Содержание
-
Выполнила студентка 4-го курса 47 С группы заочной формы обучения Бушуева Е. А.
Проверил К. пси. н. доцент Тужикова Е.С.
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Психолого-педагогический факультет Кафедра организационной психологии
Доклад По дисциплинеКонфликтология
На тему : Конфликты родителей и детей подростков.
-
Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
-
Выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей:
Тип внутрисемейных отношений.
Выделяют :
-гармоничный
-дисгармоничный
типы семейных отношений.
-
2. Деструктивность семейного воспитания.
Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:
• разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
• противоречивость, непоследовательность, неадекватность;
• опека и запреты во многих сферах жизни детей;
• повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.
-
3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности.
4. Личностный фактор.
-
Перед подростком стоит задача самоопределения в трех «областях»:
- Половой. Т.е. буквально должна произойти половая идентификация.
- Возрастной. Во время самого этого периода у подростка нет четкого ощущения «Кто он ?».
- Социальный. Подростку необходимо занять определенное место в обществе в своей референтной группе.
-
Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями:
-конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная сменакритериев оценки ребенка);
-конфликт сверхзаботы (излишняя опека исверхожидания);
-конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);
-конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).
-
Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:
• реакция оппозиции;
• реакция отказа;
•реакция изоляции.
-
Причины конфликтов родителей и подростков
Подростки в конфликте:
-кризис переходного возраста;
-стремление к самостоятельности и самоопределению;
-требование большей автономии во всем – от одежды до помещения;
-привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;
-бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.
-
Родители в конфликте:
-нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;
-боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;
-проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;
-борьба за собственную власть и авторитетность;
-отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;
- неподтверждение родительских ожиданий.
-
На основе проведённого исследования можно выделить следующие причины конфликтов между родителями и подростками:
"Непонимание, разные взгляды на жизнь".
Эту причину конфликтов с родителями подростки поставили на первое место. Указанная причина намного опередила все остальные. И это не случайно: она может иметь "тройное происхождение":
1) социокультурное ;
2) социально-психологическое;
3) социально-ролевое.
-
"Несправедливость родительских требований".
Детско-родительские отношения по своей природе интимны и не терпят формализма. Тем печальнее, когда между родителями и детьми появляется невидимая стена непонимания и отчуждения.
В этих условиях даже справедливые и обоснованные требования родителей субъективно воспринимаются как несправедливые.
А если эти требования еще высказываются в категорической, безапелляционной форме, что часто и делают родители, не замечая, что "ребенок" уже готов к равноправному общению, то тем более трудно согласиться с такой "справедливостью".
-
"Моя успеваемость".
Эта причина отражает не только естественное для этого возрастного периода поведение, сколько меру выполнения школьниками своей социальной функции - роли учащегося. Частота конфликтов школьников с родителями по поводу успеваемости в 2,5 раза выше, чем с учителями. Это естественно, так как для родителей успехи их детей более значимы, чем для учителей.
-
"Мало помогаю по хозяйству".
По данным опроса, юноши и девушки называют эту причину конфликтов довольно часто. Подросшие чада требуют к себе уважения и предоставления новых прав, но когда речь заходит об обязанностях, налагаемых статусом взрослого, диспозиция меняется на противоположную.
"Из-за моей компании"
- отмечали в проводимых исследованиях юноши и девушки и такую причину разногласий с родителями. Причина, в общем, естественная - родители опасаются дурного влияния улицы. Но зачастую сами родители, не сумев наладить отношения с выросшими детьми, способствуют их стремлению найти недостающую им равноправность и искренность в общении за пределами семьи.
-
Основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:
1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.
2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.
3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.
4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.