Содержание
-
ВЗАИМОСВЯЗЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА
Социальный педагог ГБОУ СОШ № 375 Прохоренко Наталья Владиславовна «Роль социального педагога в работе с одаренными детьми»
-
Бывают люди, чьи таланты никогда бы не обнаружить, не будь у них еще и недостатков. Люк де КлапьеВовенарг
-
В школе с одаренными детьми можно встретиться в двух ситуациях:
«Благополучная» одаренность – органично вписывается в школьное пространство, не создает проблем ребенку, его семье и педагогам; Одаренность как проблема самого ребенка или окружающих взрослых, вызывающая множество социально-педагогических и внутриличностных противоречий.
-
Одаренные дети могут демонстрировать качества, ставящие взрослых в «тупик»:
Эгоцентризм и неспособность разделить точку зрения другого человека, особенно, если он интеллектуально слабее; Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна; Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, т.к. одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия, часто не умеет принимать участие в коллективных спортивных играх; Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника; стремление прерывать и направлять собеседника во время разговора; Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс; Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними; Гораздо острее, чем «обычные» дети проявляют капризы и упрямство; Часто не могут и не умеют преодолевать повседневные учебные трудности; могут быть «зазнайками» и тщеславными, излишне разбросанными по интересам.
-
Проблемы одаренных детей:
Неприязнь сверстников; Проблемы развития: страх не соответствовать требованиям окружающих (ожиданиям), возрастающая тревожность, проявления агрессии, эмоциональные расстройства; Сочетание в одном ребенке порой, полярных особенностей: с одной стороны, высокие интеллектуальные способности (использование сложных абстрактных понятий, решение сложных задач), с другой - особенности, присущие обычным школьникам с трудностями в обучении (агрессивность, беспечность, нарушение дисциплины; дефекты в выполнении заданий, опирающихся на память и восприятие);
-
Позиция взрослых участников образовательного процесса
Роль родителей:на начальном этапе социализация одаренного ребенка зависит от родительского воспитания и общения с ним. Две крайности: Игнорирование и подавление высокого уровня познавательной и творческой активности; Искусственное ускорение развития, чрезмерные требования
-
Позиция взрослых участников образовательного процесса
Роль педагогов: В основе воспитания – достоинство личности. Взаимное уважение учителя и ученика – главное условие поддержания творческого духа в школьном пространстве, способствующее развитию одаренности; Деятельность должна быть мотивированной: никто не любит работать вхолостую, функционировать подобно роботу, то есть совершать действия и подчиняться замыслам, которые ему чужды и непонятны; Нужно всегда способствовать успехам детей; Организовать учебную деятельность так, чтобы ребенку пришлось действовать самому, чтобы он исследовал, экспериментировал, выбирал, классифицировал и т.д.; Помнить, что ребенок не устает от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям; Учитывать, что ребенок любит индивидуальную работу или работу в коллективе, где царит дух сотрудничества; Знать, что мыслительная способность формируется и проявляется в деятельности, а память ценна тогда, когда подключена к процессу экспериментального нащупывания; Наказание – всегда ошибка. Оно унизительно для всех и никогда не достигает цели. Это самое крайнее средство.
-
Рекомендации взрослым:
Необходимо обращать внимание на достижения одаренных детей, т.к. оценки взрослых для них – одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки; Надо уважать в детях индивидуальность и неповторимость; Создавать у детей мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск; Поощрять самостоятельное мышление; Помогать интеллектуальному и творческому росту одаренных детей, включая их в различные виды деятельности, но не перегружая; Быть терпимым к идеям детей, уважать любопытство, стараться отвечать на их вопросы; Необходимо быть сдержанными в осуждении неудач ребенка и контролировать проявления собственных негативных эмоций; Необходимо помнить о повышенной чувствительности одаренных детей; Оказывать им необходимую помощь и эмоциональную поддержку путем поощрения их деятельности, внимательно и доброжелательно относится к их мнениям и проблемам.
-
Роль социального педагога:
Консультативная и просветительская работа по принятию взрослыми одаренности ребенка, особенностей его поведения, миропонимания, интересов и склонностей.
-
Значение работы педагогического коллектива:
Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий. Ф. Бэкон
-
Литература:
Работа с одаренными детьми/сост. О.А. Запотылок.-Мн.: Красико-Принт, 2006 Справочник социального педагога/О.С. Гришанова.-Волгоград: Учитель, 2010 Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений. – М., 2001 Монина Г. Ох уж эти одаренные дети: талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительность / Г. Монина, М. Рузина.- СПб.: Речь, 2010
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.