Содержание
-
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
Старовойт Наталья Васильевна, к.п.н., доцент, NStarovoit@kantiana.ru
-
Предмет, задачи психологии развития
Возрастная психология – отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. Объект изучения – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Предмет изучения – возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.
-
Великие о возрасте
Молодые люди мечтают. Старики вспоминают (Луи Арагон, фр. писатель) Каждый в юности считает, что мир, собственно, начался с него и все только для него существует (И.В. Гёте) Мне за тридцать, и я уже обледенел на треть (Мэтью Арнольд, англ. поэт, педагог, критик)
-
Великие о жизни
Приход наш и уход загадочны, - их цели все мудрецы Земли осмыслить не сумели. Где круга этого начало, где конец, откуда мы пришли, куда уйдем отселе? Омар Хайям
-
Структура (разделы) возрастной психологии
Психология младенца Психология раннего возраста Дошкольная психология Психология младшего школьника Психология подростка Психология юности Психология среднего возраста (взрослости) Психология старости (геронтопсихология)
-
Теоретические задачи возрастной психологии (по И.В. Шаповаленко)
изучение движущих сил, источников и механизмов ПР на всем протяжении жизненного пути человека периодизация ПР в онтогенезе изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.) установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний исследование возрастного развития личности, в т.ч. в конкретных исторических условиях
-
Практические задачи возрастной психологии
определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека создание службы систематического контроля за ходом ПР, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях (возрастно-психологическое консультирование) возрастная и клиническая диагностика выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека наиболее оптимальная организация образовательного процесса, непрерывного образования (в т.ч. ориентированного на людей среднего и пожилого возраста)
-
«Рождение» психологии развития
На рубеже XIX-XX вв. возрастная психология (психология развития) выделилась в самостоятельную область знаний в качестве детской психологии. Вышедшая в 1882 г. книга немецкого биолога В. Прейера «Душа ребенка» считается отправной точкой систематических научных исследований ПР в детстве.
-
Организация (построение) эмпирического исследования
Метод срезов наиболее специфичен по отношению к задача возрастной психологии. Метод срезов – это констатация (измерение) состояния объекта на разных этапах его развития. Метод поперечных срезов – сравнение людей разного возраста. Метод продольных срезов (лонгитюдное исследование) – прослеживание изменений психологических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени.
-
Методы исследования
Основные методы исследования в возрастной психологии: наблюдение и эксперимент Вспомогательные методы: беседа, интервью, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности, социометрические методики и др.
-
Основные понятия
Ключевое понятие «развитие» Развитие – изменение, переход от простого к более сложному, от низшего к высшему. Это процесс, в котором постепенно накопление количественных изменений приводит к качественным изменениям. Развитие психики (ПР) – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
-
Созревание и рост – изменения количественные, служащие основой развития качественных изменений. Рост – количественное изменение, усовершенствование какой-либо функции (пример: рост запаса слов) Созревание – психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в ЦНС и других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определенные ограничения.
-
Типы развития (по Л.С. Выготскому)
Преформированный: стадии и результат развития запрограммирован Непреформированный: путь развития заранее не предопределен По какому типу происходит развитие психики человека? Почему?
-
Виды психического развития
Филогенез психики (филогенетическое развитие) – становление структур психики в ходе биологической эволюции или социокультурной истории человечества. Онтогенез психики (онтогенетическое развитие) – формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида. Пренатальное развитие, эмбриогенез психики рассматривается как своеобразный адаптационный период, т.е. период приспособления организма к окружающей среде. Функциональное развитие психики – развитие психических функций; возникновение нового уровня решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических и др. задач, процесс овладения новыми умственными действиями, понятиями и образами. Это составная часть онтогенетического становления психических процессов человека.
-
Нормативное психическое развитие. Нормативность развития предполагает, что речь идет об общем, присущем большинству людей данного возраста характере изменений. Индивидуальное развитие связано с вариативностью нормы, с выявлением уникальности личности, с указанием на своеобразие некоторых ее способностей.
-
Основные понятия
Психологический возраст – стадия развития индивида в онтогенезе; объективная, исторически изменчивая хронологически и символически фиксированная. В зависимости от метода периодизации, от избранного основания (единицы периодизации) в разных психологических школах выделяются отличающиеся психологические возрасты.
-
Характерные возрастные события на различных этапах онтогенеза человека
-
Периодизация психического развития
Младенчество 0-1 г. Раннее детство 1-3 г. Дошкольный возраст 3-6(7) л. Младший школьный возраст 6(7) – 10 л. Подростковый возраст 10-15 л. Юность: 1 период 15-17 л., 2 период 17-21 г. Зрелый возраст: 1 период 21-35 л, 2 период 35-60 л. Пожилой возраст 60-75 л. Старческий возраст 75-90 л. Долгожители свыше 90 л.
-
Система понятия для описания ПР
Предпосылки ПР – биологические особенности организма человека. Источник ПР – социальная среда. Факторы ПР – ведущие детерминанты развития. Условия развития – деятельность и общение ребенка Движущая сила ПР – внутренние противоречия. Закономерности ПР – общие правила развития психики. Показатели ПР – критерии, «мерки» развития.
-
Понятие возраста
Возраст- это неотъемлемое качество человека, атрибут человеческого существования, протекающего во времени. Различают: Хронологический возраст (паспортный, календарные, абсолютный) – показатель, отражающий количество временных единиц, отделяющих момент возникновения объекта от момента измерения его возраста. (Удаленность от рождения) Биологический возраст – соответствие индивидуального морфофункионального уровня некоторой среднестатистической норм данной популяции, отражающее неравномерность развития, зрелости и старения различных физиологическихсистем и темп возрастных изменений адаптационных возможностей организма. БВ как положение индивида относительно его /ее потенциальной продолжительности жизни. (Удаленность от момента смерти)
-
Психологический возраст - конкретная, ограниченная во времени ступень психического развития, характеризующаяся совокупностью закономерных физиологических и психических изменений, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей. Определяется путем соотнесения уровня ПР с соответствующими нормативными среднестатистическими симптомокомлексами (умственный, эмоциональный, нравственный, психосоциальный и т.д). В зависимости от метода периодизации, от избранного основания (единицы периодизации) в разных психологических школах выделяются отличающиеся психологические возрасты. Социальный возраст - набор нормативных ролевых характеристик, производных от возрастного разделения труда и социальной структуры общества. Определяется путем соотнесения уровня овладения индивидом определенными социальными ролями с тем, что является статистически нормальным для его сверстников в конкретной общности. Биологический, психологический, социальный возрасты – разновидности условного возраста Всегда ли совпадают эти возраста в развитиичеловека?
-
Показатели психологического возраста
Социальная ситуация развития – система значимых для ребенка социальных отношений. Ведущая деятельность– деятельность, определяющая развитие ребенка. Психологические новообразования – психические и социальные приобретения ребенка. На каждом этапе неповторимы
-
Общая схема возрастного развития от рождения до начала юности
-
Возрастная дискриминация
Дискриминация (лат. Discriminatio) – различение. Ограничение в правах, лишение равноправия. Возрастная дискриминация = эйджизм Это предубеждения против пожилого возраста. Термин «эйджизм» предложил в 1969 г. амер. социолог Р.Н. Батлер.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.