Содержание
-
Рефлексиякак этап современного урока в условиях ФГОС
Подготовила учитель начальных классов МБ ОУ Починковской СОШ Юченкова Ирина Александровна
-
А что же такое рефлексия?
от лат. reflexio– обращение назад размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание (Словарь иностранных слов) самоанализ (Толковый словарь русского языка) в современной педагогике под рефлексией понимают этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают своё состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
-
Для чего нужна рефлексия?
Если ребёнок понимает: ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в общее дело он может внести; может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, …то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
-
Виды рефлексии
по содержанию по форме деятельности по цели символическая устная письменная коллективная групповая фронтальная Рефлексия настроения и эмоционального состояния Рефлексия деятельности Рефлексия содержания материала
-
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз, разноцветные карточки, изображения, изображающие спектр эмоций «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось. «Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно. «Светофор» цветовое изображение настроения
-
В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом.
-поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. -использовать рефлексивный круг
-
Рефлексия деятельности
Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.
-
«Лесенка успеха» – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька– у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось. «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки. Всё сделал правильно Встретились трудности Сделал много ошибок
-
«Поезд» Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
-
«Пантомима» Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично. В письменных работах можно использовать и такой вид рефлексии, когда ребёнок не поднимает какой-то сигнал, а раскрашивает кружокопределённого цвета на полях или подчёркивает наиболее правильно написанную букву. «Цветограмма» Формирование навыка самоконтроля и самоанализа предполагает: проба (какая-либо деятельность), рефлексия, следующий шаг. И снова проба, рефлексия, следующий шаг. В конце урока проверяется, какой цвет преобладает.
-
Рефлексия содержания материала
Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке. «Закончи предложение (интервью)» сегодня я узнал… я приобрел… я научился… мне захотелось… у меня получилось … было интересно… я смог… было трудно… я попробую… я выполнял задания… меня удивило… я понял, что… урок дал мне для жизни… теперь я могу… Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).
-
«Таблица» В таблице цели урока записывает сам учитель. «Фразеологизм или пословица» Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д. «Синквейн»
-
«Анкета» «Три М» Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
-
Рефлексия на уроке –
это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Универсальные учебные действия ЛИЧНОСТНЫЕ Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию КОММУНИКАТИВНЫЕ Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат Качественное усвоение знаний ПРЕДМЕТНЫЕ
-
Образовательный эффект рефлексии
Рефлексия создаёт условия для внутренней мотивации на деятельность. Рефлексия помогает ученикам осмыслить получаемые результаты. Рефлексия помогает наметить цели будущей работы, «соединить» результаты с целями.
-
Рефлексия учителя
Что я делаю? С какой целью? Каковы результаты моей деятельности? Как я этого достиг? А можно ли сделать лучше? Пока учитель задаёт себе эти вопросы – он развивается. Рефлексия – залог развития и продвижения вперёд
-
Уважаемые коллеги, я желаю вам успеха в развитии рефлексивных умений детей.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.