющая все её аспекты, - роль. Сюжет игры - воспроизводимая в ней область действительности; Содержание игры - воспроизведение детьми моментов деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. Характерная особенность игры - ее двупланность, присущая также драматическому искусству.
-
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ
как средство обучения (учить, играя) как средство релаксации, создания эмоционально приподнятой и комфортной обстановки (отдыхаем, играя) как средство воспитания коммуникативных, волевых и прочих качеств личности (развиваем, играя) как средство коррекции (помогаем решать проблемы в игре) как средство и форма досуговой деятельности (развлекаемся в игре) как средство диагностики (раскрываемся в игре)
-
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГР:
точность воспитательно-образовательной задачи четкость объяснения правил и методики проведения игры соответствие игры возрасту, уровню развития и интересам детей соответствие игры общему направлению деятельности объединения и задачам конкретного занятия эмоциональность и заинтересованность самого педагога в процессе игры вариативность, повторяемость и сменность игрового репертуара
-
КЛАССИФИКАЦИИ ИГР
Базовая классификация игр отражается аббревиатурой АДИК. А — азартные, Д — дидактические, И -информационные К — комбинаторные. Детские игры разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В отечественной педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Н. К. Крупской. Она выделяет игры, которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие), и организованные, с готовыми правилами.
-
Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка
-
КАК ИГРА ВОЗНИКАЕТ В РАЗВИТИИ?
Возникают своеобразные побуждения и потребности – целый ряд нереализуемых непосредственно желаний Тенденция к удовлетворению желаний без отсрочки во времени Расхождение видимого и смыслового поля Почему ребёнок играет? Это «воображаемая иллюзорная реализация нереализуемых желаний».
-
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА В ИГРЕ
Ребёнок создает мнимую ситуацию В игре ребёнок свободен, но это иллюзорная свобода. Мнимая ситуация всегда будет заключать в себе правила. Наибольшая сила самоуправления у ребёнка возникает в игре. «В игре ребёнок научается действовать в познаваемой, т.е. в мысленной, а не видимой ситуации, опираясь на внутренние тенденции и мотивы, а не на мотивы и побуждения, которые идут от вещи»
-
КАК РАЗВИВАЕТСЯ ИГРА?
Ребёнок начинает с мнимой ситуации, первоначально очень близкой к реальной. Правило находится в сжатом, скомканномвиде. По мере развития игры идёт движение в сторону осознания цели игры. Игра есть целевая деятельность ребёнка. Постепенно цель становится тем, ради чего предпринимается всё остальное. В конце развития выступает правило. Чем оно жестче, тем игра становится напряженнее и острее.
-
ИГРА – ВЕДУЩАЯ ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
В игровой деятельностиформируются психические качества и личностные особенности В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение. Игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, а является полноправным субъектом деятельности.
-
Литература:
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 2009 Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии № 6.-1966. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. — 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991. Глаголева К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 324-326. Петрусинский В.В. Игры - обучение, тренинг. – М., 1994 Шмаков А. Игры учащихся феномен культуры. М,: 1994 Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е издание. М., 1999
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.