Презентация на тему "Основы теории лидерства"

Презентация: Основы теории лидерства
Включить эффекты
1 из 54
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для студентов на тему "Основы теории лидерства" по психологии. Состоит из 54 слайдов. Размер файла 1.49 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

  • Презентация: Основы теории лидерства
    Слайд 1

    Выполнила: студентка 852 гр. Колыхматова Екатерина

  • Слайд 2

    «Лидерство можно определить как способность индивида влиять на других людей для достижения организационных целей» Р. Дафт

  • Слайд 3

    Содержание

    Природа лидерства; Что такое лидерство; Типы лидеров; Общепринятые теории лидерства; Подходы к лидерству с позиции личных качеств; Поведенческий подход; Ситуационный подход; Гендерный аспект.

  • Слайд 4

    Природа лидерства

    Лидером становится тот, кто выдвигается из равных ему по статусу окружающих людей. Природа лидерства заключена в отношениях, основанных на доверии, признании за лидером высочайшего уровня квалификации, готовности поддержать и способствовать в любых совместных начинаниях, даже в простых личных симпатиях и стремлении перенять положительный опыт. 

  • Слайд 5

     Основой лидерства является специфический тип управления, возникший в древности на основе отношений "хозяин - раб" и "лидер - последователь".

  • Слайд 6

    Что такое лидерство?

    Руководство – технология Власть – инструмент Лидерство - умение применения этого инструмента менеджером Лидерство – это способность формировать коллектив и вести его к намеченным целям на основе личного авторитета.

  • Слайд 7

    Лидерство

    формальное неформальное

  • Слайд 8

    Формальное лидерство

    Формальное лидерство порождается организационной иерархией. Формальным лидером может стать человек, обладающий не самыми лучшими профессиональными, личностными, организационными качествами. Выдвижение человека в формальные лидеры связано с множеством ситуационных переменных.

  • Слайд 9

    Неформальное лидерство

    Неформальный лидер порождается неорганизационной, а естественной иерархией. Это всегда человек, который отличается такими личными качествами, которые ставят его выше других, формируя естественную иерархию. Естественная иерархия возникает в любом социуме.

  • Слайд 10

    Типы лидеров

    Лидер-организатор. Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и активно действует. Он оптимистичен и уверен, что большинство проблем вполне разрешимо. За ним идут, зная, что он не станет предлагать пустое дело. Умеет убеждать, склонен поощрять, а если приходиться выразить свое неодобрение, то делает это, не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше. Именно такие личности на виду в неформальном коллективе.

  • Слайд 11

    Лидер-творец Привлекает к себе способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Не командует, а лишь приглашает к обсуждению. Может поставить задачу так, что она заинтересует и привлечет людей.

  • Слайд 12

    Лидер-борец Волевой, уверенный в своих силах. Первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу. Готов отстаивать то, во что верит, и не склонен к поступкам. Однако такому лидеру порой не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть. «безумство – храбрых» - вот его стиль.

  • Слайд 13

    Лидер-дипломат Если бы он использовал свои способности во зло, то его вполне можно было бы назвать, мастером интриги. Он опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих не афишируемых планов. Правда такого сорта дипломатия нередко лишь компенсирует неумение руководить более достойными способами.

  • Слайд 14

    Лидер-утешитель К нему тянуться потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относиться к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

  • Слайд 15

    Общепринятые теории лидерства

    1. Теории «великого человека» Теории «великого человека» предполагают, что способность к лидерству является врожденной — что великими лидерами рождаются, а не становятся. Эти теории часто изображают великих лидеров как нечто героические и мифические, предназначение которых стать вождями, когда в этом возникнет необходимость. Термин «великий человек» был использован, потому что, в то время, о лидерстве думали, прежде всего, как о мужском качестве, особенно с точки зрения военного лидерства.

  • Слайд 16

    2. Теории «характерных черт» В некотором роде похожи на теории «великого человека».Теории черт предполагают, что люди наследуют определенные качества и черты, которые делают их более подходящими для лидерства. Теории черт часто определяет особенности личности или поведенческие характеристики, общие для руководителей. Но если специфические черты — главные особенности лидеров, как объяснить тот факт, что некоторые люди, которые обладают этими качествами, не всегда являются лидерами? Этот вопрос — главная трудность в объяснении проблемы лидерства через эту теорию.

  • Слайд 17

    3. Теории «обстоятельств» Эти теории сосредотачивают свое внимание конкретных ситуациях, и контексте в котором они происходят, это позволяет определить, какой стиль руководства лучше всего подходит для каждой конкретной ситуации. Согласно этой теории, нет универсального стиля поведения для лидера, который бы одинаково хорошо работал во всех ситуациях. Успех зависит от целого ряда факторов, включая стиль руководителя, особенностей последователей, а также различные аспекты ситуаций.

  • Слайд 18

    4. Ситуационные теории Ситуационная теория рассматривает лидерство как характерную черту ситуации, а не конкретного типа личности. В ее основе лежит привлекательная идея, что различные обстоятельства требуют различных форм лидерства.

  • Слайд 19

    5. Бихевиористские теории Бихевиористские теории лидерства основаны на убеждении, что великими лидерами, не рождаются, а становятся. Уходя своими корнями в бихевиоризм, в этой теории лидерства основное внимание уделяется действиям лидеров, а не их психическим качествам или внутренним состояниям. Согласно этой теории, люди могут учиться и становиться лидерами через обучение и наблюдение.

  • Слайд 20

    6. Теории силы и влияния Эта теория концентрирует основное внимание на сетях власти и влиянии, которые создает лидер. В основе этой теории лежит пред­положение, что все дороги ведут к лидеру, и отрицается значение последователей и силы культуры организации.

  • Слайд 21

    7. Трансакционные теории «Теории Управления» Все более входящая в моду трансакционная теория уделяет основное внимание отношениям между лидерами и последователями. В ней анализируется взаимная выгода от отношений на основе обмена, когда лидер предлагает определенные вещи, такие, как ресурсы или вознаграждение, в обмен на признание последователями его власти.

  • Слайд 22

    8. Трансформационные теории В то время как модели трансакционного лидерства базируются на внешних, неглубинных мотивациях при отношениях обмена, в основе трансформационного лидерства лежит внутренняя мотивация. Таким образом, здесь акцент делается не на лести и преданности последователей, а на их действительной приверженности идеям лидера. В связи с этим лидер трансформационного типа является активным и творческим человеком, умеющим думать широко и образно.

  • Слайд 23

    Подходы к лидерству с позиции личных качеств

    Согласно личностной теории лидерства, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями.

  • Слайд 24

    Некоторые из этих изученных качеств: Уровень интеллекта и знания; Впечатляющая внешность; Честность; Здравый смысл; Инициативность; Социальное и экономическое образование; Высокая степень уверенности в себе.

  • Слайд 25

    Учеными был сделан вывод, что “человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств”.

  • Слайд 26

    Поведенческий подход

    Эффективность руководства определяется не качествами личности менеджера, а его поведением с подчиненными.

  • Слайд 27

    Поведенческий подход. Теории поведенческого подхода

    1. Автократичное и демократичное руководство. Стили: Авторитарный стиль. Черты поведения и отношения к подчиненным: Важен только результат; Мотивация подчиненных основана на беспрекословном подчинении; Подчиненные не привлекаются к управлению; Жесткая требовательность.

  • Слайд 28

    Поведенческий подход. Теории поведенческого подхода

    Демократический стиль: Важны и результаты и способы достижения; Мотивация основана на удовлетворении как материальных так и нематериальных потребностей; Подчиненные активно и по существу привлекаются к управлению; Требовательность в сочетании с доверием.

  • Слайд 29

    Либеральный стиль: Результаты не важны; Мотивация практически отсутствует; Создается вид, что подчиненные участвуют в управлении; Низкая требовательность.

  • Слайд 30

    2. Руководство, сосредоточенное на работе и на человеке. Стили: Руководитель, сосредоточенный на работе(ориентированный на задачу). Думает только о задаче и производительности труда и практически не думает о людях.

  • Слайд 31

    Руководитель, ориентированный на человека. Повышение производительности труда должно достигаться путем совершенствования человеческих отношений. Управленческая решетка.

  • Слайд 32

    Ситуационный подход

    При объяснении феномена эффективного управления следует обращать внимание не только на руководителя и исполнителя, но и на ситуацию в целом.

  • Слайд 33

    Ситуационная модель руководства Фидлера Модель Фидлера явилась важным вкладом в дальнейшее развитие теории, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются: Отношения между руководителем и членами коллектива. Структура задачи. Должностные полномочия.

  • Слайд 34

    Подход Митчела и Хауса “путь - цель” Согласно этому подходу, руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации, воздействуя на пути достижения этих целей.

  • Слайд 35

    Подход Митчела и Хауса “путь - цель” Ниже приведены некоторые приемы, с помощью которых руководитель может влиять на пути или средства достижения целей: Разъяснение того, что ожидается от подчиненного; Оказание поддержки, наставничество и устранение сковывающих помех; Направление усилий подчиненных на достижение цели; Создание у подчиненных таких потребностей, находящихся в компетенции руководителя, которые он может удовлетворить; Удовлетворение потребностей подчиненных, когда цель достигнута.

  • Слайд 36

    Теория жизненного цикла Херси и Бланшара Поль Херси и Кен Бланшар разработали ситуационную теорию лидерства, которую они назвали теорией жизненного цикла, согласно которой самые эффективные стили лидерства зависят от “зрелости” исполнителей. Зрелость не следует определять в категории возраста. Зрелость отдельных лиц и групп подразумеваем способность нести ответственность за свое поведение, желание достигнуть поставленной цели, а также образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить. Согласно Херси и Бланшару, понятие зрелости не является постоянным качеством лица или группы, а скорей характеристикой конкретной ситуации.

  • Слайд 37

    Теория жизненного цикла Херси и Бланшара Имеются четыре стиля лидерства, которые соответствуют конкретному уровню зрелости исполнителей: Давать указания; “Продавать”; Участвовать; Делегировать.

  • Слайд 38

    Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона Еще одной ситуативной моделью руководства стала модель, разработанная Виктором Врумом и Филиппом Йеттоном. Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона концентрирует внимание на процессе принятия решений.

  • Слайд 39

    Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона Врум и Йеттон разработали семь критериев, по которым оценивается ситуация “подчиненные - руководитель”: Значение качества решения; Наличие достаточной информации или опыта у руководителя для принятия качественного решения; Степень структурированности проблемы; Значение согласия подчиненных с целями организации и их причастности для эффективного выполнения решения; Определенная на основании прошлого опыта вероятность того, что автократическое решение руководителя получит поддержку у подчиненных; Степень мотивации подчиненных достигнуть целей организации, если они выполнят задачи, сформулированные при изложении проблемы; Степень вероятности конфликта между подчиненными при выборе альтернативы.  

  • Слайд 40

    Гендерный аспект

    Под словом «гендер» понимается психологический пол человека – специфически свойственные мужчине либо женщине поведение, ценности, идеалы, к которым они себя соотносят.

  • Слайд 41

    Необходимость исследования гендерных аспектов менеджмента обусловлена динамичным проникновением женщин в управление экономикой, появлением новой социальной когорты «деловых женщин». Особенно заметны эти процессы в развитых странах. Женщины, представляя большую половину электората, заметно влияют на общественный выбор. В последние годы они проникли в политическую среду, которая как никакая другая требует высокого профессионализма и ответственности. В экономике возникли новые сферы и формы занятости, связанные с развитием информационной и рыночной инфраструктуры, где женщины занимают достойное место.

  • Слайд 42

    Имеется ряд особенностей, подтверждающих, что женский стиль управления гораздо многообразнее, гораздо богаче по своим проявлениям благодаря многоликости женской натуры. Составленный нами перечень этих особенностей состоит в следующем:…

  • Слайд 43

    1. Мотивация трудовой деятельности женщины имеет определенные отличия. Доказано, что различные группы потребностей имеют неодинаковое значение для мужчин и женщин. Причем, женщины имеют более подвижную мотивационную структуру, они могут реагировать с большими отличиями и реакция будет выражена ярче, чем у мужчин. Например, если женщина чувствует себя социально защищенной, счастлива в браке, семье, то она придает меньшее значение своим отношениям с коллегами по работе и, как правило, не стремится к лидерству в организации. Однако, она же может стремиться к завоеванию самостоятельного статуса в целях самоактуализации и утверждения собственной «полноценности». Жизнь мужчины наполнена проблемами карьеры и работы, он высоко ценит внесемейные отношения, например, общение в кругу коллег или друзей. Позиция женщины меняется, если она одинока или работает из-за материальной необходимости. В этих случаях ярче проявляется стремление к стабильности, уверенности в будущем, обеспечении средств существования, реализации своих потребностей и возможностей. Важно подчеркнуть, что особенности мотивации труда у женщин отражают скорее своеобразие личности, а не общие закономерности.

  • Слайд 44

    2. В управлении персоналом женщина -- руководитель больше внимания уделяет отношениям между членами коллектива, ее больше волнует сфера межличностных отношений, чем руководителя -- мужчину. Женщина более тонко реагирует на морально-психологический климат в коллективе, опирается на технологию «знаков внимания»: проявляет большую эмпатию, чуткость в понимании душевного состояния и морально-нравственных коллизий личности. В сложных ситуациях женщина -- менеджер строит свои стратегии выхода из кризиса на высоких мотивациях сотрудников. Осуществляя функцию контроля за деятельностью персонала, женщина не стремится к жестким санкциям, а в первую очередь желает обеспечить необходимые условия для подчиненных с целью минимизации наказаний. При этом она сохраняет способность реализовывать жесткие меры по отношению к тем, кто не справляется с поставленными задачами.

  • Слайд 45

    3. Женщина более эмоциональна и эта черта особо характеризует женский стиль управления. В различных ситуациях реакция женщины -- руководителя отличается от реакции мужчины: эмоционально она более ярче и богаче. Женщина «близко к сердцу» принимает все, связанное с работой, и достаточно долгий период времени остается во власти переживаний. Женщина больше склонна «проигрывать» ситуацию, переживать возможный исход событий. При принятии решений женщина -- менеджер чаще полагается на свои ощущения, интуицию, знаменитую женскую логику, что бывает небезуспешным, поскольку женщина ведет себя как целостная личность, чуткая к большинству аспектов проблемы, имеющих для нее эмоциональное значение. Вследствие повышенного уровня эмоциональности женщина обидчивее, болезненнее реагирует на критику, грубость и тем более оскорбление, что не позволяет ей всегда быть объективной и вести себя конструктивно. Излишнюю эмоциональность считают серьезным недостатком женской модели управления, поскольку она является источником несправедливости и неуверенности, причиной многих конфликтов.

  • Слайд 46

    4. Во взаимоотношениях с внешней средой женский стиль управления отличается большой гибкостью, ситуативностью, умением адаптироваться к сложившимся обстоятельствам. Отказ от жалоб на невозможность преобразований и поиска виноватых дает возможность женщине -- руководителю успешно действовать в рамках заданных ограничений, настойчиво и последовательно добиваться реализации поставленных целей. Гибкость и дипломатичность в сочетании с настойчивостью позволяют женщине эффективно строить взаимоотношения с деловыми партнерами, находить у них взаимопонимание и поддержку. Женщина умеет сочетать и оперативно переключаться с одной социальной роли (менеджер, бизнес-леди) на другую (жена, дочь, мать). Однако установлено, что примерно треть нервных расстройств женщин происходит от столкновения ее социальных ролей -- руководителя на работе и исполнителя дома. Характерно, что женщина -- руководитель большее значение, чем мужчина, придает установлению конструктивных отношений с центральными и региональными органами власти, что обусловлено стремлением искать и находить поддержку. По своей сути женщины более законопослушны и уважительны к власти, а мужчины более честолюбивы, агрессивны и более независимы.

  • Слайд 47

    5. В силу извечной женской терпеливости деятельность женщины -- менеджера направлена на последовательные, постепенные преобразования без ориентации на сиюминутный результат. Такая стратегия «маленьких шагов» весьма оправдана в ситуациях неопределенности и приносит свои плоды в сложившихся экономических условиях. Эти же обстоятельства определяют склонность женщины -- руководителя к тактическому, а не стратегическому планированию, что зачастую оказывается более выигрышным в современной ситуации. Установлено, что женщины имеют детальный и взвешенный подход, «вкус» к мелочам: они значительно лучше воспринимают и анализируют детали, подробности событий, умеют скрупулезно расчленить целое на составные части и провести логический анализ элементов целого. Полнота и точность такого дифференциального анализа совершенно недостижима для большинства мужчин. Зато мужчины лучше могут представить событие в целом, оценить стратегические тенденции явления, установить интегрированную связь между частями целого. Образно говоря, женщины видят деревья, а мужчины -- лес.

  • Слайд 48

    6. Стиль руководства женщины -- менеджера отличается большей демократичностью, готовностью к сотрудничеству и коллегиальному принятию решений при умелом делегировании полномочий и отказе от мелочной опеки подчиненных. Для реализации принятых решений характерно четкое распределение функций исполнения, оказание помощи в случае необходимости. При организации контроля за ходом исполнения решений превалирует поэтапная форма в виде регулярных текущих проверок, недопущение затягивания нежелательной ситуации. Ответственность за работу устанавливается в соответствии с четким распределением обязанностей, причем, весьма характерно возложение конечной ответственности за определенный участок работы на конкретного исполнителя. Таким образом, несмотря на мягкость стиля управления, женщина -- руководитель способна к решительному осуществлению функции контроля и, как уже было отмечено, к принятию жестких мер к провинившимся сотрудникам.

  • Слайд 49

    7. Женщине -- менеджеру присуща такая черта, как склонность к наставлениям, поучениям, назиданиям. Нередко эта черта не нравится окружающим, особенно мужчинам. Объяснение этой особенности дает теория «трех Я», разработанная Э. Берном, согласно которой формирование личности проходит по трем блокам: «детское Я», «родительское Я» и «взрослое Я». Любая поступающая информация последовательно проходит названные блоки и определяет поведение человека. Хотя принято считать, что склонность к воспитательному типу поведения, как и повышенное сопереживание, часто выступает ограничителем женского менеджмента, но женщины умеют компенсировать свои нежелательные особенности управления и даже извлекать из них выгоду. 8. Еще одна особенность женщины -- руководителя -- любознательность. В большинстве случаев она реализуется в позитивном направлении как стремление расширять свой кругозор через общение, установление новых контактов, сбор дополнительной информации. Однако нередко эта черта приводит к сбору и распространению недостоверных сведений (слухов, сплетен) и их использованию при принятии решений, что неизбежно снижает их качество.

  • Слайд 50

    9. В экстремальных ситуациях женщина демонстрирует не стратегию страха и избегания, а активного противостояния. Внутреннее чутье помогает женщине весьма успешно действовать в кризисных ситуациях. Используя разные модели поведения, женщина находит оптимальные в сложившихся условиях пути решения проблем, не уступая в бесстрашии и хитрости руководителю -- мужчине. Исследования показывают, что женщины и в ситуациях риска способны формировать адекватные стратегии, отличающиеся, с одной стороны, осознанной осторожностью, с другой, -- необходимым уровнем рискованности и даже авантюризма, что помогает организации выживать в условиях неопределенности российского бизнеса. Меньшая амбициозность и нежелание достигать победы «любой ценой» позволяют женщине действовать в сложных обстоятельствах даже более эффективно, чем мужчине.

  • Слайд 51

    10. Имеет особенности участие женщин в конфликтах. Распространенное мнение о том, что конфликты имеют, как правило, «женское лицо», не подтверждается специальными исследованиями. Установлено, что мужчины и женщины конфликтуют примерно с одинаковой частотой, но причины и формы проявления конфликтов у них разные. Женщины «выплескивают» свою негативную энергию во внешнюю среду, не задерживая долго внутри себя отрицательные эмоции. При этом они владеют мягкими конфликтными технологиями, быстрее и легче «отходят» и успокаиваются.

  • Слайд 52

    Женщины -- менеджеры достигают успехов не в результате копирования мужского стиля управления, а посредством творческого использования своих способностей, реализации внутренне присущих только женщине черт и качеств. Полученные выводы указывают на необходимость переосмысления возможностей женского лидерства в экономике России.

  • Слайд 53

    Список использованной литературы:

    Цветков А.Н. менеджмент: учебное пособие; upravlencam.ru; ippnou.ru; pinzes.ru; webkursovik.ru.

  • Слайд 54

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке