Содержание
-
Возможности применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальных классах
-
Цель технологии РКМЧП: Развитие аналитического, критического мышления: умение выделять причинно-следственные связи; отвергать ненужную или неверную информацию; быть честным в своих рассуждениях; уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предложения и личного мнения; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; избегать категоричности в утверждениях и т. д.
-
В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).
-
Кластер Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма- представление информации в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня". Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».
-
Денотатный граф 1 этап - выделение ключевого слова или словосочетания, от которого будет составляться денотатный граф. 2 этап – подбор глаголов, которые будут связывать ключевое понятие и его признаки. Рекомендуется использовать следующие группы глаголов: глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия. 3 этап – подобрать существенные признаки ключевого понятия, которые связываются с ним через выбранные глаголы. Для каждого глагола можно найти 1-3 признака. Денотатный граф составляется сверху вниз. Вначале нужно подобрать глаголы, а только потом сопоставить с ними признаки.
-
Дерево предсказаний 1 этап - учитель предлагает учащимся высказать предположения (предсказания) по какой-либо теме (например, по материалу, который предполагается изучить на данном уроке). 2 этап - учащиеся озвучивают идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи. На доске предположения учащихся визуализируются по предложенной слева схеме, где: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество ветвей не ограничено), листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Дерево предсказаний может выглядеть в виде кластера. Использовать классический вариант не обязательно. 3 этап - после изучения новой темы нужно вновь вернуться к «дереву предсказаний» и проверить, оправдались ли предположения детей.
-
«Шесть шляп» Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.Белая шляпа. Факты. Жёлтая. Позитивное мышление.Черная. Проблема. Красная. Эмоции. Зеленая. Творчество. Синяя. Философия.
-
Методическая игра “Мои предпочтения”. (Метод представлен Валентиной Фаткуловой). Цель метода: расслабление для уставшей группы. Участники: весь класс. Правила проведения игры: Ведущий раздает участникам листы бумаги и просит задумать свой любимый цвет, который необходимо затем описать тремя словами (например, “синий” – прохладный, расслабляющий, отстраненный). Далее – просит участников ответить на вопрос “Находясь в зоопарке, – с каким животным вы бы хотели сфотографироваться? Опишите это животное тремя словами (например, тигр – сильный, опасный, хищный). И последнее задание – просит записать свой любимый город и придумать для него три характеризующих слова (например, Санкт-Петербург – интеллектуальный, деловой, освежающий). После того как участники выполнят все три задания, ведущий сообщает им что: Три характеристики цвета – это то, как видят их окружающие; Три характеристики животного – как они видят себя сами в общении с окружающими; Три характеристики города – какими они хотели бы видеть себя в работе
-
Приём «Концептуальная таблица».
-
«Бортовой журнал»Тема:«Согласование»
-
«Корзина идей» - прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все приходящие им на ум ассоциации.
-
Прием «Пирамида критика»: Пирамида является основой для создания связного текста. В пирамиде пишутся ключевые слова (в ответ на вопрос), где на каждой строке на одно слово больше, чем в предыдущей. Вопросы – план текста: О чем произведение? (одно слово) Какой у произведения характер? (два слова) Место и время действия. (три слова) Главные события. (четыре слова) Главные герои, какие они? (пять слов) Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения? (шесть слов) О чем произведение? (семь слов, нужно дополнить первую строку) Ваша реклама (антиреклама), рекомендация книги (восемь слов).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.