Содержание
-
МОНИТОРИНГ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Подготовила: КушниренкоО.В. учитель начальных классов МБОУ « Лицей№1 им.А.П.Гужвинаг.Камызяк»
-
МОНИТОРИНГ
Мониторинг – профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо объекта, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.
-
Функции психолого-педагогическогомониторинга
• Определение уровня развития того или иного умения • Отслеживания динамики развития образовательных компетенций по показателям и в целом Диагностическая • Наличие критериев эффективности решения поставленных задач (что такое «хорошо») Оценочная • Критерии успешности работы учителя Контрольная
-
Предмет данного мониторинга
метапредметные универсальные учебные действия на разных этапах своего формирования. Регуля- тивные УУД Позна- вательные УУД Комму- никативные УУД
-
Цель мониторинга уровня сформированности УУД:
получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
-
Критерии сформированности основных видов универсальных учебных действий:
- показательность конкретного вида универсальных учебных действий для общей характеристики уровня развития класса;- учет системного характеравидов универсальных учебных действий;- учетвозрастной спецификивидов универсальных учебных действий; - возможности объективированиясвойств универсальных учебных действий при решении типовой задачи, их качественной и количественной оценки.
-
Система критериев и показателей уровня сформированности УУД
Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают: соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям; сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся. Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.
-
Задачи мониторинга:
Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД; Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД; Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД; Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования; Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения; Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.
-
Объекты мониторинга:
Универсальные учебные действия младших школьников; Психолого- педагогические условия обучения; Педагогические технологии, используемые в начальной школе.
-
Условия реализации программы мониторинга
банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс.
-
Срок реализации программы
4 года (начальная ступень образования). Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование(научный метод, применяемый в социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии — людей) в течение времени) направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального образования.
-
Какую информацию получаетучитель?
-
Области применения данных мониторинга:
данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.
-
Методы сбора информации:
анкетирование; тестирование; наблюдение; беседа.
-
Список методик для мониторинга
«Лесенка» (1- 4 класс). Оценка школьной мотивации (1-2 класс). Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева) ( 3 - 4 класс.) «Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс). «Незаконченные предложения» (3-4 класс).
-
Диагностические методики
«Лесенка» Цель: выявление уровня развития самооценки. Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение. Возраст: 1- 4 класс. Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос. Учащимся предлагается следующая инструкция: Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек (психолог показывает на доске). На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть- чуть получше, на третей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят саамы лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа? Критерии оценивания: 1-3 ступени – низкая самооценка; 4-7 ступени – адекватная самооценка; 8-10 ступени – завышенная самооценка.
-
АНКЕТА ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПО ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ(Н. Лусканова)
Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности. Может быть использован в работе со школьниками 1—4-х классов. Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.
-
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА)
Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева. Возраст: 9- 14 лет Форма проведения: фронтальный письменный опрос Оцениваемое УУД: личностное УУД, смыслообразование, школьная мотивация.
-
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»,
Цель: выявить нравственные представления учеников. Оцениваемые УУД:выделение морального содержания действий и ситуаций.
-
Методика «Незаконченные предложения»
Цель: выявить отношение нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные качества (самокритичность, коллективизм, самостоятельность, честность, принципиальность, справедливость). Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций. Возраст: младшие школьники Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
-
Методика КТО Я? (модификация методики Куна)
Цель: выявление сформированностиЯ-концепции и СО. Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения. Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет) Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.
-
Рефлексивная самооценка учебной деятельности.
Цель: выявление рефлексивности самооценки в учебной деятельности. Оцениваемые УУД: личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности. Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет) Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.
-
«Шкала выраженности учебно-познавательного интереса»
Цель: определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса. Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся. Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет) Форма (ситуация оценивания): опросник для учителя.
-
Адаптированный и модифицированный вариант методики Александровской Э.М. для изучения процесса адаптации
Цель: методика предназначена для выявления эффективности учебной деятельности, успешности усвоения норм поведения и социальных контактов, эмоционального благополучия сформированных у младших школьников. Может быть использован в работе со школьниками 1-5 классов. Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, самоопределения школьников. Форма: методика (заполняется учителем).
-
Опросникмотивации
Цель: опросник предназначен для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности. Может быть использован в работе со школьниками 2-5 классов. Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося. Форма: опросник.
-
Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха.(Рефлексивная оценка – каузальная атрибуция неуспеха)
Цель: выявление адекватности понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности. Оцениваемые УУД: личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности. Возрастная группа: ступень предшкольного образования (6,5 – 7 лет) Форма оценивания: индивидуальная беседа.
-
Задание на выявление уровня моральнойдецентрации (Ж.Пиаже)
Цель: выявление уровня моральной децентрации как способности к координации (соотнесению) трех норм – справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на основе принципа компенсации. Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания, уровень моральной децентрации как координации нескольких норм. Возраст: ступень окончания начальной школы (10-10,5 лет)
-
Моральная дилемма ( норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами)
Цель: выявление усвоения нормы взаимопомощи. Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания - Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка Метод оценивания: беседа
-
Анкета «Оцени поступок»(дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004)
Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм. Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций. Возраст: младшие школьники Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
-
Протокол от 201 3 г. учитель: Кушниренко О.В. 2 «в» класс Уровень сформированности универсальных учебных действий у учащихся:
-
Протокол от 201 3 г. учитель: Кушниренко О.В. 2 «в» класс Уровень сформированности универсальных учебных действий у учащихся:
-
Рекомендации: Для развития регулятивных способностей необходимы: развивающие игры на внимание. занятия по развитию внимания и памяти. Для развития коммуникативных способностей нужно: постараться создать в классе атмосферу взаимной доброжелательности и взаимопомощи, только при этом каждый ребенок сможет чувствовать себя среди сверстников спокойным и уверенным в себе; стремитесь привлечь каждого ребенка в классе к общим делам, участие которых способствует возникновению общих проблем и переживаний, и в конечном итоге – большему объединению детей в классе; используйте в работе с детьми коллективные игры, развивающие мышление, творческую активность, а так же деятельный подход, работу в парах, группах; проводите беседы на тему «этикет», «как правильно общаться».
-
Протокол от 2013 г. учитель: Кушниренко О.В. 2 «в» класс Методика: Карта диагностики уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий результаты диагностики:
-
Анализ диагностики:
-
Рекомендации: Для развития коммуникативных способностей нужно: постараться создать в классе атмосферу взаимной доброжелательности и взаимопомощи, только при этом каждый ребенок сможет чувствовать себя среди сверстников спокойным и уверенным в себе; стремитесь привлечь каждого ребенка в классе к общим делам, участие которых способствует возникновению общих проблем и переживаний, и в конечном итоге – большему объединению детей в классе; используйте в работе с детьми коллективные игры, развивающие мышление, творческую активность, а так же деятельный подход, работу в парах, группах; проводите беседы на тему «этикет», «как правильно общаться».
-
Протокол от 2013 г. учитель: Кушниренко О.В. 2 «в» класс Цель: Изучение уровня сформированности внимания и самоконтроля учащихся. Оцениваемые универсальные учебные действия: Регулятивное действие контроля. Методика: «Проба на внимание» (П.Я.Гальперин и С.Л.Кабыльницкая)
-
Анализ результатов тестирования: У 0 % – высокий уровень сформированности внимания и самоконтроля. У 22 % (5 человек) – средний уровень сформированности внимания и самоконтроля. У 78 % (18 человек) – низкий уровень сформированности внимания и самоконтроля. Для того чтобы успешно справиться с заданием учащимся не требовалось знания правил, но были необходимы внимание и самоконтроль. Типичные ошибки: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловые ошибки и т.п. Рекомендации: рекомендованы развивающие игры и занятия по развитию внимания и памяти.
-
Протокол от 2013 г. учитель: Кушниренко О.В. 2 «в» класс Цель: Выявить уровень развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей. Методика: Зрительно-моторный гештальт тест БЕНДЕР результаты диагностики:
-
Анализ результатов тестирования: У 22 % (5 человек) – уровень развития выше нормы У 17 % (4 человек) – норма У 61 % (14 человек) – уровень развития ниже нормы Рекомендуется дополнительный анализ причин подобной неуспеваемости с использованием других методик.
-
Протокол от 2013 г. учитель: Кушниренко О.В. 2 «в» класс Цель: С помощью методики изучить самооценку учащихся, т.е. дети оценивают себя, свои возможности, свои способности, черты своего характера и т.д. Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение. Методика: измерение самооценки по методике Дембо – Рубинштейн. результаты исследования:
-
Анализ: Из 23 обследуемых учащихся было выявлено: У 34 % (8 человек) - Завышенная самооценка, это дети которые во всем стремятся быть лучше других, иногда могут быть агрессивными по отношению к другим, которые тоже хотят быть лидерами. У 66 % (15 человек) - Адекватная самооценка, т.е. средний уровень. Это в основном активные, находчивые, бодрые, общительные дети, им свойственно чувство юмора, желание идти на контакт. Наиболее благоприятными с точки зрения личностного развития являются следующие результаты: средняя или высокая при умеренной степени дифференцированности
-
Протокол от 2013 г. учитель: Кушниренко О.В. 2 «в» класс Цель: Выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности. Оцениваемые универсальные учебные действия: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи Методика: Задание «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель», Возрастно-психологическое консультирование…, 2007).
-
Анализ результатов тестирования: У 17 % (4 человека) – высокий уровень коммуникативно-речевых действий. Узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности, указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом. У 17 % (4 человека) – средний уровень коммуникативно-речевых действий. Имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание. У 66 % (15 человек) – низкий уровень коммуникативно-речевых действий. Узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера. Рекомендации:Больше вовлекать детей в совместную деятельность для участия в мероприятиях, проходивших в классе, в школе. Хвалить детей, за какие – либо успехи, если даже незначительные в присутствии других учащихся класса.
-
Протокол от 2013 г. учитель: Кушниренко О.В. 2 «в» класс Цель: Выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера). Оцениваемые универсальные учебные действия: Коммуникативные действия. Методика:Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.)
-
Анализ результатов тестирования: У 22 % (5 человек) – Низкий уровень коммуникативных действий. Ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в задании 1) или выбора (задания 2 и 3), соответственно исключает возможность разных точек зрения; ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной. У 56 % (13 человек) – Средний уровень коммуникативных действий. Частично правильный ответ — ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не может обосновать свои ответы. У 22 % (5 человек) – Высокий уровень коммуникативных действий. Ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое мнение.
-
Протокол от 2013 г. учитель: Кушниренко О.В. 2 «в» класс цели: Определить степень овладения логическими операциями: выделением существенного, классификацией, обобщением и аналогией. методы: Методика исследования словесно-логического мышления. результаты диагностики:
-
Анализ диагностики: Рекомендации: рекомендованы развивающие занятия по развитию логического мышления, внимания и памяти.
-
Протокол от ___________ 2013__г. учитель: Кушниренко О.В. 2 «в» класс Проблема: Выявить уровень школьной мотивации ребенка в школе. Цель: Изучение школьной мотивации учащихся. Методика: «Анкета для оценки уровня школьной мотивации» (по Н.Г.Лускановой)
-
Анализ анкеты: В результате исследования были выявлены следующие показатели: У 17 % - (4 чел.) первый уровеньшкольной мотивации, т.е. высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У 22 % - (5 чел.) второй уровеньшкольной мотивации, т.е. хорошая школьная мотивация. У 48 % - (11 чел.) третий уровеньшкольной мотивации, т.е. положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. У 13 % - (3 чел.) четвертый уровеньшкольной мотивации, т.е. низкая школьная мотивация. У 0 % - (0 чел.) пятый уровеньшкольной мотивации, т.е. негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Рекомендации: Необходима работа по повышению мотивации учащихся к учебе и заинтересованности в том или ином предмете.
-
Протокол от 2013 г. учитель: Кушниренко О.В. 2 «в» класс Цель: Выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи. Оцениваемые универсальные учебные действия: Действия нравственно-этического оценивания – выделение морального содержания ситуации; учет нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений. Методика: Методика «Моральные дилеммы». (Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи).
-
Рекомендации: Проводите беседы на тему «этикет», «как правильно общаться», «права и обязанности учащихся», «права и обязанности человека», «семейные традиции» и т.п.
-
Протокол от ___________ 2013__г. учитель: Кушниренко О.В. 2 «в» класс Цель: Выявить мотивационные предпочтения в учебной деятельности. Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося. Методика: «Опросник мотивации»
-
анализ анкеты: 0. Пик на шкале «негативное отношение к школе» – 30% (7 чел.)1. Пики неадекватной мотивации (внешняя, социальная -одобрение) – 4%(1 чел.)2. Нет явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы – 22% (75 чел.)3. Пики учебно-познавательной и социальной мотивации. Низкие показатели негативного отношения к школе – 44% (10 чел.)
-
Протокол от 2013 г. учитель: Кушниренко О.В. 2 «в» класс Цель: Выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм. Оцениваемые универсальные учебные действия: Выделение морального содержания действий и ситуаций Методика: Анкета «Оцени поступок». (Дифференциации конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004)).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.