Содержание
-
Задержка психического развития у детей
-
Задержка психического развития
это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.
-
У детей данной категории недостаточно сформированы многие психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности. Кроме того, выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость, двигательная расторможенность либо, наоборот, вялость, апатичность.
-
Классификация задержки психического развития
Для практических работников наиболее значима классификация ЗПР по этиологическому принципу К.С.Лебединской (1982). Она выделяет четыре формы задержки психического развития: конституциональная, соматогенная, психогенная и церебрально-органического генеза.
-
ЗПР церебрально-органического происхождения
Исследователи отмечают, что дети с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения, при которой наиболее стойкие нарушения темпа психического созревания осложнены рядом нейродинамических и энцефалопатических расстройств, особенно нуждаются в специальных условиях обучения.
-
Дети, имеющие задержку психического развития конституционального и соматогенного происхождения, могут обучаться в условиях общеобразовательной школы при оказании им специальной помощи со стороны педагогов, детского врача, родителей, психолога, логопеда.
-
ЗПР конституционного происхождения
- преобладают явления эмоционально-волевой незрелости: непосредственность, яркость эмоций, игровой характер интересов и т.п. Эта форма благоприятна для развития познавательной деятельности, дети адаптируются в условиях массовой школы в хороших средовых условиях.
-
ЗПР соматического происхождения
обусловлена длительными соматическими заболеваниями: повышенная утомляемость, сниженная работоспособность, неуверенность, боязнь, ощущение физической неполноценности.
-
ЗПР психогенного происхождения
длительные неблагоприятные условия воспитания: хроническая безнадзорность, отсюда – несформированные волевые навыки: аффект, импульсивность, слабая активность. Это препятствует формированию интеллектуальной активности.
-
ЗПР церебрально-органического происхождения
встречается наиболее часто, ярко выражены слабые эмоции, низкий уровень притязаний, двигательная расторможенность, бедность воображения и творчества. Причина - недостаточность нервной системы ребенка, обусловленной патологией беременности и родов, инфекциями, травмами первых лет жизни. Обучение требует специальных условий и методов, медикаментозной коррекции.
-
Эффективность обучения и воспитания обеспечивается максимальным использованием практической деятельности детей на занятиях, а также использованием игровых приемов, наглядного и дидактического материала, разнообразных пособий, позволяющих формировать интерес к занятиям и активно усваивать новое.
-
Особенности устной речи детей с задержкой психического развития
неравномерность формирования разных сторон психической деятельности, которая проявляется в звукопроизношении, лексике, грамматическом строе речевая инактивность нецеленаправленность монологических высказываний быстрое соскальзывание с заданной темы на более знакомую привнесение случайных ассоциаций, использование устоявшихся штампов частое повторение одних и тех же слов возвращение к высказанной мысли.
-
Звукопроизношение
40% детей имеют фонетические дефекты, которые обусловлены несформированностью речеслуховых дифференцировок, нарушениями речевой моторики, аномалиями в строении артикуляционного аппарата. Основным видом нарушений является: смешение, которому подвергаются звуки, имеющие сложную артикуляцию и требующие тонких акустических дифференцировок, например: [с] — [ш], [з] — [ж] и др. различные отклонения в строении органов артикуляции: аномалии прикуса, укорочение подъязычной связки, толстый, массивный язык, высокое узкое нёбо, дефекты строения зубного ряда.
-
недостаточность речевой моторики (трудностях удержания определенной позы языка, переключении органов артикуляции с одного положения на другое, вялость кончика языка, движения языка неловкие, неточные) Фонетико-фонематическое недоразвитие, проявятся в дальнейшем при обучении чтению и письму. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР эффективна в том случае, если она осуществляется в единстве с коррекцией речи в целом, т.е. если развитие фонематической стороны речи сочетается с коррекцией и развитием словаря и грамматического строя.
-
Лексика
ограниченный словарный запас предметная отнесенность слов — номинативная функция речи (словом роза дети называют и пионы, и тюльпаны) в качестве обобщающего они применяют не родовое, а видовое, конкретное и привычное для них понятие: «Волк и лиса — это медведь такой», «Земляника — это малинка такая» буквальное понимание слов («Озеленили двор — покрасили заборчики и скамеечки в зеленый цвет») восприятия детьми незнакомых слов приводят к ошибкам понимания текста.
-
Детское словотворчество
Самостоятельно, без какого бы то ни было обучения, ребенок образует слова, используя морфемы, свойственные родному языку; он говорит «копатка» вместо лопатка, «хлебочная» вместо булочная и т.д. Обычно детское словотворчество охватывает период от двух до пяти лет. К пяти-шести годам это явление угасает. У детей с задержкой психического развития наиболее бурное словотворчество наступает к концу дошкольного возраста и сохраняется на первом и втором годах школьного обучения. Создание неологизмов этими детьми показывает, что они практически выделяют морфемы, правильно понимают смысловые значения корней и образуют слово, не выходя за границы грамматических закономерностей родного языка. Можно предположить, что задержка сроков появления детского словотворчества определяется спецификой функционирования.
-
Грамматический строй речи
Изучение состояния грамматического строя обнаруживает: ограниченность словаря учеников, обусловленную снижением познавательной активности и недостаточной сформированностью основных мыслительных процессов неумении грамматически правильно изменять слова и строить предложения недостаточное понимание значения грамматических форм. Специальная работа необходима для коррекции употребления отдельных грамматических форм, в частности существительных родительного падежа множественного числа, творительного падежа единственного числа и употребления предлогов. Наиболее кропотливой и развернутой должна быть коррекционная работа по уточнению и расширению лексического запаса школьников.
-
Особенности речи, письма, чтения
Нормализация общения с окружающими, развитие познавательной активности, успешное усвоение курса русского языка и других учебных предметов требуют систематической коррекционной работы. Она должна быть направлена на: устранение вялости артикуляции, обучение детей четкости,ясности произношения, выразительности речи в целом, на устранение дефектов звукопроизношения; развитие умения соотносить слово с предметом, явлением,признаком, действием, которое оно обозначает; уточнение и обогащение словарного запаса ребенка обобщающими понятиями, словами, обозначающими действия ипризнаки обучение правильному употреблению падежных форм именсуществительных.
-
Состояние звукового анализа слова у детей
Звуковой анализ является «узловым образованием», связывающим разные формы речевой деятельности — звукопроизношение, чтение, письмо. Дети с задержкой психического развития не пытаются бороться с трудностями. Трудности делают их совершенно беспомощными: дети повторяют уже произнесенный ими звук и замолкают, т.е. не используют даже элементарные способы звукового анализа
-
Основные направления коррекционной работы Эффективное обучение детей с задержкой психического развития возможно лишь при систематическом целенаправленном комплексном решении коррекционно-воспитательных задач. Такая направленность обучения способствует благоприятному развитию всей психической деятельности ребенка. уточнение и обогащение словарного запаса учеников словами, обозначающими названия предметов, их признаков, явлений природы и общества, действий, эмоциональных состояний человека, освоение выразительных средств языка, совершенствование инициативной речи; устранение дефектов звукопроизношения и недостатков грамматического строя речи;
-
Развитие школьнозначимых психофизиологических функций
А) Фонематический слух, артикуляционный аппарат: - нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет, речь правильна, отчетлива, - в фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо обследование логопеда), - ребенок косноязычен (необходимо обследование логопеда).
-
Б) Мелкие мышцы рук:
- рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами, - рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами ребенок работает с напряжением, - рука развита плохо, карандашом, ножницами работает плохо.
-
В) Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость:
- достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок, - отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточно ловок, - ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен.
-
Г) Координация в системе «глаз – рука»:
- может правильно перенести в тетрадь простейшие графические образы (узор, фигуру), зрительно воспринимаемые на расстоянии (с классной доски), - графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии, переносит в тетрадь незначительными искажениями, - при переносе графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, допускает грубые ошибки.
-
Д) Объем зрительного восприятия
(по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров): - соответствует средним показателям возрастной группы, - ниже средних показателей возрастной группы, - намного ниже средних показателей возрастной группы.
-
Пространственные представления
«Моему сыну 6 лет. У нас такая проблема: Саша очень развитый, сообразительный ребенок, но мы ни как не можем научить его читать. Слоги он прочитывает слева направо, букву Р пишет вниз головой …» Если пространственные представления сформированы у ребенка недостаточно или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития: при конструировании трудно составить целое из частей, воспроизвести заданную форму, нарушается графическая деятельность
-
Формирование пространственной ориентировки
Физминутка Эй, ребята, что вы спите?!На зарядку становитесь!Справа – друг и слева – друг!Вместе все в веселый круг! Под веселые напевыПовернемся вправо, влево.Руки вверх! Руки вниз!Вверх! И снова поклонись! Вправо, влево головою!Руки вверх! Перед собою! Топни правою ногой!Вправо шаг. На месте стой! Топни левой ногой!Влево шаг! И снова стой. Повернись направо к другу.Правую дай другу руку. Повернись налево к другу.Левую дай другу руку.Шаг – назад и два – вперед!Вправо, влево поворот! Покружимся, повернемся,Снова за руки возьмемся.
-
Формирование пространственной ориентировки
Во саду ли, в огородеУ Ивана ослик бродит.Выбирает, выбирает,Что сначала съесть – не знает. Наверху созрела слива,А внизу растет крапива.Впереди крыжовник зреет,Позади малина спеет. Слева – свекла, справа – брюква,Слева – тыква, справа – клюква.Снизу – свежая трава,Сверху – сочная ботва. Закружилась голова, Кружится в глазах листва. Ослик глубоко вздохнул…И без сил на землю лег.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.