Содержание
-
Конфликты в сфере управления
Учебные вопросы:
- Понятие управления и его виды.
- Природа и виды конфликтов в сфере государственного управления.
- Природа, сущность и специфика организационно-управленческих конфликтов.
- Типология организационно-управленческих конфликтов и способы их урегулирования.
-
Понятие управления и его виды
-
Управление - целенаправленное регулирование социальных отношений в соответствии с объективными законами.
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - обеспечение целенаправленной, скоординированной работы объектов управления.
-
Конфликт в сфере управления
- Конфликт в сфере управления – конфликт, возникающий в системе социального взаимодействия субъектов и объектов управления
- Источник конфликта: противоречия
- Основным противоречием в сфере управления является противоречие между бюрократическими правилами системы управления и потребностью к свободе действий и самовыражению субъектов управления
- Противоречия подбора и расстановки кадров
- Противоречия делегирования полномочий
- Противоречия карьерного роста
-
Причины конфликтов на этапах процесса управления
- Планирования нарушение принципов планирования, конгруэнтности стратегического, тактического и оперативного планирования; субъективизм и волюнтаризм руководства
- Организации последствия неудачного планирования; нарушение принципов организации, постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями
- Мотивации нарушение принципов мотивации; просчеты в подборе и расстановке кадров
- Контроля неадекватность отражения в сознании субъектов и объектов управления функции контроля в управленческой деятельности; нарушение принципов и норм контроля; нечеткость критериев контроля; неадекватность стиля управления конкретным условиям и ситуациям
-
Формы проявления управленческих конфликтов
- Дезорганизация это такое состояние управленческого взаимодействия, при котором существующие групповые нормы, административно-бюрократические правила приходят в несоответствие с новыми условиями и факторами
- Несогласие это отказ определенных субъектов и объектов управления от предписанных шаблонов и норм поведения, неисполнение в той или иной мере своих обязанностей, легитимность которых в изменившихся условиях подвергается сомнению
- Напряженность это острая форма управленческого конфликта, затрагивающая устои существующей системы управления
- Конфронтация это самая острая форма управленческого конфликта, ведущая к расколу и ликвидации существующей системы управления
-
Природа и виды конфликтов в сфере государственного управления
-
Государственное управление
- Конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти. Носит исполнительно-распорядительный характер.
- Исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Непосредственность такого руководства обусловлена тем, что в ведении органов государственного управления находятся объекты собственности.
- Является подзаконной деятельностью, осуществляемой, на основе исполнения закона, она вторична по отношению к законодательной деятельности.
-
Классификация видов государственного управления
- по характеру взаимоотношений властей (координационное, субординационное)
- по уровням (федеральное, региональное, муниципальное и местное)
- по способу учетов интересов (административное, экономическое)
- Государственное управление - деятельность государства по практической реализации законов общественного развития, организации общественных отношений в целях обеспечения государственных интересов и проводимой государством политики.
- по форме (демократическое, авторитарное)
- по срокам исполнения решений (стратегическое, оперативное, тактическое)
- по воздействию на управляемый объект (отраслевое, территориальное)
-
Природа конфликтов сфере государственного управления
- Причина конфликтов: различие интересов, соперничество и борьба различных институтов и государственных структур по поводу перераспределения и реализации политико-государственной власти, овладения ведущими позициями в сфере политической власти и государственного управления.
- Объект конфликта: распоряжение властью
- Содержание конфликта: пересечение политических, юридических, организационно-административных аспектов
Специфика конфликта:
- Любой конфликт начинается и заканчивается в юридической форме и так или иначе связан с правовыми отношениями сторон.
- Субъекты конфликтов (их мотивация и поведение) и их объекты обладают правовыми «признаками», а сами конфликты влекут юридические последствия.
-
Виды конфликтов в сфере госуправления
- Конфликты между государством и отдельным институтом (например, государством и политической партией)
- Конфликты между государством и личностью (проблемы соблюдения прав человека)
- Конфликты между государством (или его отдельным институтом) и обществом (проблема легитимности)
- Конфликты между государственно-правовой системой и оппозицией, стремящейся эту систему изменить
- Конфликты между институтами (ветвями) власти (законодательной, исполнительной, судебной)
- Конфликты между различными звеньями управленческого аппарата
-
Конфликты между ветвями власти
- Причина: нарушение баланса конституционных полномочий представительной и исполнительной ветвей власти.
- Конфликты между ветвями власти должны всегда разрешаться легитимными, конституционными средствами
- Конфликты между ветвями власти надо не только своевременно разрешать, но и вовремя предупреждать
- Над тремя ветвями власти нет никакого более высокого арбитра, чем сам суверенный народ
- Затянувшийся конфликт между властями создает политический и социальный кризис в обществе и болезненно сказывается на различных сторонах жизни общества
- Даже если конфликт между ветвями власти разрешился неконституционным путем, его завершение должно приобрести юридическую форму
-
Конфликт между государством и обществом
- Основная причина – недоверие официальным властям и стремление населения решать дела по собственному усмотрению. ( при 30% недовольных начинается дезориентация социальной системы, 50% - наступает кризис, развал)
- Основная проблема конфликта - легитимность власти
- Типы легитимности:
- Идеологическая
- Структурная
- Персонализированная
-
Конфликт между различными звеньями управленческого аппарата
Типы конфликтов
- Конфликты между политическими и государственно-административными (групповыми и индивидуальными) субъектами (структурами)
- Конфликты между центральными, региональными и местными органами государственного управления
- Конфликты между государственно-административными структурами и организациями государственного и частного секторов
- Функционально-ролевые внутриорганизационные конфликты в государственных организациях и учреждениях
- Конфликты между ведомствами, министерствами и другими организационно оформленными звеньями управления
- Неформальные конфликты внутри и между отдельными государственными учреждениями
- Основная причина – функциональная раздробленность системы государственного управления
Выражается:
- В стремлении отдельных государственных структур к присвоению функций других, в том числе и вышестоящих органов управления
- В постоянной конкуренции электоральных и лоббистских методов представительства массовых интересов
- В оспаривании официальных полномочий центров принятия решений неформальными и теневыми структурами
- В хронической несогласованности процессов планирования и бюджетного финансирования
- В дублировании управленческих функций различных государственных органов
-
Природа, сущность и специфика организационно-управленческих конфликтов
-
Понятие организационно-управленческого конфликта
Организационно-управленческий конфликт - это конфликт между членами управляющей организации, руководителями и исполнителями, образующимися в их составе первичными группами, между различными подразделениями в данной системе управления по поводу целей, методов и средств управленческой и организационной деятельности, а также ее результатов и социальных последствий.
-
Виды организационно-управленческих конфликтов
-
Функции организационно-управленческого конфликта
- Сигнальная сторона функции заключается в том, что администрация начинает обращать внимание на нетерпимые условия труда, произвол, различного рода злоупотребления. Стремясь не допустить эскалации конфликта, она принимает меры для смягчения создавшейся ситуации.
- Коммуникативная сторона функции определяет, что для обеих конфликтующих сторон необходимо располагать информацией, позволяющей сделать выводы о стратегии и тактике своего противника, ресурсах, которыми он располагает.
- Эта функция связана с процессами внутри конфликтующих сторон и взаимодействиями между ними. Суть ее заключается в тенденции каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы, ибо производственный конфликт влияет на соотношение индивидуальных, групповых, коллективных интересов, способствует группообразованию, установлению и поддержанию нормативных и физических границ группы.
- С помощью конфликта можно преодолеть препятствия на пути экономического, социального или духовного развития коллектива.
- Под влиянием противоборства или в результате его прекращения происходит трансформация состояния межличностных отношений. Правильно урегулированный конфликт улучшает психологические характеристики коллектива и вызывает усиление социальной активности за счет изменения всех важнейших характеристик.
-
Типология организационно-управленческих конфликтов и способы их урегулирования
-
Типология организационно-управленческих конфликтов (по характеру субъектов)
- Внутриличностный конфликт: возникает в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями, а также может являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.
- Конфликт между личностью и группой: возникает если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности. Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.
- Межгрупповой конфликт: возникает, когда в организациях начинается конфликт между формальными и неформальными группами, между профсоюзом и администрацией, а также если из-за различия целей начинают конфликтовать друг с другом функциональные группы внутри организации.
- Межличностный конфликт: проявляется как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.
-
Переговоры – основная форма разрешения организационно-управленческого конфликта
- Переговоры предполагают регулярные встречи конфликтующих сторон с целью обсуждения причин, приведших к конфликту, и определения путей их устранения
- Арбитраж - «жесткая» форма участия третьей стороны. Предполагает обязательное вынесение третьей стороной конкретного решения по устранению причин конфликта. Выполнение этого решения является обязательным для обеих сторон.
- Посредничество - «мягкая» форма участия третьей стороны. Посредничество предполагает соглашение сторон периодически выслушивать мнения третьей стороны и рассматривать ее предложения.
- Решение принимается коллегиально и должно, удовлетворять обе стороны конфликта. Наиболее распространенный способ принятия решения – голосование – принятием решения большинством голосов или квалифицированным большинством, на основе консенсуса.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.