Содержание
-
Технология развития критического мышления
Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы Дж . Тэрбер
-
Китайская мудрость гласит:
“Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. 2
-
Выпускник школы XXI века должен:
уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
-
История разработки технологии
4 свободное воспитание и творческое саморазвитие личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтес-сори), деятельностный подход к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), идеи (А.В. Хуторской) эвристического обучения
-
О чем это мы?...
5 Критическое мышление – это: способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения. …
-
6
-
Технология опыта:
Думать критически – значит проявлять и использовать исследовательские методы, ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Одно из главных направлений технологии РКМ – исследование текста.
-
Сравнение признаков обыденного и критического мышления
8
-
Как организовать осмысленное обучение
9 Правило «3-х П» Т К М Познакомиться Понять Применять
-
10
-
Механизм пробуждения познавательного интереса в условиях проблемной ситуации
Актуализация опыта Проблемная ситуация Рождение информационного запроса
-
Роль учителя
Традиционный урок информирующая (рассказать); контролирующая (заставить выучить); оценивающая (оценить усердие). Урок, построенный в ТРКМ направляет усилия учеников в определённое русло сталкивает различные суждения; создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений; дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы; подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих. 12
-
Через ТРКМ формируются:
13
-
14
-
Первая стадия –вызов, активизирует имеющиеся знания, пробуждает интерес к теме (определяются цели изучения материала) Приемы: «Мозговой штурм», «Версии» Вторая стадия- осмыслениенового материала Приемы: чтение текста с остановками маркировка текста символами, составление таблиц (ЗУХ, кластер, динотантный граф, «двухчастный дневник», «бортовой» журнал) Третья стадия – размышление(рефлексия) Приемы: дискуссия, эссе, фиксация рассмотренного материала (выводы, схемы, синквейн).
-
Стадия Вызова
актуализация имеющихся знаний. пробуждение интереса к получению информации. постановка собственных целей обучения.
-
Стадия осмысления - содержания
получение новой информации, осмысление ее; соотнесение с уже имеющимися знаниями; корректировка поставленных целей обучения.
-
Технологические этапы
18
-
Стратегия «Инсерт» («Условные значки») (1)
19
-
Графические организаторы:«Кластеры» (1)
20 выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди Важно в тексте, с которым работаешь: Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема). Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации). Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.
-
Графические организаторы: «Кластеры» (2)
21 Ключевое слово Категория 1 Категория 4 Категория 3 Категория 2
-
Пример:
22 Образовательный процесс Участники Методы Предметные области Содержание
-
Графические организаторы: «Денотатный граф»
23 (от лат. denoto – обозначаю и греч. grapho – пишу) – способ выделения из текста существенных признаков понятия. Методика построения денотатного графа: Выделение ключевого слова или словосочетания. Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку).
-
24 Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель – направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.: глаголы, обозначающие процесс достижения результата – достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата – основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия). Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова – "веточки". Соотнесение каждого слова "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д.
-
25 Педагогическая информационная технология формирует включает развивает является способствует информационно-образовательную среду информационно-образовательное и культурное пространство информационную компетентность и культуру системным методом работы с образовательной информацией оптимизации информационного обеспечения образовательного процесса расширяет хранит, распространяет, представляет, преобразует образовательную информацию индивидуализирует восприятие информации аудио ТО визуальные ТО аудиовизТО Пример:
-
-
-
Перепутанные логические цепочки
Пронумеровать планеты в зависимости от удалённости от Солнца Венера Земля Юпитер Меркурий Марс Сатурн Нептун Уран Плутон
-
Таблицы: «Знаю – Узнал – Хочу узнать – (ЗУХ)»
29
-
Таблицы вопросов
30
-
Выглядит, как… звучит, как…?
31 Прием направлен на присвоение понятий Например понятие «Технология»
-
«Плюс-минус-вопрос»
32
-
Т - таблица
-
Красивое многоточие… (5 мин.)
34 Пишем синквейн Правила написания синквейна: Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.
-
синквейн
35 Солнце, Большое, яркое, Светит, греет, радует, Солнце очень горячее тело. Шар. Солнце, Раскаленное, газообразное, Излучает,нагревает, обжигает, Солнечное излучение несет энергию. Звезда.
-
Работа с литературоведческими терминами(прием: синквейн) Сентиментализм. Идеальный, естественный, грустный. Размышлять, представить, подражать. Протест против испорченности аристократического общества. Чувства.
-
Эффективная лекция
37
-
Дерево предсказаний
38 Ствол – тема Ветви – предположения Листья – основания предположения Защитит ли дамба наш город? Город надежно защищен Городу грозит катастрофа идет усовершенствование защитных сооружений дамба и сейчас не спасает от наводнений
-
Стратегия решения проблемы
39
-
Лист для решения проблемы
40
-
Прием «фишбоун»
41
-
Мысль в подарок…
42 Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. Э. Кинг
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.