Содержание
-
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
-
Организационная сторона занятия
Своевременность начала занятия Уровень подготовки дидактических пособий, оборудования, мела, доски Готовность обучающихся к занятию Санитарное состояние кабинета
-
Содержание занятия
Глубина и научность объяснений педагога Устанавливается ли связь с действительностью Используется ли материал занятия в воспитательных целях Привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения науки Интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели Каково содержание ответов обучающихся, глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи
-
Воспитывающая роль занятия
Использует ли педагог содержание материала в воспитательных целях Какова система требований педагога Приучены ли дети к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения Обращает ли педагог внимание на поведение обучающихся, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину
-
Методическая сторона занятия
Методы опроса, приемы активизации группы во время опроса, сколько времени уходит на опрос, углубление знания во время опроса; Методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается педагог развития мышления обучающихся, их самостоятельности и индивидуальных способностей, чтобы дети прочно усваивали материал, какие из современных методов преподавания используются; Применение наглядных и технических средств обучения, организация практической работы; Способы закрепления знаний, выполнения самостоятельных работ
-
Особенности поведения педагога на занятии
Роль педагога на занятии как организатора, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с обучающими.
-
Требования к анализу занятия
Анализировать занятие не абстрактно, исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев или конъюнктурных увлечений. Не искать на каждом занятии применения всех без исключения средств и методов работы. Не стремиться, чтобы все занятия были комбинированными, включали все «элементы», т.е. схематизировать учебный процесс, упрощать его.
-
При анализе занятия учитывать:
Особенности темы. Могут быть занятия, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать отвечать, работать с книгой или специальной литературой; Возможности образовательного учреждения, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий.Анализируя занятие, важно обратить внимание, все ли реальные возможности использованы; Состав данной группы обучающихся, уровень развития и способностей учениковАнализ занятия проводить не только на основе ответов обучающихся, самостоятельной работе, а учитывать уровень развития ребят, их способности; Индивидуальность педагога, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, результаты работы.
-
Формы анализа и самоанализа занятия
-
Краткий(оценочный) анализ
Общая оценка учебно-воспитательной функции занятия, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации
-
Структурный(поэтапный) анализ
Выявление и оценка доминирующих структур (элементов) занятия, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся
-
Структурный анализ занятия(оценивается каждый этап занятия)
I. Организационный момент. 1. Дидактические задачи, настрой обучающихся на учебную деятельность. 2. Условия достижения цели (требовательность, строгость, уважительность, систематичность). 3. Критерии: - кратковременность организационного момента; - полная готовность обучающихся к занятию; - быстрое включение ребенка в учебную деятельность; - внимательность, дисциплинированность.
-
П. Повторение ранее изученного.Дидактические задачи: - выявить качество знаний ранее изученного материала; - обнаружить проблемы; - углубить знания по изученной теме.Содержание этапа: - выяснение качества знаний, полноту, прочность, системность,обобщенность, конкретность, применимость; - ликвидация ошибок и пробелов в знаниях и умениях обучающихся; - особенности мышления обучающегося. Условия достижения положительных результатов: - целевая установка(цель); - какая часть обучающихся участвует в опросе; Положительные критерии опроса: - уточнение опорных понятий; - ликвидация недостатков в ответах; - активность обучающихся (рецензирование ответов, вопросов).
-
III. Подготовка к восприятию нового материала.Дидактические задачи: - стимулирование к получению новых знаний; - дать конкретное представление об изученной теме; - добиться осознания значимости изучаемого материала.Содержание: - сообщение темы (доска); - выведение темы самими обучающимися; - показатель практической и научной ценности; - организация внимания, мобилизация их волевого настроя.
-
IV. Овладение новым материалом. Условия: - активные методы; - интерес детей (игра, беседа, самостоятельно).Критерии успешности (новые знания): - правильность ответов по ходу изучения; - разнообразие деятельности детей; - активность, внимательность.
-
V. Проверка понимания знаний и уменийДидактические задачи: - условия связи между фактами, как усвоили изученный материал, какие умения следует закрепить. Содержание: - проверка глубины и полноты усвоения материала, сущности новых понятий. Условия положительности: - как заботится педагог; - форма закрепления (дополнительная информация, факты).Критерии: - подготовка вопросов, требующих мыслительной деятельности; - дифференциация вопросов для слабых, сильных обучающихся; - умение детьми устанавливать связи; - умение воспроизводить новые понятия; - умение выделять признаки.
-
Системныйанализ
Рассмотрение занятия как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач занятия, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоения ими способов учения
-
1. Общая характеристика • Тема занятия. • Цель занятия. • Тип занятия (усвоения новых знаний; усвоения умений и навыков; применения знаний и умений; обобщения и систематизации знаний; проверки и корректировки ЗУН; комбинированный). • Педагог: его личность; уровень профессионализма; общая эрудиция (устойчивость внимания, интереса...); активность, дисциплина; подготовленность группы обучающихся к коллективно-распределительной работе (умения взаимодействовать друг с другом, слушать другого, работать в группах...); владение элементами организации труда. • Оформление занятия. Условия труда.
-
2. Анализ эффективности проекта занятия • Реальность цели занятия. • Что проектировалось изучить и зачем? Роль предлагаемого материала в системе изучения предмета. • Какие понятия намеривалось усвоить и на какие знания оно опиралось? • Какие учебные действия должны были осуществлять обучающиеся? • Как планировалось подключение обучающихся к решению учебной задачи? • Исходя из чего планировались этапы занятия?
-
3. Осуществление замысла занятия • Совпадает ли цель занятия с его конечным результатом? Удалось ли осуществить намеченную программу? (Да, нет - почему?) • Соответствовала ли форма занятия его цели и содержанию? • Каким образом педагог включил детей в учебную ситуацию? • При помощи каких способов была создана ситуация принятия детьми учебной задачи? Как эта задача повлияла на дальнейший ход занятия? • Насколько эффективно осуществлялся этап преобразований условий учебной задачи? • Какие дидактические приемы (арсенал средств и форм), способствующие активизации деятельности обучающихся, использовал педагог? • Как был организован контроль? Подключались ли дети к процессу оценивания себя?
-
4. Оценка целостности занятия • Насколько содержание занятия соответствовало современнымтребованиям к образовательной деятельности? • На каком уровне было организовано взаимодействие «обучающийся-педагог», «обучающийся - обучающийся», «обучающийся - группа» (коллективно-распределительная деятельность или автономно-индивидуальная)? • Каким образом характер взаимодействия участников образовательного процесса повлиял на качество осуществления учебной деятельности? • Каков в целом уровень формирования теоретического и образного мышления обучающихся? • Наиболее сильные и слабые этапы занятия. • Дает ли данное занятие представление о системе работы педагога?
-
5. Оценка воспитательной стороны занятия • Личность педагога. Его поведение на занятии. • Сумел ли педагог в процессе организации учебной деятельности уделить внимание формированию ценностей ориентации обучающихся, воспитанию нравственности? • Как вели себя обучающиеся? Причины их поведения. Как появлялось внутреннее «содержание» личности во внешнем поведении? • Что дало занятие для дальнейшего позитивного развития отношений?
-
6. Оценка конечного результата занятия • Какой вклад внесло занятие в дальнейшее развитие личности обучающихся? • Оценить условие понятий и общего способа действия обучающихся в ходе осуществления ими учебной задачи. • Анализ конкретных недостатков занятия. • Рекомендации педагогу.
-
Полный анализ
Система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач занятия, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности, развитие обучающихся, реализация дидактических принципов и результативности занятия
-
Структурно-временнойанализ
Оценка использования времени занятия по каждому его этапу
-
Комбинированный анализ
Оценка (одновременная) основной дидактической цели занятия и структурных элементов
-
Психологический анализ
Изучение выполнения психологических требований к занятию (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа)
-
Дидактический анализ
Анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и умения обучающихся, дидактическая обработка учебного материала занятия, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.)
-
Аспектный анализ
Рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной деятельности обучающихся. Примеры аспектов занятия: - реализация педагогом триединой задачи занятия; - использование развивающих методов на занятии; - изучение способов активизации познавательной деятельности обучающихся; - пути развития познавательного интереса; - формирование общеучебных умений и навыков у обучающихся; - проверка и оценка ЗУН обучающихся; - организация проблемного обучения на занятии и т.п.
-
Комплексный анализ
Одновременный анализ дидактических, психологических и других основ занятия (чаще всего системы занятий)
-
Наиболее сложный и целесообразный с позиции обмена опытом - это комплексный анализ занятия. При таком анализе предлагаются конкретные задания. Например: I педагог в течение занятия тщательно фиксирует время, которое расходуется на: а) активную умственную деятельность, приемы и способы активизации мышления детей; б)затем дает характеристику умственной деятельности детей в течение занятия. II педагог следит за содержанием материала, фиксирует последовательность изложения идей, использование на занятии новых достижений науки и т. д., давая характеристику научности изучаемого материала. Подобным же образом фиксируются показания по другим сторонам педагогической деятельности. III педагог специально обращает внимание на стиль и характер деятельности педагога; IV педагог наблюдает и анализирует такие важные стороны деятельности, как методика обучения, разнообразие приемов и способов преподавания нового материала, закрепление и углубление пройденного; организация деятельности детей на занятии; отношения педагога и обучающихся, педагогическая этика на занятии. Специально дается педагогическая характеристика личности педагога: его культура, манера говорить, качество речи, точность, логичность и образность языка, стиль отношения с детьми и т. д.
-
Направления комплексного анализа
-
1-е направление КААнализ решаемых педагогом задач:
как учитываются и отражаются принципы обучения в содержании и методике работы педагога, насколько полно достигнуты дидактические и воспитательные цели занятия, в какой мере активизировалась познавательная деятельность обучающихся на разных этапах занятия, что стимулирует ответственное отношение обучающихся к учебному труду, как оценивались знания, умения и навыки, как осуществлялась связь теории с практикой, насколько удачно сочетались содержание и методы обучения, применялись ли традиционные и новые виды обучения, технические средства, что делалось для учета возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и способностей обучающихся.
-
2-е направление КААнализ воспитательного влияния занятия:
что на занятии служило идейно-нравственному, физическому, эстетическому, умственному, трудовому воспитанию обучающихся, как знания помогали осмыслить и оценить явления социальной действительности, события в жизни страны, республики, края, города, района, группы, каковы воспитывающие отношения между обучающимися, между педагогом и обучающимися, насколько способствовала организация учебного труда формированию личностных качеств и т. д.
-
3-е направление КААнализ педагогических возможностей и особенностей педагога:
какие личностные качества педагога проявлялись на разных этапах занятия педагогическая этика и культура, внешний вид, эстетика одежды педагога, его речь, манера держаться, авторитетность, умение активизировать и мотивировать труд детей, определять типичные ошибки в их работе и устранять их, оценивать результаты своего труда и итоги работы обучающихся, умение быстро корректировать ход занятия.
-
4-е направление КААнализ деятельности обучающихся на занятии:
учет педагогом воспитуемости и обучаемости детей, результатов предшествующих занятий, работоспособность обучающихся на занятии, умение мыслить, работать самостоятельно, оказывать помощь товарищу, пытливость, устойчивость интересов, развитие речи, умение обучающихся применять теорию на практике и др.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.