Презентация на тему "Харьковская психологическая школа"

Презентация: Харьковская психологическая школа
Включить эффекты
1 из 32
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.8
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Харьковская психологическая школа" по психологии, включающую в себя 32 слайда. Скачать файл презентации 1.39 Мб. Средняя оценка: 2.8 балла из 5. Для студентов. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по психологии

Содержание

  • Презентация: Харьковская психологическая школа
    Слайд 1

    Харьковская психологическая школа

    Доклад Мамедова Д. и Кувшинова Г.

  • Слайд 2

    План

    Введение Основные организации Харьковской школы Исследовательская программа ХГПИ в психологических исследованиях Харьковской группы

  • Слайд 3

    Харьков - столица Советской Украины в 1919-1934 гг.

  • Слайд 4

    В Харькове основную группу составили: москвичи А.Н. Леонтьев, Л. И. Божович, А.В. Запорожец, и харьковский психолог П.Я. Гальперин

  • Слайд 5

    М.С.Лебединский (москвич) же занимался пропагандой психогигиены, психотерапией

  • Слайд 6

    М.С.Лебединский занимался разработкой и внедрением в лечебную практику различных методов психотерапии, особенно методов аутогенной тренировки, психотерапии с применением закиси азота, методики групповой психотерапии

  • Слайд 7

    В городе с давними традициями исследований в области психиатрии, рефлексологии (В.В. Протопопов), гипноза и психотерапии (К.И. Платонов, И.З. Вельвовский), педологии (А.С. Залужный, П.Ю. Волобуев), психофизологии труда и психотехники (Ф.Р. Дунаевский, М.Ю. Сыркин, А.И. Розенблюм), на момент основания УПНА в 1930-31 гг. фактически не оказалось местных специалистов по психологии.

  • Слайд 8

    Деятельность психологов «круга Выготского» проходила в столичном Харькове при поддержке и под эгидой целого ряда медицинских, научных и образовательных организаций. Основных таких организаций было три:

  • Слайд 9

    1. Украинская Психоневрологическая Академия. Отделы:

  • Слайд 10

    « …решающим в психологическом развитии является образование высших, сложившихся на протяжении истории общества, интеллектуальных форм психологической деятельности человека... Изучение развития мышления, речи и практической деятельности в их взаимосвязи и отношению к другим психологическим функциям на разных генетических ступенях… …их изучение в распаде, наступающем вследствие функционального или органического страдания их материального носителя, головного мозга; эта задача осуществляется отделом клинической психологии» Гальперин

  • Слайд 11

    2. Украинский научно-исследовательский институт педагогики

    Секция психология успела решить лишь некоторые организационные ( уже летом 1934 г. столица Украины была переведена в Киев и вскоре за этим, в том же году Институт педагогики переехал в новую столицу)

  • Слайд 12

    3.Харьковский государственный педагогический институткафедра психологии.

    Психологические исследования на базе педагогического института с 1933 по 1936 г. не проводились.

  • Слайд 13

    Исследовательская программа

    Вторая среднеазиатская экспедиция Лурия Лурия делает доклад “К вопросу о психологическом исследовании распада речевых функций ” Работа целого ряда харьковских психологов была особенно близка к исследованиям круга Курта Левина Патпсихологические работы Выготского, Лурии и их сотрудников

  • Слайд 14

    исследования по изучению изменчивости поведения дафний, проведённых в 1933-1934 гг. (Леонтьев, Ф.В. Бассин и Н.Н. Соломаха)

  • Слайд 15

    Работы по многим, перечисленным, успешно разрабатываемым, темам вышли в свет

    "Наивный опыт ребенка и усвоение школьных знаний" (Божович) "Речь ребенка и речь учителя« (Свердликовский) "Значение словесных научных формилировок, изучаемых детьми в школе, в усвоении знаний" (Аснин) "Психологический анализ забывания" (Зинченко) "Лабораторные опыты в школе и их значение в усвоении знаний" (Мистюк) "Психология процесса преодоления неадекватного понимания ребенком школьного материала" (Хоменко) "Связь теоретических знаний с практикой ребенка как проблема построение интереса" (Запорожченко)

  • Слайд 16

    Исследования “практического интеллекта” проводили:

    Аснин (“Своеобразие двигательного навыка в зависимости от способа его образования”), Божович (“Речь и практический интеллект”), Гальперин (“Психологическое различие между орудиями и средствами и его значение”), Запорожец и Зинченко (“Исследование значения функции практической деятельности ребёнка”), Леонтьев (“Проблемы преграды и обходного движения в поведении”), Леонтьев и Аснин(“ Переносная функция интеллекта”), и РозенблюмиСоломаха (“Развитие мотивов практической деятельности ребёнка”), О.С Марголиc. и Г.И.Волошин (“Практический интеллект дементных больных”).

  • Слайд 17

    Исследования в области изучения взаимоотношения мышления и речи:

    Работа Божович (“Речь и практический интеллект”), Божович и Зинченко (“Овладение детьми понятийными формами мышления”), Запорожца (“Доречевые формы мышления”), Лукова (“Осознание речи в развитии дискурсивного мышления ребёнка”), Лукова и Запорожца (“Развитие рассуждения у ребёнка”), а также исследование Лебединского и Волошина (“Речь и мышление шизофренических больных”). Серия клинических исследований афазии – Козис (“Парафазия афазиков”), Козис, Марголис и А.Б. Горелик (“Детализация методик для исследования афазии”), В.В. Шостакович и Волошин (“Психологическая характеристика комбинированных афазий”); шизофрении –Д.Н. Арутюнов и Марголис (“Исследование классифицирующей деятельности у шизофреников”) и деменции – Лебединский (“Психологическое исследование дементных паралитиков”).

  • Слайд 18

    Иследования процессов смыслообразования, представленные работами:

    Запорожца (“Семический анализ детской речи”) Артюх (“Смысловая организация понимания речи детьми и детской речи”) Лебединского (“Сравнительное изучение семических полей”) Аснина и Запорожца "Семический анализ языковых значений, усвоенных в школе"

  • Слайд 19

    Исследования отдела теоретической психологии представлены работами Гальперина

    посвященными методологическому разбору различий между физиологическим и психологическим исследованием, выполненные с точки зрения изучения нормального развития в филогенезе (“О психологии и физиологии в разумном поведении животных”) и, с другой стороны, под углом исследования патологии развития в онтогенезе (“Разграничение психологических и физиологических исследований в патопсихологии”), а также журнальными публикациями о предмете и методологии психологического исследования

  • Слайд 20

    А.Е. Хильченко “Отношения геометрических величин (у обезьяны). Психологическое исследование” “Отношения как условные раздражители (у собак). Психологическое исследование”.

  • Слайд 21

    работа Ф.В. Бассина о нарушении словесных значений при шизофрении исследование практического интеллекта у шизофреников, начатое Запорожцем не позднее 1936 г. и оформленное в виде рукописи к 1937 г. публикация Лебединского "психологического анализа случая сензорнойафазии" и его же статья об особенностях мышления при афазии

  • Слайд 22

    Письмо ЛурииВерхаймеру

    “…Первый(вопрос, который иследую) затрагивает общие законы психологического развития: в первую очередь мы исследуем как в процессе человеческого развития развивается [evolves] смысловаякартинамира (meaningful representation of the world) (каковую мы видим в смысле [meaning] действий и языка), как реорганизуется смысловое поле [theworldofmeaning] и психические функции в процессе обучения, и как обучение может вести к реорганизации взаимоотношений между психическими [psychological] функциями. […] Второй вопрос, разрешением которого я занимаюсь в первую очередь, это разрушение [destruction] смыслового поля [theworldofmeaning] и структуры [construction] психических функций при поражении мозга. В этой области нам удалось выработать методы анализа значения слова, живого [living] семантического синтаксиса языка, которые позволяют выявить деградацию мозговых функций [braincapability], а также демонстрируют закономерное ухудшение функционирования [deterioration] при мозговых поражениях. Патологические семантика, синтаксис и функциональные структуры психики составляют вторую часть того проблемного поля, которое мы здесь интенсивно разрабатываем”

  • Слайд 23

    1936 год принес постановление о "педологических извращениях в системеНаркомпроса"

  • Слайд 24

    ХГПИ в психологических исследованиях Харьковской группы

    Кафедра психологии, которой бессменно руководил А.Н. Леонтьев с ее основания в 1933 г.до 1 декабря 1937 г., с конца 1937 – начала 1938 года возглавлял А.В. Запорожец.

  • Слайд 25

    Выготский предвещает "страшное обострение классовой борьбы в науке вообще и в психологии в частности" 1934 г.

  • Слайд 26

    Большой Террор, начавшийся показательным открытым судебным процессом по делу «Троцкистско-зиновьевского объединённого центра» 19–24 августа 1936г., затронул и психологов Харьковского педагогического

  • Слайд 27

    Доклады:

    "Овладение учащимися научными понятиями как проблема педагогической психологии» и «Развитие психики у ребенка" (А.Н. Леонтьев) "Об условиях образования представления" (Запорожец); "Психология и патопсихология" (Лебединский); "К вопросу об условиях надежности психологического исследования интеллекта" (Аснин); "Понимание художественного образа детьми младшего возраста" (Хоменко); "К вопросу об осознании ребенком речи в процесссе игры" (Луков); "Учение о памяти" (Гальперин) "Проблема непроизвольного запоминания у ребенка" (Зинченко).

  • Слайд 28

    доклады Гальперина и Зинченко о памяти были опубликованы в журнале Культурно-историческая психология за 2009 год Доклад Зинченко о непроизвольном запоминании, вероятно, объединенный с некоторыми местами из доклада Гальперина, был опубликован в Научных записках ХГПИИЯ, а доклад Лукова об осознании ребенком речи в процесссеигры – в Научных записках ХГПИ уже в 1939 г. Доклады Аснина об условиях надежности психологического эксперимента и Хоменко о понимании художественного образа детьми выходят в виде статей в Научных записках ХГПИ в 1941 г

  • Слайд 29

    Сравнительный анализ позволяет выявить некоторые механизмы, по выражению Иосифа Бродского, письма "на эзоповой фене", конструирования публичного текста при тоталитаризме и определить конкретно исторические текстуальные формы существования советского научного “двоемыслия” (doublethink) и “новояза”

  • Слайд 30

    Легенда

    «Алексей Николаевич, почему Вы пишете так сложно, заковыристо, такими длинными фразами, в которые потом очень трудно проникнуть, осмыслить? Почему нельзя проще, прямее, яснее выражаться?» На что он ответил: «В свое время жизнь приучила меня писать так, чтобы нельзя было вырвать фразу из контекста и за нее посадить».

  • Слайд 31

    По причине знакомства с историческим контекстом посвященных в историю вопроса и нежелательной ассоциацией, как с педологией, так и с разогнанной школой харьковских рефлексологов 1930-х гг., выражение "Харьковская школа" фактически не было известно до середины 1970-х годов.

  • Слайд 32

    Спасибо за внимание

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке