Содержание
-
ВЫПОЛНИЛИ: Сизова Н.Ю., Серженюк Н.В. Группа: зф 482- 4 Факультет: Подготовки УНК
Упражнения для учителей по усовершенствованию навыков межличностного взаимодействия «Учитель – ученик»
-
Упражнение "Ребенок"
Цель упражнения: формирование у учителей эмоционально-положительного отношения к детям. Группа участников рассаживается по кругу и поочередно каждый из них дает определение слова "ребенок" (ученик младших классов). Начало первого предложения обязательно включает такие слова: "Ребенок - это ..." Далее каждый оканчивает предложение так, как сочтет нужным.При обсуждении психолог акцентирует внимание группы на позитивных определениях.
-
Упражнение "Встреча"
Цель упражнения: активизация у учителей детских воспоминаний, развитие эмоционального восприятия, формирование "комплекса детскости".Организация группового занятия осуществляется по типу медитативного сеанса. Учителя удобно устраиваются на своих местах. Они садятся полукругом, а психолог встает перед ними. После успокаивающих слов: "Расслабьтесь, сядьте свободнее, спокойно подышите несколько минут" .Далее он говорит: ….Общее обсуждение базируется на следующих опорных вопросах: "Опишите образ себя, какой вы были в детстве и который возник сейчас в вашем воображении"; "Какой вопрос вы задали и какой ответ получили?"; "Опишите ваши переживания и впечатления".
-
"Представьте, что в настоящий момент вы находитесь у себя дома, в своем доме или квартире. Вы сидите там, где вы обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самим себе А теперь вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь и медленно спускаетесь по ступенькам лестницы. Выходите из затемненного подъезда на улицу в светлое пространство летнего солнечного дня. На улице навстречу вам идет ребенок. Он приближается все ближе и ближе. Приглядитесь, этот ребенок - вы сами, какой вы были, когда учились в начальной школе. Посмотрите, как эта девочка одета, какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь как можно более подробно рассмотреть ее. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать от нее ответ.После этого повернитесь и медленно, не спеша возвращайтесь в свою квартиру".
-
Упражнение "Мое детство"
Цель упражнения: активизация у учителей детских воспоминаний. Группа рассаживается в круг. Психолог просит участников рассказать самое яркое и радостное, а также самое грустное впечатление детства.Общее обсуждение проводится с позиции оказания психологической помощи тем учителям, которые имеют в своем личном опыте психотравмы, вынесенные из детства. Замечено, что наличие острых травматических событий в ранние годы влияет на отношение учителя к своим ученикам. При "выплескивании" в группе своих детских переживаний и получении групповой поддержки учитель освобождается от своих тягостных воспоминаний.
-
Упражнение "Моя первая учительница"
Цель упражнения: развитие у учителей способности к педагогической рефлексии, анализу и оценке последствий собственных воспитательных воздействий. Психолог предлагает членам группы вспомнить о своей первой учительнице: как она относилась к детям, как объясняла уроки, как оценивала работу ребят, какая в классе была обстановка.Эффективность упражнения повышается, если при общем разговоре психолог привлекает внимание участников группы к вопросу о повторении ими в своей работе стиля и манеры своей первой учительницы или их желании стать в чем-то лучше нее, добрее и справедливее по отношению к детям. Важно также развивать у учителей умение чувствовать детей на основе воспроизведения собственных детских воспоминаний.
-
Упражнение "Мой самый трудный ученик"
Цель упражнения: развитие у учителей эмоционально-положительного отношения к детям, обмен опытом между ними на предмет общения с трудными учащимися. Участники группы по кругу рассказывают о своем трудном ученике: как он выглядит, как ведет себя на уроках, какие у него оценки, какие сложные ситуации с ним возникали и т.п. Учителя описывают, как они взаимодействуют с такими учащимися. Группа помогает найти более эффективные способы воздействия, привлекая в обсуждении свой практический опыт.
-
Упражнение "Интонация"
Цель упражнения: расширение диапазона коммуникативных возможностей учителей. Каждый член группы должен сказать какую-либо поощрительную фразу, обращенную к ученику. Например: "Молодец! У тебя все хорошо получается". При этом высказанная фраза повторяется участником не менее пяти раз с различной интонацией голоса и выражением лица.Группа решает, какие фразы были удачными, а какие нет. Психолог помогает каждому учителю найти наиболее выразительные интонации для общения с учащимися.
-
Упражнение "Зеркало"
Цель упражнения: развитие коммуникативных возможностей учителей.Участники занятия разбиваются на пары. В каждой паре выбирается ведущий, второй - его "зеркало". В задачи ведущего входит осуществление спонтанных движений руками. Второй участник должен стараться синхронно повторять эти движения как бы в зеркальном отображении.Обсуждаются моменты возникновения психологического контакта между игроками или трудности, появляющиеся при такой невербальной коммуникации. Психолог говорит о том, чтобы каждый член группы на своем опыте "здесь и теперь" почувствовал, какие индивидуально-динамические различия существуют между людьми (в том числе учителями и школьниками) и как важно настроиться на своего партнера по общению, чтобы его правильно понять и почувствовать.
-
Упражнение «Анализ проблемной ситуации»
Ведущий предлагает участникам следующую проблемную ситуацию: « Идет урок, учительница уже объяснила новую тему, когда в класс вошел опоздавший ученик Шапкин, - он опаздывает часто.Ученик. Можно?Учитель. Здравствуй, Шапкин. Что опять случилось?Ученик. Я... отводил сестру в детский сад... и мы... забыли вещи и Должны были вернуться... потому что забыли...Учитель.- Ну все, хватит, Шапкин, мне все ясно. Ты опять врешь. Больше это тебе так не пройдет. Иди к директору и не мешай мне работать!»Ведущий предлагает участникам группы проанализировать приемы общения учительницы и предложить свой способ решения ситуации с учетом я-высказываний. Возможный вариант я-высказывания: «Миша, ты же хорошо понимаешь, что это все легко проверить. Всякий раз, когда я слышу твои оправдания, я чувствую, что не верю тебе. Садись, Миша, разберемся позже».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.