Содержание
-
Психологическая подготовка к Единому государственному экзамену
-
ЕГЭ
- ЕГЭ – новая реальность в нашем образовательном пространстве. И он радикально отличается от привычной формы экзамена.
- ЕГЭ помогает обеспечить всем выпускникам равные условия при поступлении в ВУЗы и сдаче выпускных экзаменов в школе.
- ЕГЭ должен проводиться в условиях, максимально обеспечивающих достоверность полученных результатов.
-
Как эти идеи реализуются в ЕГЭ?
- Во-первых, экзамен письменный, и все выпускники пишут похожие варианты.
- Во-вторых, существенная часть всех заданий требует только нахождения ответа, а не подробной записи решения, то есть устраняется субъективность проверяющего, проверка большинства заданий вообще может производиться (и реально производится) компьютером.
- В-третьих, в экзамене не участвуют учителя той школы, где учится выпускник
-
Значимые психологические характеристики, требуемые при сдаче ЕГЭ
- Высокая мобильность, переключаемость.
- Высокий уровень организации деятельности.
- Высокая и устойчивая работоспособность.
- Высокий уровень концентрации внимания, произвольности.
- Четкость и структурированность мышления, комбинаторность.
- Сформированность внутреннего плана действий.
-
Психологические трудности
- Когнитивные трудности
- Личностные трудности
- Процессуальные трудности
-
Когнитивные трудности
- Особенность переработки информации.
- Специфика работы с тестовыми заданиями.
- Выбор оптимальной стратегии
Стратегия деятельности: ученику необходимо определить для себя, какие задания и в каком соотношении он будет выполнятьВыбор стратегии зависит:
- от уровня притязаний учащегося
- особенности планирования и распределения времени.
-
Личностные трудности
Эти затруднения обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями.
- Ситуация экзамена;
- Отсутствие полной и четкой информации о процедуре ЕГЭ
Основное следствие личностных трудностей — это повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене.Преодоление этих трудностей должно быть направлено на снижение тревоги.
-
Процессуальные трудности
- Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов;
- Трудности, связанные с непривычной ролью взрослого;
- Трудности, связанные с критериями оценивания ответа;
- Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей.
-
Дети групп риска
- Правополушарные дети
- Дети-синтетики
- Тревожные дети
- Неуверенные дети
- Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации
- Перфекционисты и «отличники
- Астеничные дети
- Гипертимные дети
- Застревающие дети
- Аудиалы и кинестетики
-
Правополушарные дети
Краткая психологическая характеристика.Правополушарными называют детей, у которых значительно повышена активность правого полушария.. Они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при необходимости мыслить логическими категориями.
Основные трудности, возникающие при сдаче ЕГЭ:
- четко логически мыслить, структурировать.
- сосредоточиться на фактах и теоретических построениях.
Стратегии поддержки:
- На этапе подготовки теоретический материал необходимо проиллюстрировать примерами или картинками.
- Во время проведения пробного экзамена пробовать свои силы не столько в простейших тестовых заданиях (типа А), сколько там, где требуется развернутый ответ. Возможно, стоит начинать именно с заданий В и С, а уже потом переходить к тестам множественного выбора.
-
Дети-синтетики
Краткая психологическая характеристика.Дети-синтетики опираются в большей степени на общее, а не на частности. Они мало внимания уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи.
Основные трудности.
- анализ,
- выделением опорных моментов в информации,
- делением материала на смысловые блоки.
Стратегии поддержки:
- На этапе подготовки. Очень важно развивать аналитические навыки. При изучении каждой темы следует ее обобщить, выделить основные блоки и наполнять их конкретным содержанием.
- Во время проведения пробного экзамена ознакомиться с материалом в целом: просмотреть имеющиеся задания, бегло ознакомиться с их содержанием.. Кроме того, на экзамене им важно опираться на умение выделить главное в каждом вопросе.
-
Тревожные дети
- Краткая психологическая характеристика.
- Учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением.
- Каким образом можно распознать тревожного ребенка?
- Часто они перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, при ответе наблюдают за реакциями взрослого, задают множество уточняющих вопросов.
Основные трудности - ситуация экзамена – оценочная; отсутствие эмоционального контакта со взрослым.
Стратегии поддержки:
- Ha этапе подготовки
- важно создать ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе;
- создать ситуации успеха, поощрения, поддержки.
- Во время проведения пробного экзамена важно обеспечить ощущение эмоциональной поддержки.
-
Неуверенные дети
- Краткая психологическая характеристика.
- Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на собственное мнение и склонны прибегать к помощи других людей, испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения.. Неуверенные дети часто подолгу не могут приступить к выполнению задания.
- Основные трудности. Ситуация экзамена, поскольку сложно опираться на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение.
- На этапе подготовки получить положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. Необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций. Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение.
- Во время проведения пробного экзамена поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха.
-
Дети, испытывающие недостаток произвольностии самоорганизации
- Краткая психологическая характеристика.
- Это дети с низким уровнем произвольности, у них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У них неустойчивая работоспособность.
- Основные трудности. ЕГЭ требует очень высокой организованности деятельности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать время.
Стратегии поддержки:
- Ha этane подготовки важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные средства.
- Во время проведения пробного экзамена. Детям с недостаточно развитой произвольностью требуется помощь в самоорганизации. Например, ребенок может составить план своей деятельности.
-
Перфекционисты и «отличники»
- Краткая психологическая характеристика.
- Дети данной категории отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Для них характерен высокий уровень притязаний и неустойчивая самооценка.
Основные трудности. Для данной категории детей недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно.
Стратегии поддержки:
- На этапе подготовки очень важно помочь скорректировать их ожидания и помочь осознать разницу между «достаточным» и «превосходным».
- Во время проведения пробного экзамена нужно помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать ее.
-
Астеничные дети
- Краткая психологическая характеристика.
- Высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок.
Основные трудности. ЕГЭ требует высокой работоспособности протяжении достаточно длительного периода времени (3часов). Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижениякачества работы, возникновения ощущения усталости.
Стратегии поддержки:
- На этane подготовки. Большoe значение имеет выбор оптимального режима подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся. Родителям астеничных детей стоит получить консультацию у психоневролога или невропатолога.
- Во время проведения пробного экзамена. Следует иметь в виду, что астеничным детям требуется несколько перерывов, поэтому их не стоит торопить, если они вдруг прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются.
-
Гипертимные дети
- Краткая психологическая характеристика.
- Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные, активные. У них высокий темп деятельности, они импульсивны и порой несдержанны. Особенностью этой категории детей часто является также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация.
Основные трудности. Процедура ЕГЭ требует высокой собранности, концентрации внимания, тщательности и аккуратности, а эти качества обычно являются слабым местом гипертимных детей. С другой стороны, они, как правило, обладают хорошей переключаемостью, что помогает им справиться с экзаменационными заданиями
Стратегии поддержки:
- На этапе подготовки. Очень важно не пытаться изменить темп деятельности. Необходимо развивать функцию контроля, то есть навыки самопроверки.
- Но время проведения пробного экзамена. Гипертимным детям нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля, их лучше посадить в классе так, чтобы их возможности с кем-то общаться были минимальны.
-
Застревающие дети
- Краткая психологическая характеристика.
- Таких детей характеризует низкая подвижность, низкая лабильность психических функций. Они с трудом переключаются с одного задания на другое.
Основные трудности. Процедура ЕГЭ требует высокой мобильности : необходимо быстро переключаться с одного задания на другое, актуализировать знания из различных разделов школьной программы. Это может, представлять трудность для застревающих детей.
Стратегии поддержки:
- На этапе подготовки. Навык переключения внимания тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами для того, чтобы определять время, необходимое для каждого задания.
- Во время проведения пробного экзамена. Задача взрослого — по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать таким детям переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым.
-
Аудиалы и кинестетики
- Краткая психологическая характеристика.
- Известно, что у человека имеется три основных модальности восприятия: аудиальная, визуальная и кинестетическая. Обучение в школе обычно включает опору на все три модальности (устные рассказы, наглядные пособия, практические работы), что в целом позволяет с усваивать программу детям всех трех групп.
Основные трудности. В отличие от традиционного экзамена, включающего аудиальные и кинестетические элементы, ЕГЭ имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает задачу для визуалов, одновременно усложняя ее для аудиалов и кинестетиков.
Стратегии поддержки:
- На этапе подготовки. Необходимо, чтобы дети данных категорий осознали особенности своего учебного стиля, то есть смогли четко сформулировать для себя, как именно они лучше всего усваивают учебный материал, и воспользовались этим знанием при повторении учебного материала.
- Во время проведения пробного экзамена. Аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух. В случае затруднения можно рассказать им о том, в чем заключается суть задания. Кинестетики могут помогать себе простыми движениями. Им также стоит разрешить, какую-то двигательную активность.
-
-
Благодарю за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.