Содержание
-
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В РАМКАХ ОБЛАСТНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ «ШКОЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ КАК ОСНОВА ПОЗИТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА» педагог-психолог: Нехлопочина О.В.
-
разработка и внедрение психолого-педагогических технологий разрешения конфликтных ситуаций в образовательный процесс как условие гармоничного развития взаимоотношений участников образовательного процесса.
-
Проведение теоретического анализа содержания понятия «медиация», методологических аспектов конфликтологии, психологических характеристик конфликтоустойчивости. Выявление частоты возникновения и характера конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса. Исследование эмоционального отношения обучающихся к школе, к своим классным руководителям, наличия каких-либо неприятностей, связанных с обучением и посещением школы, возможных причин их возникновения; Исследование личностных характеристик обучающихся и педагогов, провоцирующих конфликтное поведение. Разработка и внедрение в практику новых методов и форм работы по профилактике бесконфликтного поведения и регулированию возникших конфликтных ситуаций. Разработка учебно-методического комплекса по реализации метода школьной медиации.
-
Гипотеза:Внедрение в образовательный процесс инновационных форм и методов разрешения конфликтных ситуаций позволит сформировать позитивное межличностное отношение и взаимодействие участников образовательного процесса. Объект исследования:индивидуально-психологические особенностиучащихся образовательных учреждений среднего и старшего звена, вызывающие конфликтные ситуации. Предмет исследования: школьная медиация как новая форма организации гармоничных взаимоотношений участников образовательного процесса. Сроки экспериментального исследования Начало – июнь 2008 г., Окончание – декабрь 2010
-
Первый этап. Организационно-методический (июнь – октябрь 2008): - подготовка документации по ведению экспериментальной площадки; - разработка должностных инструкций участников эксперимента; - разработка программы экспериментальной работы; - поэтапное планирование экспериментальной деятельности; - разработка и подбор диагностических методик, их систематизация и апробация; - разработка элективного курса по конфликтологии для учащихся; - разработка программы повышения квалификации для педагогов «Психологические основы позитивного взаимодействия»; - создание материально-технической базы эксперимента; - разработка программы семинаров по конфликтологии для педагогов и родителей; - пилотажное исследование с целью выбора диагностических методов и методик для изучения психологических критериев конфликтности и их проявления в поведении.
-
Второй этап. Диагностический (октябрь 2008 – январь 2009): - диагностика психологического климата школьной среды; - мониторинг психологического взаимодействия педагогов; - выявление факторов, способствующих возникновению конфликтных ситуаций; - изучение конфликтности на трех уровнях: эмоциональном, когнитивном, поведенческом у участников экспериментальной группы. Методы исследования индивидуально-психологических особенностей обучающихся, провоцирующих конфликтное поведение: 1. Метод теоретического анализа. 2. Наблюдение. 3. Беседа. 4. Экспериментальный метод (констатирующий, формирующий и контрольный). 5. Методики: Анкета «Роль конфликта в моей школьной жизни» по выявлению конфликтных ситуаций для школьников, состоящая из 12 вопросов (разработана на кафедре психологии развития и коррекции личности ЛИРО). Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки Методика «Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина». Экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, О.А.Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой
-
Третий этап-Разработка программы учебного курса для подростков «Медиация или как построить мир без конфликтов», в задачу которого входило ознакомление обучающихся с основными принципами современной конфликтологии, с концепцией культуры мира и толерантных отношений, ориентированных на взаимопонимание и мирное урегулирование конфликтов. Четвертый этап (с января 2009г – по июнь 2010г) проведение формирующего эксперимента с внедрением в практику процедуры медиации, тренингов бесконфликтного поведения, семинаров по обучению навыкам мирного разрешения конфликтов, мастерской психологического консультирования, проектной деятельности классного руководителя и учебного курса для подростков«Медиация или как построить мир без конфликтов»
-
Пятый этап – (с сентября 2010г. – по декабрь 2010г.) итоговая диагностика конфликтности на трёх уровнях: эмоциональном, когнитивном, поведенческом; количественный и качественный анализ эксперимента; отражение результатов экспериментальной работы в публикациях, выступлениях, отчётах; обобщение и распространение полученного опыта
-
Учебно-тематический план курса2009-2010 уч.г.Модуль 1. Навыки общения. Общение. Структура и средства общения. Невербальные средства общения. Речевые средства общения. Стили общения. Этикет.Модуль 2. Конфликты и пути их разрешения.Конфликт. Причины конфликтов. Виды, типы и последствия конфликтов. Структурные элементы конфликта. Стили поведения в конфликте. Процесс развития конфликта. Психологические защиты. Психологические защиты (продолжение). Истинные цели агрессии. Предотвращение конфликта. Правила поведения и общения в конфликтной ситуации.Модуль 3. Медиация.Медиация. Как стать школьным медиатором? Медиаторы-ровесники и медиаторы-наставники – кто они? «Ура, медиации!» или как построить мир без ссор.Итого: лекции-18ч.; практических занятий-16ч.
-
Результаты анкетирования обучающихся на втором и на пятом этапе экспериментального исследования«Роль конфликта в моей школьной жизни»
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Результаты диагностики обучающихся на втором и на пятом этапе экспериментального исследования«Диагностика показателей и форм агрессии (А.Басса и А.Дарки)
-
-
-
Результаты диагностики обучающихся на втором и на пятом этапе экспериментального исследования«Стратегия поведения в конфликте (К.Томас)»
-
-
-
Тест «Стратегия поведения в конфликте»
-
совсем не согласен - 1 балл не согласен - 2 балла скорее согласен - 3 балла согласен - 4 балла полностью согласен - 5 баллов
-
Избегание эффективно в условиях: затрагиваемая проблема не столь важна для вас; вы чувствуете свою неправоту и правоту другого; оппонент имеет более высокий ранг; вы общаетесь со сложным собеседником; вам нужно выиграть время.
-
Приспособление эффективно в условиях:
когда вы чувствуете, что, немного уступая, вы теряете мало; когда надо смягчить ситуацию; когда вы понимаете, что итог намного важнее для другого, чем для вас; когда правота не на вашей стороне. искренне желание оказать поддержку оппоненту
-
Соперничество эффективно в условиях:
исход очень важен для вас; вы обладаете достаточным авторитетом и властью; когда вы находитесь в критической ситуации, которая требует быстрого, даже мгновенного реагирования; когда у вас нет иного выбора; вы точно уверены, что ваш вариант решения оптимален в данный момент
-
Компромисс эффективен в условиях:
когда у участников конфликта одинаковая власть и они имеют взаимоисключающие интересы; когда требуется быстрое или временное решение; когда другие подходы оказались неэффективными; когда компромисс позволяет сохранить взаимоотношения.
-
Сотрудничество эффективно в условиях:
решение проблемы очень важно для обеих сторон; у вас тесные и длительные взаимоотношения; у вас есть время поработать над проблемой; обе стороны имеют одинаковую власть или хотят проигнорировать различия в обладании реальной властью.
-
-
Стратегии поведения в конфликте.
-
Обучающий семинар педагогов-психологов, социальных педагогов и учителей в рамках экспериментальной площадки по медиации (январь 2010г.)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.