Содержание
-
Витагенное обучение
-
Введение
Витагеннаяпедагогика — педагогика, базирующаяся на использовании жизненного опыта учащихся. Витагенноеобучение — реальный путь к истинному сотрудничеству учителей и учащихся, воспитывающих и воспитуемых; реальный путь слияния образования и самообразования, превращения субъект-объектных отношений в субъект-субъектные.
-
Голографический — многомерный
Голографический подход в педагогике — объемное овладение знаниями, обеспечивающее реализацию витагенного образования в процессе сотрудничества.
-
История
Идея витагенного образования была выдвинута в конце 90-х гг. XX века А.С. Белкиным. Среди причин её появления автор, прежде всего, называет противоречие между утвердившейся в педагогической науке концепцией педагогического взаимодействия, основанного на сотрудничестве и субъект-субъектных отношениях участников образовательного процесса, и реальной действительностью. Учителя выступают в качестве гносеоносителей, коммуникаторов и трансляторов знания, а ученики – это реципиенты и ретрансляторы, то есть воспринимают и воспроизводят полученные знания в той или иной степени адекватности. Говорить о реальном сотрудничестве в таких условиях почти невозможно, так как оно предполагает субъектную позицию учащихся в образовательном процессе.
-
«опыт жизни» и «жизненный опыт».
Опыт жизни, по мнению А.С. Белкина, - это витагенная информация, не прожитая человеком, связанная лишь с его осведомлённостью о тех или иных сторонах жизни и деятельности, но не имеющая для него достаточной ценности. А жизненный (витагенный) опыт – это витагенная информация, которая стала достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти, находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации (востребованию) в адекватных ситуациях. Она представляет собой сплав мыслей, чувств, поступков, прожитых человеком и представляющих для него самодостаточную ценность, связана с памятью разума, памятью чувств и памятью поведения.
-
С научных позиций процесс перехода витагенной информации в витагенный опыт проходит следующие стадии и уровни
Первая стадия – первичное восприятие витагенной информации, нерасчленённое, недифференцированное. Вторая стадия – оценочно-фильтрующая. Личность определяет значимость полученной информации в филогенезе, то есть с общечеловеческих гностических позиций, затем в онтогенезе, то есть с позиций личной значимости. Отсеивание информации происходит онтогенетически. Третья стадия – установочная. Личность создаёт либо стихийно, либо осмысленно установку на запоминание данной информации с приблизительным сроком “хранения”. Сроки хранения определяются её значимостью, жизненной и практической направленностью. Это определяет и уровень её усвоения.
-
Уровни
– Первый уровень – операционный. Установка на слабое запоминание. Эта информация имеет наименьшее значение для самореализации личности в образовательном процессе. Запоминание “на всякий случай”. – Второй уровень – функциональный. Установка на более длительные сроки хранения информации. Используется в ситуациях выбора. – Третий уровень – базовый. Установка на длительное запоминание, наибольшая значимость для самореализации в образовательном процессе. Уровни могут постоянно взаимодействовать между собой, переходить один в другой, приобретать различную степень значимости.
-
Источники витагенной информации
-
Преимущества витагенного обучения
Дело в том, что витагенная технология, в отличие от других, рассматривает жизненный опыт как основу для формирования личности, в то время как другие технологии, с которыми я работала, используют жизненный опыт лишь как иллюстративный материал, что тоже, безусловно, является большим плюсом. Если раньше я решала проблемы путем самоанализа и самообразования, то сейчас вижу это решение в том, что сами дети – это уникальный материал, с которым надо лишь научиться работать. Витагенное обучение исходит как раз из понимания уникальности, безусловной значимости, ценности витагенного опыта ребенка, и рассматривает этот опыт как ключ к сотрудничеству, которое понимается как совместная деятельность участников образовательного процесса, направленная на достижение единых целей. При этом признается не только вспомогательная, но, прежде всего, самостоятельная образовательная функция витагенного опыта.
-
Приемы витагенного обучения
прием ретроспективного анализа жизненного опыта; прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся; прием опережающая проекция преподавания; дополнительное конструирование незаконченной образовательной модели и др
-
Заключение.
Витагенное обучение предусматривает использование в образовательном процессе жизненного опыта, на основе которого необходимо обучать детей способам разрешения жизненных ситуаций.
-
Список литературы
1. Белкин А.С. Вербицкая Н.О. Витагенное образование как научно-педагогическая категория / А.С. Белкин, Н.О. Вербицкая // Образование и наука. 2. Белкин А.С. Витагенное образование: многомерно-голографический подход // А.С. Белкин, Н.К. Жукова. – Екатеринбург. 3. Кривенко В.А. Технология витагенного обучения // Педагогические технологии.
-
Подготовили студенты группы 205-31z.Гасанов Мирзахан.и Павлова Екатерина.Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.