Содержание
-
ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯМетодические рекомендации
Разработала: Каныгина Татьяна Александровна методист МАУ ДО ЦДТ г. Курганинска
-
В. Сухомлинский
«…Занятие – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции»
-
Что может быть обычного и необычного в этих занятиях?
Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его воспитанников. Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы. Это придаёт занятию, необходимое ускорение для развития личности. Всё зависит от того, какую позицию займет педагог. Однако , обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно.
-
Позиция педагога…
Это возможность для педагога самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей. Педагогу важно раскрыть и реализовать свой творческий потенциал независимо от того, какому виду искусства он обучает.
-
При разработки занятия педагог изучает:
учебно-тематический план реализуемой образовательной программы; согласовывает определённый раздел и тему раздела с содержанием программы; определяет взаимосвязь содержания занятий с предыдущими и последующими; определяются тип и структура занятия; его тема, цель, задачи.
-
Основные требования к современному учебному занятию
Постановка и комплексное решение на занятии обучающих (образовательных), развивающих, воспитательных задач. Создание мотивации предстоящей деятельности. Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования. Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к воспитаннику. Учёт психолого-педагогических особенностей детей и д. Технология обучения. Приёмы, методы, средства, формы, способы деятельности на занятии. Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т.д. Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и т.д.
-
Основные принципы обучения на занятиях:
научность знаний (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные знания); природосообразность (обучение организуется в соответствии с психолого-физиологическими особенностями обучающихся); доступность (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых знаний, умений, навыков); сознательность и активность; наглядность (привлечение различных органов чувств детей к восприятию); индивидуальный подход в условиях коллективной работы в детском объединении; заинтересованность и мобильность (образовательный процесс организуется в соответствии с меняющимися интересами детей); обеспечение отбираемой информации.
-
Методы организации занятия
Словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация и т.д. Наглядные методы обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, схемы, чертежи, технологические карты, графики, демонстрационные материалы. Игровые методы обучения: игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, глазомера, воображения, игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра. Практические методы обучения: проведение опытов, экспериментов, запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, фото-, видеосъёмка, проектирование деятельности конкретных дел и т.д.
-
Типы учебных занятий
Вводное учебное занятие. УЗ по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности. УЗ по закреплению знаний и способов деятельности. УЗ по комплексному применению знаний и способов деятельности. УЗ по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности. УЗ проверке, оценке и коррекции знаний и способов деятельности.
-
Формы учебных занятий
Традиционные формы занятий: беседа; лекция; экскурсия; практическое занятие; семинар; комбинированное занятие; дискуссия; конференция; туристический поход; учебная игра; утренник, праздник и т.д.
-
Нетрадиционные формы занятий: ролевая игра; деловая игра; взаимообучение; круглый стол, философский стол; пресс-конференция; презентация предмета, явления, события, факта; защита проектов; психологическое занятие; соревнование; викторина; конверт вопросов; выпускной ринг; диспут; «Крепкий орешек»; конкурс; спектакль; смотр знаний; путешествие и т.д.
-
Материально-техническое оснащение занятия
аудитория (указать размеры); мебель для размещения детей и педагога (количество); учебное оборудование; технические средства обучения; наглядный и раздаточный материал; канцелярские принадлежности.
-
Литература:
Литература, использованная педагогом для подготовки занятия: методическая научная научно-популярная художественная Литература, рекомендованная обучающимся: научная научно-популярная художественная
-
Этапы учебного занятия
1 этап – Организация занятия. 2 этап – Теоретическая часть занятия. 3 этап – Практическая часть занятия. 4 этап – Окончание занятия.
-
1 этап - Организация занятия(10-15 минут)
Сбор детей. Подготовка детей к занятию (переодевание и т.д.) Подготовка рабочих мест учащихся. Приветствие педагогом всех детей (по возможности, каждого из них, поинтересоваться их делами в школе и дома). Повторение пройденного материала, краткий обзор предыдущего занятия. Проверка домашнего задания (если такое было). Определение целей и задач занятия.
-
2 этап – Теоретическая часть(25-30 минут)
Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Мотивация (пробуждение интереса в начале занятия и поддержание его на протяжении всего занятия. Использование приёма «коммуникативная атака»). Устное описание объекта практической работы (его исторического и практического назначения, взаимосвязь с другими составляющими данного вида деятельности) Объяснение специальной терминологии по теме занятия. Описание и показ основных технических приёмов выполнения практической работы и их последовательности (технология выполнения). Правила техники безопасности.
-
3 этап – Практическая часть
Подбор и работа со специальной литературой. Подбор раздаточного материала. Выбор и обсуждение наиболее рациональных и технически правильных приёмов работы. Распределение частей работы среди учащихся и определение их взаимодействия друг с другом при выполнении коллективной работы. Выполнение практической работы. Контроль педагога за деятельностью учащихся: индивидуальные консультации и помощь.
-
4 этап – Окончание занятия(последние 15-20 минут)
За несколько минут до окончания занятия педагог предупреждает об этом детей. Подведение итогов, проверка правильности выполнения каждого этапа работы. Закрепление учебного материала. Приёмы рефлексии. Объяснение домашнего задания (необязательно его наличие и выполнение до лишь тех этапов работы, которые не требуют постоянного контроля со стороны педагога и сложных технических приёмов работы).
-
Факторы, способствующие успешному проведению учебного занятия
Хорошее знание материала. Бодрое самочувствие; чувство «физической» раскованности, свободы на занятии. Продуманный план занятия. Правильный выбор и разнообразие методов обучения. Занимательность изложения, ярко выраженное эмоциональное отношение педагога к излагаемому материалу, богатство интонаций, его выразительная мимика, образная жестикуляция. Выраженная заинтересованность педагога в успехе учащихся.
-
Факторы риска
Неуверенность в своих знаниях и «педагогических силах». Рыхлая композиция занятия. Неправильный подбор и однообразие методов обучения. Скованность движений педагога, его «зажатость». Монотонность и сухость при изложении материала. Бесстрастность педагога, отсутствие проявлений личной заинтересованности и увлеченности предметом. Отход от темы занятия, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами занятия. Отсутствие эмоционального контакта педагога и обучающихся. Безразличие педагога к результатам обучающихся.
-
ЗАНЯТИЕ – основной элемент образовательного процесса. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.