Содержание
-
Из опыта работы по созданию Школьных служб примирения в Северном и Южном Бутово2013г
Центр Психолого-медико-социального сопровождения «Бутово» Москва
-
Школьные службы примирения (ШСП)
Программа направлена на внедрение в школьную практику альтернативных способов разрешения конфликтных и напряженных ситуаций; способствует снижению уровня социальной дезадаптации школьников; развивает навыки конструктивной и эффективной межличностной коммуникации в подростковой среде; опирается на принципы медиации, как альтернативного способа разрешения конфликтных ситуаций и принципы восстановительного правосудия; направлена не только на разрешение локальных конфликтов, но на изменение отношений в школьном социуме.
-
Программа:
Ставит целью создание устойчивой системы ШСП в районе (институциональное оформление, обучение, консультации, семинары и супервизии, распространение опыта и т.п.). В состав системы ШСП входят: администрация и социально-педагогический состав школ; школьники средних и старших классов; КДН и ЗП; районные службы, направленные на профилактику социальной дезадаптации.
-
Программа
Возможные результаты работы ШСП (для детей и подростков): снижение уровня агрессивного и враждебного поведения; снижение уровня напряженности и эскалации конфликтов; повышение уровня толерантности в школьной среде повышение уровня ответственности и гражданской активности школьников; повышение показателя социального самочувствия (безопасность и комфорт); создание условий для формирования у подростков позитивных представлений о собственном будущем; развитие навыков миротворческой деятельности.
-
Возможные результаты работы ШСП (для специалистов): - Получение новых знаний и практических навыков в области примирения, выстраивания общественных отношений в детской среде и школе. Получение инструментов для разрешения сложных ситуаций и конфликтов (снижение риска криминализации подростковой среды). Расширение применяемых воспитательных приемов и подходов использующих интерактивные методы разрешения конфликтов в подростковой среде.
-
Основные принципы школьной медиации
Конфликт - здоровое явление (источник роста) при его конструктивном и своевременном разрешении. Ответственность сторон и медиатора: Найти лучшее решение конфликта могут его непосредственные участники (ответственность за выработку решения и его последующую реализацию лежит на непосредственных участниках конфликта). Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Добровольное участие в примирительной процедуре. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации.
-
Равноправиесторон: Конфликты между подростками разрешаются самими подростками, конфликты с участием взрослых разрешаются либо парой подросток-взрослый, либо взрослыми. Сотрудничество: Навыки, полученные в ходе проведения примирительных встреч полезны для подростков. Нейтральность ведущего примирительной встречи (не играет роль адвоката, прокурора, судьи или советчика или «не учить, не лечить и не судить»).
-
Конфиденциальность примирительной встречи. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни или возможности совершения преступления. Медиатор ставит участников в известность, что на данную информацию принцип конфиденциальности не распространяется. Заглаживание вреда обидчиком. В ситуации, где есть обидчик и потерпевший, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда причиненного потерпевшему. Самостоятельность служб примирения. Служба самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации.
-
Структура Школьной службы примирения
Куратор службы (заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, реже психолог или один из учителей). Учащиеся-медиаторы. Школьная служба связана с медиаторами, Центрами психолого-медико-социального сопровождения (для консультаций, супервизий и проведения медиаций (по запросу).
-
Из опыта создания ШСП
Встреча специалистов Центра с социальными педагогами и психологами ОУ Северного и Южного Бутово для знакомства с программой создания ШСП присутствовало: 20 и 7 человек соответственно. Запросы от Школы в Центр ПМСС «Бутово» на участие в программе создания школьных служб примирения поступили от школ 2046, 2047, 1176, 1970, 1946 и 1942. Встреча представителей Центра с администрацией школы для обсуждения идеи и технологии Службы. Подписание Договора о сотрудничестве между Центром ПМСС «Бутово» и Школой. Издание Приказа или решения о создании ШСП в школе, выделение Куратора службы.
-
Отбор куратором подростков и взрослых для участия в Службе (при поддержке специалистов Центра) и в обучающей программе. Проведение Центром ПМСС «Бутово» обучающего трехдневного тренинга для детей и взрослых по формированию Службы. 7-9 февраля 2012 года – ГОУ СОШ №2046,2047, 1176 (45 человек из низ 8 взрослых, 37 детей с 7 по 11 классы). 25-27 апреля 2012 года – ГОУ СОШ № 1970, 1946, 1942 (31 человек из них 4 взрослых и 27 детей с 6 по 11 классы). ИТОГО: За 4 месяца 2012 года обучающую программу прошли 76 человек. ШСП созданы в 6 школах Северного и Южного Бутово Рассмотрено 1 дело – составлено примирительное соглашение.
-
Участники обучающей программы разработали проект службы примирения (логотип, название, принципы работы, порядок и частоту встреч школьных медиаторов, проект презентации школьной службы). К настоящему времени: Участники службы провели в каждой школе презентацию ШСП для администрации, учителей, родителей и учащихся.
-
Сложности:
Отсутствие согласованного методического стандарта по оформление документации по созданию ШСП и районных служб примирения (единого Положения о районной службе примирения, представления о системе и основных организациях входящих в ее состав, основных критериев оценки эффективности работы ШСП и районной службы). Отсутствие вовлеченности специалистов ОУ в развитии и становлении ШСП (формальная необходимость). Изменение временного формата проведения обучающей программы (4 дня по 5 часов занятий в день) с учетом возрастных особенностей детей.
-
Перспективы развития ШСП:
Проведение обучающих программ по созданию ШСП в остальных ОУ района. Сопровождение работы медиаторов в уже созданных ШСП (супервизии, тренинги развития коммуникативных, аналитических навыков, управления эмоциональным состоянием и сензитивности) по запросу служб. Проведение программ развития социально-психологической компетенции специалистов ОУ по запросу. Реализация других форм альтернативного разрешения конфликтов (круги встреч, семейные конференции) по запросу администрации ОУ. Создание площадки для обмена опытом в сфере профилактики социальной дезадаптации.
-
Назарова Светлана Евгеньевна, педагог-психолог, Центр Психолого-медико-социального сопровождения «Бутово» тел. (495) 714-76-18
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.