Содержание
-
Технология
Развитие критического мышления через чтение и письмо учитель высшей квалификационной категории Пенкина Наталья Викторовна МАОУ СОШ № 36 Г. Владимир 1
-
Мысль в подарок…
Критически мыслящим человеком невозможно манипулировать. 2
-
Критика - изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков. С.И.Ожегов Критическое мышление –это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Г. К. Селевко 3
-
Технология РКМЧП -
это система учебных стратегий, методов и приёмов, направленных на развитие критического мышления у учащихся. 4
-
Цели:
Развитие аналитического, критического мышления (умение выделять причинно-следственные связи; отвергать ненужную или неверную информацию; быть честным в своих рассуждениях; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; избегать категоричности в утверждениях и т. д.) Закладывание основ для формирования грамотного, квалифицированного, интеллигентного читателя. Стимулирование самостоятельной, поисковой, творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации. 5
-
Особенности
Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. Коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим. Умение мыслить критически (объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте) Партнёрские отношения между педагогом и обучаемым. Позиция учителя – координатор, консультант-помощник (фасилитатор) 6
-
Базовая учебная модель:
«Вызов» (этап актуализации имеющихся знаний) «Осмысление» (этап взаимодействия на основе содержания текста) «Рефлексия» (этап размышления, оценки) 7
-
Учебные стратегии и приёмы в технологии РКМЧП:
Кластеры Чтение с остановками Тщательное чтение Стратегия ИНСЕРТ «Толстые и тонкие» вопросы Стратегия ЗХУ Синквейн Стратегия «Пирамида критика» Стратегия РАФТ Стратегия «Зигзаг» и др. 8
-
«Кластеры»
выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди Важно в тексте, с которым работаешь: Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема). Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации). Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации. 9
-
«Кластеры»(пример)
10
-
11
-
Чтение с остановками
Подготовительная работа: Выбирается текст для чтения. Текст заранее делится на смысловые части. Продумываются вопросы и задания к тексту. 12
-
Дерево предсказаний
13
-
Тщательное чтение
Чтение на основе автокоммуникации (разговор с самим собой) Внимательное, обдуманное, неторопливое чтение с карандашом в руках (с пометками) 14
-
Стратегия «ИНСЕРТ»
15
-
ИНСЕРТ(«Условные значки»)
(система маркировки текста для эффективного чтения и размышления) «V» - информация мне известна «+» - узнал что-то новое «-» - противоречит тому, что знаю; не согласен «?» - хочу узнать подробнее 16
-
Итоговая таблица
17
-
Мысль в подарок…
Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. Э. Кинг 18
-
Вопросительные слова
19
-
« Тонкие и толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы – вопросы общего характера (Где? Когда? Что? Может ли? Было ли? Согласны ли вы? Верно ли? и др.) «Толстые» вопросы – эвристические вопросы, более глубокие (Почему? Зачем? В чём различие? Предположите, что будет, если…? и др.) 20
-
Таблицы вопросов
21
-
«Ромашка вопросов»(«Ромашка Блума»)
22
-
Стратегия ЗХУ
23
-
Таблица ЗХУ («Знаю – Хочу знать – Узнал»)
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать». 2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали». 3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф. 24
-
СИНКВЕЙН
Правила написания синквейна: Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта. 25
-
синквейн(примеры)
Слон Большой и добрый. Гостит, веселит, играет. Слон вылечил Надю. Настоящий друг. Звуки Гласные и согласные. Льются, звенят, шипят. Используются в устной речи. Фонетика. 26
-
«Пирамида критика»
1. О чём произведение? (Одно слово.) 2. Какой у произведения характер? (Два слова.) 3. Место и время действия (три слова). 4. Главные события (четыре слова). 5 Главные герои, какие они? (Пять слов). 6. Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения? (Шесть слов). 7. О чём произведение? (Дополните первую строку семью словами.) 8. Ваша реклама / антиреклама / рекомендация книги (восемь слов). 27
-
Пример построения пирамиды :
Рассказ Валентины Гусевой «Старая шинель» 1. О жизни. 2. драматически-меланхолический 3. Россия, деревня, современность 4. семья, любовь, война, труд 5. простые деревенские бабы и мужики – добрые 6. светлые, душевные, смешные, ироничные, тёплые 7. о нашей сельской жизни, характерной и для нашей семьи 8. слышу В.М. Шукшина. 28
-
Стратегия РАФТ
Р – ролью. То есть, от чьего имени вы будете писать? А – аудиторией. Кому вы будете писать? Ф – в какой форме вы будете писать? (анекдот, рассказ, диалог, эссе). Т – тема. О чём будет ваш текст? Какова его основная идея? 29
-
Стратегия «Зигзаг»
Текст или материал делится на несколько смысловых фрагментов Все ученики делятся на несколько рабочих групп (не больше 7 человек в группе) Формируются экспертные группы по одному ученику от каждой рабочей группы Каждая экспертная группа работает над своим фрагментом (сначала индивидуально, потом обсуждают) Ученики возвращаются в рабочие группы и обучают остальных своей части материала Группа вырабатывает общие представления о проблеме и докладывает их остальным группам. 30
-
Методы и приёмы
мозговой штурм ключевые слова перепутанные логические цепочки синтез идей дискуссия диалог групповой исследовательский проект сократический метод и др. 31
-
Мозговой штурм
Создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Коллективное обсуждение. Найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое. Выбор наиболее перспективных решений, учитывая имеющиеся ресурсы (этот этап может быть отсрочен). 32
-
Ключевые слова
Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слова и выписывает их на доску Ученики в парах дают толкование слов и высказывают предположения, как они буду применяться в новом контексте При работе с текстом проверяется правильность предположений и новая трактовка 33
-
Перепутанные логические цепочки
На отдельных листах выписываются 5-6 фраз, связанных логически, перетасовываются и предъявляются ученикам. Предлагается восстановить порядок хронологической или причинно-следственной цепи. 34
-
Формы организации
Статичные пары Пары сменного состава (динамичные) Статичные группы (литературные кружки) Мигрирующие группы Индивидуально – групповая форма «Мозаика» («Зигзаг», «Четвёрки», «Сороки») и др. 35
-
Источники
С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. Е.А.Козырь. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //газ. “Русский язык”, 2009, №7. И.О.Загашев, С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс “Дельта”, 2003. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.; АК, 2006. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование. 1998. Лекции Козиной Е.В.ВИПКРО Подборка журналов «Библиотека в школе» (№ 17 – 22; 2004 г.) http://s1.docme.ru/store/data/000017235.doc?key=1207733e775bc7c51e18748d1bc144d4&r=1&fn=tehnologiya-razvitiya-kriti....doc 36
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.