Содержание
-
Психология индивидуальных различий (или дифференциальная психология)
-
План лекции
- Общие представления об индивидуальности (индивид, личность, индивидуальность)
- Истоки психологии индивидуальных различий.
- Предмет и задачи дифференциальной психологии.
- Основные направления и методы исследований современной дифференциальной психологии.
- Темперамент
- Характер
-
Индивид
- Человек, как единичное природное существо, представитель вида homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных, прежде всего биологически обусловленных черт.
- Само понятие "индивид" отвечает прежде всего на вопрос, в чем данный человек подобен всем другим людям? То есть указывает на объединение данного человека с человеческим видом.
- Индивидные свойства человека (тип нервной системы, задатки, состояние здоровья и т. д.) необходимо учитывать при профориентации, профотборе и осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании.
-
Индивидуальность
- Это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
- С.Л. Рубинштейн: "человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств... человек есть личность, поскольку у него есть свое лицо"
-
Личность
(от лат. persona) результат процесса воспитания и самовоспитания, термин подразумевающий
- человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, вшироком смысле слова)
- устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Личность — это индивид, осознающий свою индивидуальность.
-
- это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. (С.Л.Рубинштейн)
- это динамическая организация тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление. (Г.Олпорт, Р. Кеттел, Г. Айзенк)
- результат взаимодействия поведения и факторов окружающей среды; центральную роль играют когнитивные компоненты (А. Бандура, Дж. Роттер)
- личность определяется через иерархию потребностей (А. Маслоу)
- личный мир переживаний человека (К. Роджерс) и др.
-
Психология индивидуальных различий
Это раздел психологической науки, изучающий особенности индивидов или групп людей, объединяемых каким-нибудь общим признаком (возраст, пол, класс, этническая группа и т.п.), а так же – природу, источники и последствия различий этих индивидов.
-
Истоки дифференциальной психологии
- Гипократ (род. ок. 460 в. до н.э.) – учение о четырех типах темперамента.
- Систематизированное описание индивидуальных особенностей поведения принадлежит ученику Платона Теофрасту (род. ок. 370 до н. э. ) и изложено в трактате «Характеры».
- Работы Ч. Дарвина 30х – 60х гг. XIXв.
- Первые систематические исследования индивидуальных различий были проведены английским ученым Ф. Гальтоном во второй половине XIXв.
- В 1900 г. в своей работе «О психологии индивидуальных различий» Штерн предложил название «дифференциальная психология».
- В 1904 г. во Франции появляется новая процедура оценки уровня развития способностей А. Бине (предложил в качестве показателя интеллектуального развития использовать умственный возраст — соответствие уровня развития ребенка средним показателям детей определенной возрастной группы).
- В 1912 г. немецким психологом В. Штерном был предложен широко применяемый вплоть до нашего времени показатель интеллектуального развития, который численно равен отношению умственного возраста ребенка к его хронологическому возрасту. Этот показатель получил название коэффициента интеллекта (IQ).
- Дальнейшее развитие дифференциальной психологии связано с такими именами, как Г. Айзенк, Р. Кеттелл, А. Анастази, Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын и др.
-
- Номотетический подход (акцент ставится на вскрытии причиннооследственных связей и закономерностей, объясняющих поведение человека )
- Идеографический подход (акцентирование уникальности каждой личности, описанию ее своеобразия и особенностей)
-
Основные задачи
- Выделение наиболее существенных, информативных психологических характеристик человека, изучение их структуры.
- Изучение пределов, в которых психологические признаки изменяются (межиндивидуальная вариативность).
- Изучение различий между группами людей.
- Выявление факторов, лежащих в основе индивидуально-психологических различий.
-
-
Черты личности
- Задатки — врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей.
- Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения. В отечественной психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования способностей внес Б. М. Теплов.
- Одаренность — это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. Это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности».
-
Методы дифференциальной психологии
- Аппаратные методы (предназначены, в основном, для изучения психофизических основ поведения человека).
- Психогенетические методы (применяются для выявления причин возникновения индивидуальных психических особенностей).
- Собственно, психологические методы (наблюдение, эксперимент, тест и др.).
-
Собственно психологические методы
- Наблюдение
- Эксперимент
- Беседа
- Тесты и опросники
-
Основные разновидности тестов личности
- Личностные опросники (MMPI, 16 факторный опросник Кеттела, тест Гилфорда на социальный интеллект и т.п.)
- Проективные методики (Пятна Роршаха,ТАТ, рисуночные методики и т.п.)
-
Темперамент
- Это устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.
- Это индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека, и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания. Темперамент слабо меняется в течение жизни.
От темперамента человека зависят:
- скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.);
- пластичность и устойчивость психических явлений, легкость их смены и переключения;
- темп и ритм деятельности;
- интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);
- направленность психической деятельности на определенные объекты (экстраверсия или интроверсия).
-
Темперамент: «надлежащее соотношение частей»
- холерик — сильный, неуравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности;
- флегматик — сильный, уравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности;
- меланхолик — слабый, неуравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности;
- сангвиник имеет сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности.
-
Характер
Структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда.
-
Акцентуации характера
- это крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт.
- акцентуация характера при весьма неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии, но отождествлять ее с патологией неправомерно.
-
Характер и темперамент
- характер формируется в процессе жизни, а темперамент возникает биологически (при рождении).
- темперамент отличается стабильностью, характер постоянно меняется.
- характер зависит от мотивов и воли, темперамент - нет.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.