Презентация на тему "Девиантное поведение. Методы коррекции."

Презентация: Девиантное поведение. Методы коррекции.
Включить эффекты
1 из 32
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (1.39 Мб). Тема: "Девиантное поведение. Методы коррекции.". Предмет: психология. 32 слайда. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    32
  • Слова
    психология
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Девиантное поведение. Методы коррекции.
    Слайд 1

    Девиантное поведение

    Педагог-психолог С.В. Хохлова

  • Слайд 2

    Различные подходы к определению понятия

    Педагогический подход. Отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

  • Слайд 3

    Медицинский подход. Отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

  • Слайд 4

    Психологический подход. Отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе.

  • Слайд 5

    Определение понятия в общем виде

    Девиантнымявляется поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали (В.В. Ковалев, И.С. Кон, В.Г. Степанов, Д.И. Фельдштейн и др.), а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени (Н. Смелзер, Т. Шибутани).).

  • Слайд 6

    Теории возникновения девиантного поведения

    Биологический подход (Ч.Ломброзо, У.Шелдон). Психологический подход (З. Фрейд). Социологический подход (Э. Дюркгейм, Р.Мертон, Т.Парсонс). Социально-личностный подход (С.А. Белокобыльская, В.П. Емельянов, Я.Л. Коломский, А.А.Реан, С.А. Тарарухин и др.).

  • Слайд 7

    Причины девиантного поведения:

    нарушения в становлении, формировании и развитии личности (А.Е. Личко, B.C. Мухина, А.В. Петровский, Л. Пожар, X. Ремшмидт); в деятельностной линии онтогенеза (Д.Б. Эльконин, М.Ю. Кондратьев); влияние социокультурных особенностей (Л.Б. Филонов); влияние образа жизни семьи и семейных отношений — детско-родительских, детско-детских;

  • Слайд 8

    характерологических и личностных изменений, обусловленных взаимодействием с окружением (А. Бандура, М.И. Буянов, А.И. Захаров, М.И. Лисина, А.Е. Личко, Г.М. Миньковский, В.А. Петровский, Т.Н. Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и др.); выраженное протекание возрастных кризисов (Ф. Дольто, Л.С. Сагатовская, Д.И. Фельдштейн, Л.Б. Филонов, Э. Эриксон);

  • Слайд 9

    членство в неформальных объединениях асоциальной направленности, наличие в подростковых группах антисоциальных норм (А.В. Петровский, М.В. Розин); влияние средств массовой информации, низкопробной кинопродукции (особенно западных боевиков), пропаганды сексуальной распущенности (М.В. Цилуйко); влияние мира компьютерных игр (О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина, М. Лукьяненков).

  • Слайд 10

    Наиболее частые причины девиантного поведения:

    причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами; причины социального и психологического характера; причины, связанные с возрастными кризисами.

  • Слайд 11

    ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ АНТИСОЦИАЛЬНОЕ АСОЦИАЛЬНОЕ АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ противоречащее правовым нормам уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм отклоняющееся от медицинской и психологической нормы

  • Слайд 12

    Антисоциальное поведение - поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих. Поступки: Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными; Воровство; Хулиганство; Вандализм; Вымогательство; Порча чужого имущества; Торговля наркотиками.

  • Слайд 13

    Асоциальное поведение - уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений. Поступки: Побеги из дома; Систематические пропуски в школе; Агрессивное поведение; Ложь; Беспорядочные половые связи; Ненормативная лексика.

  • Слайд 14

    Аутодеструктивное поведение – поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности. Поступки: Курение; Токсикомания; Наркомания; Алкоголизм; Самоповреждение; Суицид.

  • Слайд 15

    Модель становления агрессии по Олуэйзу

  • Слайд 16

    Методы коррекции девиантного поведения

    Стимулирование позитивной мотивации. Методы коррекции эмоциональных состояний. Методы саморегуляции. Когнитивное переструктурирование. Методы прекращения нежелательного поведения(санкции). Методы формирования позитивного поведения.

  • Слайд 17

    Стимулирование позитивной мотивации, желания из­менения себя, свое поведение. прием оценки негативных последствий девиантного поведения(просят как можно подробнее, с конкретными примерами, рассказать о том, как он реально пострадал от своего поведения, какой вред он нанес своим близким и окружающим людям);

  • Слайд 18

    Эффективным методом стимулирования позитивных изменений выступает групповое убеждение. Для этого специально собирается группа значимых для девианта людей (друзья, родственники, в том числе дети не моложе восьми лет); достаточно эффективна методика проектирования будущего, которая предполагает подробное описание своего будущего при сохранении девиантного поведения и без него.

  • Слайд 19

    Методы коррекции эмоциональных состояний: Арт-терапия, игровая терапия. Отреагирование эмоций в социально приемлемой форме.

  • Слайд 20

    Методы саморегуляции. Обучение ре­лаксации (расслаблению). Нервно- мышечная релаксация -цикл «фокусировка — напря­жение — фиксация — освобождение—расслабление» . Ментальная релаксация подразумевает представление (воображение) конкретной спокойной, приятной сце­ны. 

  • Слайд 21

    Наряду с тренингом релаксации используют метод формиро­вания стратегии самоконтроля: 1. Самонаблюдение за собственным поведением. 2. После развития навыков самонаблюдения переходят к форми­рованию самоконтроля (положи­тельное самоподкрепление).

  • Слайд 22

    Когнитивное переструктурирование. Наряду с эмоциональными проблемами и трудностями саморе­гуляции, причинами нарушенного поведения могут быть искажения в когнитивных процессах, таких, как восприятие, установки, интерпретации, умозаключения и т.д. При изменении их содержа­ния можно ожидать изменений и в эмоциональной, и в поведен­ческой сферах.

  • Слайд 23

    Когнитивное переструктурирование: идентификация и коррекция дисфункциональных мыслей, убеждений: «Я плохая (плохой)», «Меня нельзя любить» и др. Важно, чтобы ребенок сам исследовал свое поведение и убедился в неправильности дезадаптивных мыслей, а также в том, что они являются при­чиной многих его бед; обращение внимания на противоречия в суждениях или рассказе ребенка.

  • Слайд 24

    Методы прекращения нежелательного поведения. Стороны договариваются о своих действиях в случае нарушения свода правил (санкциях за нарушение или не исполнение). Происходит стимулирование личной ответственности за свое поведение.

  • Слайд 25

    Тайм-аут — это процедура, которую поведенческие консуль­танты часто рекомендуют использовать при работе с агрессивны­ми или чрезмерно подвижными детьми. При этом ребенка просто удаляют из ситуации, в которой негативное поведение может получить подкрепление. Например, негативное поведение ученика в классе может подкрепляться вниманием со стороны преподавате­ля и одобрением сверстников. Но и то и другое оказывается недоступным, когда ребенка вынуждают покинуть класс. При этом ребенок заранее должен быть информирован о правилах поведе­ния и последствиях плохого поведения. Перед наказанием следует однократное предупреждение.

  • Слайд 26

    Методы формирования позитивного поведения. Наиболее распространенным методом формирования желатель­ного поведения является подкрепление. Положительные подкрепляющие стимулы предполагают предъявление чего-то, а отри­цательные подкрепляющие стимулы — удаление чего-то в данной ситуации.

  • Слайд 27

    Позитивное подкрепление — главный метод изменения пове­дения. Условия успеха: подкрепление должно быть индивидуально значимым; подкрепление должно применяться систематически и немед­ленно вслед за желательным поведением; связь между желательным поведением и используемым при этом подкреплении должна быть достаточно четкой.

  • Слайд 28

    Подкрепление можно осуществлять непосредственно (с помо­щью реальных подкрепляющих стимулов) или косвенно (с помо­щью символов, жестов). Кроме того, подкрепление может быть опосредованным, когда дети наблюдают за другими детьми, которые получают награду за желательное поведение. С целью формирования более позитивного поведения также используют программы жетонного подкрепления. Жетоны — это ве­щественные условные подкрепляющие стимулы (очки, значки, фишки), которые могут быть обменены на подкрепляющие сти­мулы. Последние могут выглядеть как право участия в интересной деятельности, ценные призы, лакомства и т. п. Программы жетон­ного подкрепления должны включать в себя четкие правила обме­на, определяющие, какое количество жетонов требуется для полу­чения подкрепляющих стимулов. 

  • Слайд 29

    Рекомендации

    для родителей и учителей при работе (общении) с детьми с девиантнымповедением: Единые требования при воспитании (совместная работа психолога, воспитателя, учителя и родителей). Последовательность воспитательных, коррекционных воздействий. Обучать детей отреагированию негативных эмоций, саморегуляции. Адекватность требований. Эмоциональный комфорт в семье и в школе. Демократический стиль воспитания. За содеянное не столько наказывать, сколько вызывать чувство раскаяния. Стимуляция примерного поведения, демонстрация обиды, отказ от поощрения.

  • Слайд 30

    Отказ от физического наказания (закрепляется агрессивное поведение), искать новые формы влияния. Поощрение активности, загружать интересной и полезной деятельностью. Предоставление необходимой самостоятельности. Избегание приклеивания ярлыков. Не сравнивать с достижениями других людей, только с самим собой. Использование похвалы и поощрения . Признание педагогами и родителями собственных ошибок и принесение в случае необходимости извинения. Применение санкций только в необходимых случаях. Оценивать не личность, а поступок.

  • Слайд 31

    Спасибо за внимание!

  • Слайд 32

    Список использованной литературы

    Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения):Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр ≪Академия≫, 2003. — 288 с. КлейбергЮ.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. — М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М» 2001.-160 с. Психология девиантного поведения: Методические рекомендации для студентов специальности 050706.65 «Педагогика и психология». - Н. Новгород: ННГАСУ, 2009 г. – 32 с. Шнейдер Л. Б.Девиантноеповедение детей и подростков Серия: Психологические технологии Издательства: Академический проект, Гаудеамус, 2007 г. - 336 с. Хомич А.В. Психология девиантного поведения [Текст]: учеб. пособие / А.В. Хомич. – Ростов н/Д: Издательство ЮРГИ, 2008. – 234с.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке