Содержание
-
«Формирование школьной мотивации младших школьников с задержкой психического развития»Выполнила:Луценко Л.В., учитель начальных классов
«Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения» П.Я. Гальперин
-
Проблема: каковы условия формирования учебной мотивации младших школьников?
-
Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования. Цель исследования: формирование школьной мотивации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
-
В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. В качестве одного от таких средств, следует, на наш взгляд, рассматривать формирование у учеников уже с первых дней обучения в школе адекватной учебной мотивации. Проблеме мотивации учения уделяется пристальное внимание в отечественной педагогике. Важность ее решения определяется тем, что мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса. В психолого-педагогической литературе не удалось встретить прямого определения термина «учебная мотивация». По всей видимости, это связано с терминологической неясностью, которая существует в общей психологии. Косвенно, удалось выяснить, что термины «учебная мотивация», «мотивация учения», «мотивация деятельности учения», «мотивационная сфера ученика» используются как синонимы в широком или узком смысле. В первом случае, эти термины обозначают всю совокупность мотивирующих факторов, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (Маркова А.К.). Во втором случае, данными терминами обозначают довольно сложную систему мотивов (Ляудис В.Я., Матюхина М.В., Талызина Н.Ф.).
-
База исследования: исследование проводилось в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 города Льгова» . В эксперименте участвовали дети младшего школьного возраста (15 человек) и дети младшего школьного возраста в учреждении «Центр Ступени» (5 человек с задержкой психического развития)
-
В ходе эксперимента проводилась диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов по методикам:-оценка уровня школьной мотивации учащихся начальных классов (разработана Н.Г. Лускановой); -методика «Направленность на отметку», предложенная Е.П. Ильиным, Н.А. Курдюковой ;-методика «Направленность на приобретение знаний», предложенная Е.П. Ильиным и Н.А. Курдюковой;-методика Г.Н. Казанцевой для изучения мотивов учения.
-
Результаты диагностики мотивации учения младших школьников «Направленность на приобретение знаний»
Направленность на проиобретение знаний показали 5 учащихся(33%), а направленность на отметку-10 учащихся(67%)
-
Учащиеся положительно отреагировали на методику, прини-мали активное участие в выполнении задания, но особого интереса к полученным результатам отмечено не было. Таким образом, мы видим, какую важную мотивационную роль играют получаемые школьниками отметки. Отметка в качестве ведущего мотива обучения выступает у более половины младших школьников с ЗПР, а познавательный интерес называется очень редко .Такая ситуация не очень благоприятна для процесса обучения, так как ответственность и трудолюбие школьников слабо связаны с мотивом отметки по сравнению с познавательным интересом.
-
Можно предположить, что школьники воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Это свидетельствует о том, что первоначально социальный смысл учебной деятельности заключен для детей не столько в результате, сколько в самом учебном процессе.
-
Результаты диагностики мотивации учения младших школьников по методике Г.Н. Казанцевой
Проведенные исследования констатируют: практически у всех младших школьников с задержкой психического развития присутствуют учебные мотивы. Вместе с тем, эти мотивы не являются у них доминирующими в мотивационной иерархии. У младших школьников рассматриваемой категории представлены мотивы самоуправления и самоуважения, а также узколичные мотивы престижа и благополучия. Младшие школьники осознают значимость учения для будущего, но побуждают их мотивы, связанные с повседневной жизнью. Между тем, не все мотивы осознаются младшими школьниками в равной степени. В частности, они плохо осознают учебные мотивы, непосредственно связанные с процессом обучения (умение мыслить, рассуждать). Весьма значимой для учащихся является оценка, имеющая большую побудительную силу, хотя ее значение осознают не все младшие школьники. Поэтому важность коррекционной работы состоит в том, чтобы понимаемые мотивы учащихся сделать побуждаемыми, реально действующими.
-
Т.о., исследование позволило сделать следующие выводы:1. Наиболее эффективное формирование учебных мотивов обеспечивается благодаря такому построению обучения, которое направлено на развитие познавательных процессов младших школьников.
-
2. При правильном построении коррекционной работы важную роль в развитии учебной мотивации начинает играть уровень сформированности познавательных процессов и успешность обучения младших школьников. В связи с этим, особое значение приобретает использование адекватных форм оценки, результатов, достигаемых детьми. Прежде всего, это относится к качественной оценке.
-
З. В условиях специального коррекционного обучения закономерности развития учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития приближаются к закономерностям, характерным для нормально развивающихся сверстников.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.