Содержание
-
Дифференциальная психология
Тема 5. Психология характера
-
5.1. Место характера в структуре индивидуальности. 5.2. Подходы к типологии характера. 5.2.1. Психология характера в работах А.Ф. Лазурского. Типология характера по А.Ф.Лазурскому 5.2.2. Типология характера Г.Хейманса – Р. ЛеСенну. 5.2.3. Характер как ответ личности на фрустрации. 5.3. Формирование характера.
-
5.1. Место характера в структуре индивидуальности
-
Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах
-
«Этические характеры»сборник из 30 очерков человеческих типов, где изображаются льстец, болтун, бахвал, гордец, брюзга, недоверчивый и т. д..
Теофраст, древнегреческий философ, естествоиспытатель, теоретик музыки.
-
Гордон BиллардОлпорт — американскийпсихолог, разработчик теории черт личности.
Характер – это личность оцениваемая, а личность – характер неоцениваемый.
-
В. Кречмер
Темперамент – это врожденная особенность протекания психофизиологических процессов (их темп, инертность, накал, способность к переключению и т.п.). Характер же – это устойчивая особенность отношения человека к миру, окружающим людям и себе
-
Подходы к исследованиям индивидуальности(Мясищев В.Н. и Ковалев А.Г.)
1. Характер и темперамент отождествляются. 2. Между ними устанавливаются антагонистические отношения. 3. Темперамент является элементом характера. 4. Темперамент признается основной природой характера.
-
Темперамент не односторонне определяет характер; жизненные впечатления, воспитание и обучение на естественной основе темперамента – свойствах нервной системы и генетических программах – ткут свои узоры. Но, в отличие от темперамента, который обладает устойчивостью, тотальностью и описывает формальные (не зависящие от содержания деятельности) особенности поведения, характер проявляется не во всем и не всегда.
-
Б.Г.Ананьев Каждая черта характера представляет собой определенное существенное отношение личности к окружающему миру, среди которых могут быть названы такие объекты, как природа, общество и общественные идеи (идеология), труд как способ существования человека, другие люди, общественная связь с которыми присуща данному индивиду, собственная деятельность и личность человека
-
-
Психология характера в работах А.Ф. Лазурского
-
В основе теории – принцип активного приспособления индивида к среде; классификации – психический уровень и психическое содержание. Чем выше психический уровень тем более успешно, активно и продуктивно идет приспособление.
-
Критерии повышения уровня психической активности: Продуктивность деятельности, объем и дифференцированность,богатство оттенков интересов человека. 2. Интенсивность и сила отдельных психических проявлений, выражающие собой неравнодушие к результату своих усилий. 3. Сознательность и произвольность психических проявлений, преобладание идейных процессов над чувственными. 4. Все возрастающая координация психических элементов и усиление связи между ними (интегрированность личности).
-
Содержание психической жизни определяет не общую успешность, а способы приспособления, индивидуальные вариации в ответах индивидов на проявления среды.
-
Эндопсихика ( чувствительность, память, внимание, мышление, воображение, воля, быстрота и сила моторики и т.п.). Существует и может быть описана через комплексы (сочетания разных психических функций) и в основном задается врожденными биологическими механизмами.
-
Экзопсихика включает отношение личности к внешним объектам (природе, людям, духовным благам, душевной жизни самого человека и пр.). Практически идентична предметно-содержательным характеристикам психической жизни и всегда испытывает влияние средовых условий.
-
Типология характера по А.Ф.Лазурскому
-
Приспособляющиеся(приспособление среды к собственным запросам и стремлениям)
Деление по экзопсихическим категориям (идеалам) 1. Альтруизм 2. Знание а) индуктивное б) дедуктивное 3. Красота 4. Религия 5. Общество, государство 6. Внешняя деятельность, инициатива 7. Система, организация 8. Власть, борьба
-
Приспособившиеся(взаимное влияние среды и человека)
Деление по психосоциальным комплексам, объединяющим эндо- и экзоособенности (непрактичные, теоретики-идеалисты) 1. Ученые 2. Художники 3. Религиозные созерцатели 4. Практики-реалисты 5. Человеколюбцы (альтруисты) 6. Общественники 7. Властные 8. Хозяйственные
-
Недостаточно приспособившиеся(пассивное приспособление к среде)
Деление по преобладанию психофизиологических функций (эндопсихические категории) 1. Рассудочные 2. Аффективные а) подвижные (сангвиники) б) чувственные в) мечтатели 3. Активные а) энергичные низшего порядка (импульсивные) б) покорно-деятельные в) упрямые
-
Типология характера Г. Хейманса – Р. Ле Сенну
-
Основные элементы характера
Активность – пассивность характеризует проявления деятельности во всех сферах жизни (на работе, в школе, дома, во время досуга), а также манеру выполнять задания немедленно или откладывать их выполнение. Активность – это потребность в действии, в стремлении построить план и осуществить его.
-
Эмоциональность – без эмоциональность отражает частоту и силу эмоциональных реакций в ответ на происходящие события, способность человека переживать все происходящее с ним или становящееся известным ему.
-
Первичность – вторичность представляет темпорально-энергетическую реакцию человека, отражают как бы вязкость психического состояния и одновременно способ человека структурировать свое время. «Первичные» непрестанно разряжают свои эмоции, но эффект и след реакции быстро исчезает. «Вторичные» выдают первую слабую реакцию, но затем она как бы «догоняет» раздражитель, сила реагирования нарастает, и эффект сохраняется более длительное время.
-
1. Э + А – ПНервный
Раб настоящего, неустойчив, склонен к подозрительности, но легко примиряется. Постоянно в поисках новых и сильных ощущений. Ему нужно много разнообразных друзей, поэтому семейного круга обычно бывает недостаточно. Чувствителен, но его эмоции быстротечны. Мало считается с объективной картиной мира, легко подчиняя ее минутным настроениям. Плохо переносит монотонный труд, и в работе не нужно опасаться им управлять.
-
2. Э + А – ВСентиментальный
Тоже чувствителен, но, в отличие от нервного, долго помнит и бережет свои чувства. Любит одиночество, имеет не очень много друзей. Глубоко переживает все то, что ему говорят, что с ним происходит. Редко живет настоящим, хорошо помнит прошлое, строит планы на будущее. Трезво оценивает обстановку. Не любит перемен. Вести себя с ним следует осторожно, подчеркивать уважение к его личности.
-
3. Э + А + ПБурный
Имеет характер большой силы, отличается отвагой. Увлекающийся человек, склонный к анархии. Откровенен, но переменчив. Доверчив, любит все приукрашать. Охотно участвует в общем деле, способен загореться идеей коллектива, но за ним нужно присматривать, потому что он так же быстро остывает. Может справиться с работой, которая должна быть выполнена без промедления, но следует помнить о том, что его высокая жизнеспособность сочетается с высокой отвлекаемостью.
-
4. Э + А + ВСтрастный
Человек одной идеи, отдающийся ее реализации со всей страстью. Любит порядок, редко меняет свои убеждения, может все жизненные устремления и способности поставить на службу своему стремлению. Если такой человек становится лидером в группе, то справляется с этим вполне успешно до тех пор, пока не столкнется с сильной позицией другого лидера такого же характера.
-
5. Э – А + ПСангвиник
Практичный, покладистый и оптимистичный тип, легко адаптируется и хорошо перестраивается. Он мало возбудим, смел, спокоен. Ответствен и основателен. Слабые места – невысокая чувствительность к состоянию других людей, способность легко отгораживаться от чужих проблем, что может производить на близких впечатление равнодушия.
-
6. Э – А + ВФлегматик
Холодный и спокойный, предпочитает одиночество, неразговорчив и обычно сводит беседу к разговору о главном. Методичен, верен своему кругу. Эмоциональное воздействие на флегматика бесполезно – убедить его можно только доводами. Медленный, надежный ум флегматика, его спокойствие и уравновешенность исключительно ценны на стадии разработки любых проектов.
-
7. Э – А – ПАморфный
Очень инертный, никогда не делающий больше того, что требуется в настоящий момент, человек. Ум его незатейлив, он охотно откладывает на завтра все, что можно делать не сразу. Пунктуальность отсутствует, он не честолюбив и привязан к отдельным эпизодам своей жизни. Подобно апатичному типу, аморфный нечасто встречается в реальной жизни и является скорее теоретическим конструктом.
-
8. Э – А – ВАпатичный
Тоже безразличен к тому, что делает и как живет. Способен справляться с повседневной работой, но не честолюбив, не старается как-то изменить свою судьбу. Он получает удовлетворение от одиночества, но это бедное одиночество, не заполненное ни планами, ни переживаниями, ни каким-то иным духовным содержанием. Обычно вполне равнодушен к другим.
-
Классификация акцентуаций характера К. Леонгарда
-
Акцентуации – варианты норм, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим
-
Демонстративный тип Больше всего стремится быть в центре внимания, при этом забывая и о том, что он делает, и о том, как он это делает. Для демонстративного типа характерна высокая способность к вытеснению и зависимость от социального окружения, внушаемость.
-
Педантичный тип имеет склонность долго переживать мелкие обиды, придавать сверхважное значение незначительным событиям. Он склонен придерживаться образца поведения, традиционен, с ограниченной креативностью и сверхответственностью.
-
Застревающий тип сложности с переключением от одного состояния к другому, наиболее выраженная черта – формирование так называемых сверх-ценных идей, которым придает исключительное значение и на службу которым готов поставить собственную жизнь и жизнь других людей. Склонны подолгу фиксироваться на неотреагированных чувствах обиды, ненависти, вины.
-
Возбудимый (неуправляемый) тип с трудом контролирует свои влечения, высказывания и поведение в целом. Склонен неожиданно взрываться и отвечать неадекватно сильной реакцией на незначительный раздражитель. Склонен возвращаться к обидам и мстить спустя большой промежуток времени.
-
Гипертимический тип всегда находится в приподнятом настроении, одержим жаждой деятельности, в связи с чем не всегда внимателен к окружающим и с трудом контролирует свое собственное состояние.
-
Дистимический тип характеризуется сниженным настроением, фиксируется на мрачных сторонах жизни. Просыпаясь, чаще начинает плакать, а во взрослом возрасте редко осознает и признает светлые стороны жизни, вызывая у окружающих неадекватное чувство вины, в связи с чем имеет не очень высокий статус в группе (зануд никто не любит).
-
Тревожно-боязливый тип склонен к страхам, испытывает тревогу даже в связи с несложными жизненными задачами.
-
Циклотимический тип, объединяя недостатки двух вышеперечисленных, склонен к смене высокого тонуса состоянием упадка. В случае патологического развития личности обнаруживается маниакально-депрессивный психоз.
-
Эмотивный тип живет чувствами, переживая весь диапазон эмоциональных состояний, легко заражаясь настроением других людей и испытывая влияние произведений искусства.
-
Аффективно-экзальтированный тип включает в себя людей тонких и впечатлительных, которым иллюзорный мир нередко заменяет реальность.
-
-
Формирование характера
Связь между искажениями стиля родительского воспитания и акцентуациями
-
Потворствующая гиперпротекция (высок контроль и нет запретов) часто развивается истероидность или гипертимность.
-
Доминирующая гиперпротекция (высокий контроль, чрезмерно много запретов) у психастеников, сензитивов и астено-невротиков усиливаются астенические черты, а гипертимы проявляют стремление эмансипироваться от родителей (например, побеги из дому).
-
Эмоциональное отвержение со стороны родителей формирует эпилептоидную акцентуацию; а на фоне изначальной эмоционально-лабильной, сензитивной или астено-невротической акцентуации усиливается декомпенсация, приводя к появлению устойчивых невротических расстройств.
-
Повышенная моральная ответственность (высокие требования к подростку сочетаются с пониженным вниманием к нему) приводит к появлению психастенической акцентуации.
-
Стиль безнадзорности (ослаблены и контроль, и запреты, и требования, и удовлетворение потребностей детей родителями) приводит либо к появлению гипертимной акцентуации, либо у детей более слабого психического склада неустойчивой или конформной акцентуации.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.